13 июля ежегодно отмечается Международный день головоломки (International Puzzle Day). Международный день головоломки отмечается в день рождения венгерского изобретателя, скульптора и профессора архитектуры Эрно Рубика. Он получил всемирную известность благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам. К числу этих головоломок относится кубик Рубика. (
https://newsua.ru/kalendar/47297-13-iyulya-mezhdunarodnyj-den-golovolomki-international-puzzle-day)
Но началось-то всё пораньше...
Во время перекуров, дабы мозги не расслаблялись, делаю вид, что занимаюсь интеллектуальными развлечениями посредством игрушки на телефоне «Умные игры». Там уже множество разнообразных головоломок различной сложности порешал и тут наткнулся на головоломку «Катящийся шар».
Суть в том, что надо, двигая «планки» на свободное место, выстроить «трубу» по которой покатится шарик.
И тут меня пробило на детские воспоминания про игру «пятнашка».
Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов, соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры - перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.
Эта игра мне всё детство сделала. Тут надо сказать, что детство пришлось на период, когда компьютеры и смартфоны были очень отдаленной мечтой человечества. И всяким сочинителям трагических историй, что в это время мы всей страной занимались разжиганием лучины, хочу сказать, что находились в меру интеллектуальные игровые занятия (а надо вообще озадачится отдельным постом про игры детства - интересно же жили!).
Так вот, наверное, вот такие игры на сообразительность и давали какие-то первоначальные навыки интеллектуальной деятельности, заставляли думать и в плане соображения, и в плане пространственного мышления.
Толчок ещё был от книжки - «Занимательная физика»...
Настолько нестандартно она переводила сухую школьную программу в развлекательную сферу и практическое применение физических законов в быту и развлечениях, что дух захватывало (опять же отдельный пост надо сделать).
Но сегодня я хотел об игре «пятнашка». Оказывается ей уже чуть не полтора столетия. Игра в 15, пятнашки, такен - популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Пик популярности головоломки в США пришёлся на первую половину 1880 года. В марте 1880 года головоломка начала распространяться за пределами США. До конца марта она достигла Канады и Франции. В течение апреля «безумие» достигло Англии, Германии, Латвии, Австрии, Эстонии, Норвегии, Швеции, России, Финляндии, в мае - Новой Зеландии, Нидерландов, Италии, Мексики, Дании, Австралии.
Надо сказать, что по «мотивам» этой игры сформулированы даже вполне себе теоремы с конкретными доказательствами, и она представляет собой благодатный предмет исследований по комбинаторике. «Пятнашки» разных размеров с 1960-х годов регулярно используются в исследованиях в области ИИ; в частности, на них испытываются и сравниваются алгоритмы поиска в пространстве состояний с разными эвристическими функциями и другими оптимизациями, влияющими на число посещённых в процессе поиска конфигураций головоломки (вершин графа).
Вот так вот и никакой электроники. «Волк с яйцами» появился уже несколько позже.
Но честно скажу, что интеллектуальности в ней я никакой не видел и не вижу.
Вот где-то же в это время наступил апогей кубика Рубика - обалденная неэлектронная головоломка. Но игрушка была явно не для детей - интуитивной понятности в ней было мало. Большинство из нас собирали её по полученному со стороны алгоритму, а настоящее понимание пришло после осмысления механического устройства кубика...
А та «пятнашка», глянь, до сих пор жива и в смартфонах.