...чего-то не хватает - зимою лета... Индия. Мурдешвара. Храм - Ч-1.2

Mar 04, 2024 10:00


Недавно рассказывал по посещение Мурдешвары и посещение просто колоссальной скульптуры Шивы - так этим дело не ограничилось. Собственно оно и не предполагалось этим ограничиться, так как сама статуя при всей своей значимой величине приставлена к легендарному событию, а не наоборот. Суть в чём? Я начал рассказывать в прошлой телепередаче статье легенду про лингам...





Так вот переведу её в плоскость практической привязки к жизни, географии, религиозному сознанию и цели посещения. Вкратце - царь Ланки (Шри-Ланки) по имени Равана разжился от щедрот Шивы Атма Лингамом и направлялся с ним с горы Кайлас до дому, обременённый дополнительным требованием Шивы - святыню, как бы она не выглядела, на землю не класть. Однако интриганы мудрец Нарада и бог Ганеша засомневались по поводу побочных симптомов обладания таким причиндалом в виде бессмертия и немыслимой силы, даруемых простому такому царю, и решили божественный подарок незаметно конфисковать. Ганеша убедил аналогичного бога, но хранителя мироздания Вишну ввести временное сумеречное положение в стране, и тогда Равана начинает совершать свои ежедневные религиозные отправления в виде омовения. Ганеша же, прикинувшись невинным отроком, оказался рядом с Раваной и взялся подержать лингам на время молебна. А сам прибор вскорости и заземлил, после чего тот Раване в силу его скверного царского характера только и оставалось, что изничтожить лингам. В ходе последующих творимых разрушений и надруганий Равана подарочный футляр забросил в Саджешвару, художественно уникальную крышку закинул в Гюнешвару и Дхарешвару; а ткань, в которую был завернут священный предмет, зашвырнул в Мурудешвару. Собственно вот так на макете -



Километров на 20 - 30 в округе. Там теперь так называемая пятерка храмов Pancha Kshetras с соответствующими реликвиями. А в Мурудешваре всё-же главная особенность не в этой исполинской статуе недавнего времени воспроизведения, а в Храме Шивы, где эта оберточная ткань и хранится.



Храм расположен рядом же со статуей Шивы, туда мы и направляемся. И пока мы там прогуливаемся я поцитирую разные исторические факты и теологические байки. На входе в храм расположен заметный издалека объект - гопурам.



При этом гопурам достаточно давно применяется в эстетических целях в практике индуистского храмостроения. В теории этой архитектурной постройки понятие означает надвратную башню в храмовой ограде индуистских храмов - такая отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии.



Исторически традиции строительства гопурамов сложились в державе Паллавов, сосредоточеном в Северном Тамилнаде (штат на юге Индии, столица - Ченнаи (в прошлом - Мадрас)) с начала IV до конца IX вв. При Нарасимхавармане I (VII век) государство Паллавов достигло зенита своего могущества. Из великой гавани в Мамаллапураме отплывали экспедиции для колонизации Юго-Восточной Азии, которые принесли в те далёкие края джайнизм, буддизм и индуизм. Было предпринято успешное вторжение на Цейлон.



В  XII веке в государстве Пандья такой гопурам становится доминантной чертой внешнего вида храма, нередко затмевая внутреннее святилище, которое скрывалось из виду колоссальными размерами гопурама. Он также превосходил внутреннюю часть святилища по богатству орнамента. Многие храмы имели больше одного гопурама. Помянутая Пандья - индусское государство во главе с одноимённым родом, испокон веков правившим южными областями Индии из окрестностей священного города Мадурай на территории Южного Тамилнада.



О существовании Пандья было известно ещё древнегреческому путешественнику Мегасфену, который приписывал основание рода дочери Геракла. Государство Пандьев на протяжении своей почти 2-тысячелетней истории вело обширную торговлю с портами Индийского океана и держало в подчинении многие княжества Южной Кералы. Пандьи находились во враждебных отношениях с правителями Цейлона и вынуждены были постоянно отбивать нападения северных держав (Паллавы, Чалукья, Раштракуты).



«Золотой век» правителей Мадурая закончился в начале XIV века в связи с вторжением из Делийского султаната мусульманской армии под командованием перса Малика Кафура, который в 1311 году захватил и разрушил Мадурай. Последовавшие за этим завоевательные походы мусульман привели к падению государства Пандьев и основанию на его обломках Мадурайского султаната.



Так вот гопурам Мурудешвара - обладатель сразу двух рекордов: это и самый большой гопурам в мире, и самая высокая башня в Азии. Гопурам Мурудешвара имеет 20 этажей, построен из гранита и украшен многочисленными статуэтками индийских божеств. Единственный способ подняться на 75-метровый гопурам - на лифте. А у входных ворот храма стоят статуи двух слонов, которые, как считается, служат стражами храма.









А за гопурамом находится храм Шивы к которому мы и направляемся. Напомню, Шива - индуистское божество, верховный бог в шиваизме. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.



В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (300-1200 гг.) Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время в некоторых традициях Индии (кашмирский шиваизм) Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.



В «Махабхарате» Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем, единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов).



Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Шива также известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы - «Ом намах Шивая».

image Click to view



Шива в шиваизме безусловно является верховным богом - Парашива - творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги. В других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения.



Кроме того, Шива считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа; имеет ипостась целителя и избавителя от смерти; его свита - духи и демоны, которые сопровождают его по своей собственной воле.



Шиву чтят в праздник Махашиваратри («великая ночь Шивы») - переходящий праздник, приходится на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы, попадает на февраль-март. Праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но тот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» - великий, главный. Верующие читают «катха» - истории о Шиве, и поют гимны в его честь. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов. Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время. Символом данного праздника является естественно лингам.



Итак, мы вошли в ворота гапурама, но еще не попали в храм. Перед входом небольшой "коридор" под открытым небом с какой-никакой очередью (наплыв и верующих и туристов). И чтобы не терять время, установлен небольшой молельный пантеончик с Ганешей, чтобы в процессе обращения к всевышним силам скоротать время.



Ганеша - бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона. Ганеша -Сын Шивы и Парвати. При этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что Ганеша создан Шивой, в других - он создан Парвати, в третьих вообще наоборот - совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его. Расходятся мнения мифов и в отношении семейного положения Ганеши. Часть мифов относит Ганешу к брахмачарьям, которые не могли жениться. Это мнение широко распространено на юге Индии и, частично, - в северной её части. По другой версии Ганеша ассоциируется с такими идеями как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти идеи (концепции) персонифицировались в одноимённых божеств, которые признавались жёнами Ганеши. Ещё один вариант утверждает, что женой Ганеши была богиня культуры и искусств Сарасвати или богиня удачи и процветания Лакшми.



Ганеша изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем, восседающего на своей вахане - крысе или мыши. Количество рук разнится от двух до тридцати двух в зависимости от облика. Ежегодно в Индии проходит праздник, посвящённый Ганеше, - Ганеша-чатуртхи, или, иначе, «Фестиваль Ганеши». Празднование начинается в четвёртый день прибывающей луны месяца Бхадрапада (он попадает в промежуток между 19 августа и 20 сентября) и длится десять дней. Красочные шествия со статуями (идолами) божества собирают многотысячные толпы паломников. После подношений Ганеше эти статуи топят в водоёмах, таким образом символизируется природный цикл рождения и смерти.



Согласно одной из легенд, головы Ганешу лишил его отец-бог Шива. Ганеша не пускал отца, воспылавшего страстью к супруге, в покои, где она находилась. Тогда Шива в гневе лишил его головы, забросив её так далеко, что никто из посланных не смог её отыскать. Богиня была в гневе и отказалась допускать к себе Шиву до тех пор, пока он не исправит положение. Чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слонёнка. Согласно другой версии, на день рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани, и тот, явившись без приглашения, в гневе испепелил голову младенца взглядом. Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры - Айравата. Согласно устным индийским мифам, злобный Шани, являясь одним из родственников, был приглашен на чествование новорожденного сына Шивы: мать Ганеши, Парвати, непременно хотела показать могущественному родственнику прекрасного младенца. Обладая смертоносным взглядом, который он был не в состоянии контролировать, Шани долго отказывался от приглашения, но его всё же уговорили. Первый же взгляд Шани на сына Шивы испепелил ему голову.



По поводу потери одного бивня также существуют несколько вариантов легенд. По одной из легенд Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши. Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама (аватара Вишну), но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень. Есть также легенда, что, записывая Махабхарату под диктовку Вьясы, Ганеша сломал перо и, не желая упустить ни слова, отломил бивень и стал писать им.

Ганеша также является повелителем ганов (войско-свита Шивы). Существует легенда о том, что Ганеша и Сканда (оба - сыновья Шивы) боролись за этот пост, и в итоге Шива решил, что тот будет повелителем ганов, кто быстрее обежит вокруг Галактики. Сканда сразу сорвался с места и начал свой долгий путь, а Ганеша не торопясь обошел своих родителей по кругу, ведь именно Шива и Парвати были олицетворением Галактики. И после этого Ганеша получил прозвище «Ганапати» (владыка ганов).

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Мурдешвара, храм, путешествие, индуизм, Индия, Шива, лингам, Фотография

Previous post Next post
Up