Давно я не заходил в свою тему: да и не я один. Гляжу - тут все запылилось, кое-где даже паутинку снять надо.
Вопрос здесь о не моих недостатках, а о недостатках времени.
Надо бы (в планах) в отпуск выбраться, а для успешного отбытия со службы надо столько работы наработать, чтобы аж у руководства непременно множественный оргазм случился на почве четкой организации и умелого управления подневольным персоналом. Я и стараюсь добиться желаемой ими реакции без всякого на то моего возбуждения, при практически отсутствующей у меня эрекции на предмет труда и при осознанном понимании, что симуляции оргазма у руководства не будет.
В этот раз, по пожеланиям адептов классического индийского отдыха направлюсь в Турцию. Буду там угощаться вожделенным божественным ракы, а потом пронзать ночную прохладу легким бризом аромата аниса и потрясать занудную обыденность турецких томных сумерек серенадами «За окошком снегири…»
А днем буду тюленьим моржом возлежать на заветном пляже Клеопатры, наблюдая одним глазом за тучными облаками, цепляющимися за горы Тауруса, а другим глазом цепляться взглядом за щуплые горки немок топлесс.
Ну, нет, еще стоит пройтись (променад, так сказать), там же - рядом, Кале на горе, а под горой - пещера Дамлаташ; и рядом же Кызыл Куле; а еще я в Памуккале пару кадров не доснял (пленка кончилась), да и Каппадокия мне почему-то снилась… Это уже моционом защитается.
Да... вообще-то это пока мечтаецо и сницо…
А кое-что уже было… И так же рвется на бумагу (пардон, на экран).
Я уже упоминал, что мы ездили в Хампи...
Конечно не мирового значения событие, но, к примеру, многие не знают, что и великий Хануман там тоже бывал...
Я даже больше скажу - многие меня знают, а Ханумана - нет...
Конечно, кто Ханумана не знает, тот и Рамаяну не читал, где про Хампи очень даже конкретно поминается... Рамаяна - не путеводитель конечно, но вот про мое местожительство в Рамаяне - не слова; хотя вот недавно памятник Ивану Грозному поставили, не Хануман конечно, но может в очередной редакции Рамаяны вспомнят и про город Орел.
Ах, да, я - про Хампи...
Нет, говорить о том, что уровень познания Индийской геохронологии в российском обществе низковат, язык не поворачивается.
Тут за последнее время в стране такая своя хренология сложилась, что сломалась ось времен к хренам собачьим. Кто уж в такой сложной международной ситуации за Хампи уследит!?
Да и несколько остыл пыл соотечественников в отношении Индии.
"Шантрам" в двух своих реинкарнациях умилил страждущих сплавом бандитизма и гуманизма...
А что до этого мы про Индию читали?
"Хождение за три моря" помню в пятнадцатом веке почитывали, но это как давно было-то: не только я сам, но и родители еще молодыми были.
Или это я с художественным фильмом путаю...
Собственно, "Хождение за три моря" и нынче народ в библиотеке особенно не замусоливает, но вот про Афанасия все знают, не по Троицкому списку конечно, но кино хотя бы в программе передач видели буквами.
Да, собственно говоря, я сам Афанасия по Индии как-то по декартовым координатам всуе не локализировал - он у меня по принципу неопределенности Гейзенберга по всей Индии был "размазан", зато вот через постоянную Планка облик его негоцианско-славянский с кучерявой бородой и непременно красно-фестивальный армячок кушаком перехваченный - это прям четко зафиксирован - красив, хоть на "пальмовую ветвь" номинируй.
И вот когда я в Хампи увидел на village road (так нам ее наш проводник обозвал, хотя я сомневаюсь в этой английской терминологии во времена Виджаянагарской империи)всякие базарно-рыночные дела и атрибутику, изрядно потрепанные временем :
понял, точно тут и был Афанасий, а облик его как-то наоборот померк пропорционально (понятно) постоянной Планка - осознал я, что Олега Стриженова использовал в своих фантазиях без соблюдения всяческого авторского права (интересно - в снах копирайты блюсти надо?)...
И стала сильно до боли понятна столь длительная задержка Афанасия в краях местных - не ограничивал он себя в экскурсионной программе. Вот кто действительно осмотрел достопримечательности вдумчиво и правильно; а то тут некоторые рассказывают, что самоходом несколько дней познавали мемориалы и артефакты. Я так думаю, что как вторую жизнь мне дадут, так я тут на турне и застряну. По всей видимости, судя по их изобилию в данном месте, я реинкарнирую в бурундука и объекты буду исследовать исключительно по тем циферкам, которые для них по экскурсионному маршруту и нарисованы:
Опять я размечтался о будущем... Возвращаюсь к своим историческим хроникам. Повезли нас к храму Виттала. На каком-то этапе я перестал систематизировать аватары всяких там Вишн и Кришн (многомерная таблица по столбцам, строкам, временам, виртуальным столбцам, виртуальным строкам, виртуальным временам и т .п.), Виттала - значит Виттала.
(Вот вернулся назад по теме и расскажу - нашел, что village road кое-где и кое-кто величает Vitthala Baazar street, оно street конечно словцо здесь не эндемичное во всей полноте фразы названия, но хорошо, что не avenue...)
Повезли нас на достаточно неудачной индийской реплике даже не знаю какой модели Tesla (Маск отдыхает), но вместительность и салон, климат-контроль не сказать отличные - удовлетворительные. Да, собственно говоря, модель и характеристики - все лишнее; это скорее - машина времени: 30 минут, и ты нырнул на 500 лет.
Я сразу скажу - был поражен и побежден реальным состоянием и содержанием представленного экспоната. Мы еще на КПП были, а восторг меня переполнил настолько, что я непроизвольно прыгнул на попу для устойчивой стабилизации мировоззренческих основ своего организма и взирал на все глазами туземца, столкнувшегося с другой цивилизацией:
Попрошу без комментариев по поводу «заваленного объектива», света в диафрагму, выбора точки съемки - я сам сидел на пятой, зачастую неиспользуемой, точке!
А что вы хотите? Да - мы туземцы для этой иной цивилизации!
Внутри меня ждало еще одно изумление на автомобильную тематику. Там был такой грузовичок!
Так и вспоминается легендарный призыв персонажа Угольникова в «Ширли-Мырли»: «Стреляй по колесам!». Это они когда за Гарудой на трамвае гнались. Или не за Гарудой, во - за Гар...калиным.
А Гаруду то с такой броней каменотесной, говорят, что в свое время взвод автоматчиков не мог остановить!
Потом, безусловно, мне запомнился упоминаемый некоторыми источниками храм Богини:
Большинство путеводителей и путешественников (особенно современных с навыками русской словесности, а других я как-то слабо воспринимаю) зачастую обходят его стороной, как бы его и нет…
Тут может быть, кто и подскажет - как заходишь за КПП, так сразу налево. Очень все изысканно.. . Не Версаль конечно, но и Афанасий Никитин, как и я, особо версалей по своей жизни не разглядывал (разве что на открытках).
Вот я "глазами" Афанасия, наверное, и услаждал свой взор - лепота: миниатюрность, точность и симпатичность скульптурных этюдов, и все это практически без маломальского станкопарка с ЧПУ (наверное) и с глубокой интеллектуально-нравственной проработкой психологического облика ваяемых персонажей. А материальчик то наверное под шестерочку будет по Моосу - простой стамеской бронзовой не угрызешь. А тут еще все в такой насыщенной ярусности изваяний с ненужными нам простым людям детальками и излишествами, как будто ожидал увидеть и отведать наипростейший бургер шестнадцатого века - а тебе торт воздушный в вензелях, орнаментах и узорчиках. А потолки, какие! Я бы, наверное, нашу строительно-ремонтную индустрию, широко представляющую пенопластовые и пластмассовые потолочные плитки и барельефы, сначала бы расстреливал из клеевого пистолета в глаза и в душу, а потом сюда на просмотр достижений человеческой культуры, что на потолке, отправлял.
И там же смысл еще какой-то во всем этом имеется - не просто для красоты делали.
Вот сам храм Виттала нам с Афанасием - как-то не так...
Конечно, снаружи там много затей и головоломок налеплено. Местное население прям знает как что чем прикрыть - и новый нетленный образ рождается (опять же - по словам местного населения). Но вот изящества, полета фантазии и воздушной легкости - нет. Дело я Вам скажу в потолках - явно не от этого здания потолок (это даже не производственное помещение, это какое-нибудь "Эльдорадо" в бывшем производственном помещении). Тем не менее, я бы к современным методикам декорирования потолочной поверхности даже с бесшовным инжектированием и экструдированием не прибег. Не зря древние пластмассой не пользовались.
Пусть так и остается в авторском исполнении, назовем это сплав индийского минимализма и храмового мандапализма (от Mandapa).
Центральный зал вообще порушен с ощущением, что неопытная бригада грузчиков рояль заносила, или неопытная бригада каменщиков слоновьи кизяки на стены применила (хотя сырья кругом - до сих пор осталось), или неопытные кровельщики цельнокаменную крышу угнездила, или неопытная бригада реставраторов на евроремонт нацелилась…
Вот сам Витталик в целом хорошо получился:
И гибок, пластичен и упруг в тазо-паховой области, и с руками все нормально (четное количество), и лицо в целом разнообразно и всевозможно, и одежда сносу не знает и стирка ей не нужна - и вообще все в нем прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (все он сделал по Чехову, то есть и начитан).
Прекрасно подземелье, расположенное в подвале древнего здания. Скажу я Вам, что притаился в темноте, чтобы заснять (сфотографировать, то есть) вспугнутых экскурсией летучих мышей, но в итоге мне в объятья с фотоаппаратом влетели две наяды, планировавшие испугать друг друга в темноте. Мои нечленораздельные междометия, вызванные неожиданностью и уже отсутствием привычки, были восприняты ими как древнеиндийский, истолкованный как вообще "ужос" пришествия духа прошедших времен, а легкий акцент в ругательствах, этнически привязанных к русскому языку, однозначно убедили, что встречен дух Афанасия Никитина.
Все стреканули с низкого старта, и я держал Галю за руку раньше, чем ундины своих пап (папиков), с просьбой меня не отпускать.
Сейчас то понятно, что храм Виттала тем и интересен, что есть в подвале, поэтому и сверху так и не устроено лет 400 - 420.
Скажу еще... Рядом с храмом Виттала царит (а не растет) изысканная плюмерия:
И архитектурно-эстетической изысканности и ощущения вечности и изящно-специальной красоты в ней больше, чем во всех этих каменно-вечных мемориалах. Это божественный жест природы одним своим самостоятельно развивающимся ростком дает понять истинную красоту и подлинную эстетику: черепушка никогда не будет красивее, растущего в ней цветка.
И особенно красива плюмерия с крыльца церемониального зала:
Само нахождение в этой благолепной тверди зала, в окружении высот эпохального зодчества и понимания длины прошедших времен и возраста ушедших поколений, на закате сегодняшнего дня, который будет длинным, пока стоит в глазах эта картина, делает тебя вечным и причастным к этой планете и к этим людям.
Вы видели на фото поющие колоны? Говорят, что раньше индо-маэстро играли на них музыку сфер миров простыми сандаловыми палочками... А теперь современные индо-гиды простыми сандаловыми ручками сыграют на них ламбаду, и этот эмоциональный инстинктивно-сексуальный отклик временного восторга еще больше объединит тебя с вечностью жизни и вечностью камня.
Что сказать, давайте на выход... Количество иллюстративного материала, ограниченного 10 листами визуальных объектов не позволяет мне воплотить все мысли и настроения, с которыми я приступал к написанию этой басни... Наверное, будет еще.
Завершаю...
Наблюдаю за пирамидками камешков на древних монументах:
Пришла мысль, что наша цивилизация и даже скорее наша претензия на цивилизацию - это маленькие пирамидки из осколков больших камней природы и остатков древней настоящей во времени и по своим гуманистическим памятникам цивилизации.
И наши мысли и рассказы - это маленькие камушки в этой пирамидке на древней культуре, религии и божественных основаниях предков..
И, слава богу, многие здесь понимают это, потому что "ГОА уже не торт", как знают и помнят те, кто видел ГОА после Парашурамы.