День партизан и подпольщиков - памятная дата в России, которая отмечается 29 июня, начиная с 2010 года. День партизан и подпольщиков будет отмечаться проведением памятных мероприятий. Установлен Государственной думой России в марте 2009 года по инициативе Брянской областной Думы «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 1 апреля соответствующий закон был поддержан Советом Федерации России, 11 апреля 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал закон. Основанием для установления памятной даты явился выход 29 июня 1941 года Директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с немецкими войсками.
И, однозначно, сильнейшее впечатление о тех суровых годах и событиях на меня произвел фильм "Восхождение".
Говоря о войне и соответствующих жанрах фильмов безусловно важно отметить драматические произведения в рамках означенных событий; и заметное явление драматической направленности представляет фильм "Восхождение".
Начавшееся как партизанская история героического тяжелого военного быта действие скоро перестает в библейскую драму вечной темы спасения души и тела.
Надо отметить, что фильм изобилует проблемами нравственного столкновения добра и зла, но главная тема развивается в отношениях и поведении двух партизан - Сотникова и Рыбака.
Сотников (Борис Плотников)
Двое партизан отправились на поиски продовольствия для своего партизанского отряда в деревню, контролируемую фашистами и надзираемую полицаями.
Рыбак (Владимир Гостюхин)
Партизаны попадают в плен.
Сотников осознаёт моральную цену предательства и даже под пытками не сотрудничает с полицаями, ясно понимая, что его в итоге ждет. И он действительно готов пойти на страдания плоти и взойти на свою мученическую Голгофу (при этом в фильме его внешность в процессе происходящего постепенно и неуловимо преображается к облику Христа).
Рыбак надеется убежать из плена и до побега готов (как бы вынужден) сотрудничать с врагами; но при этом он боится расстаться с жизнью и в самом плену, и при попытке побега; и эти мелкие его шажки сотрудничества в итоге перерастают в предательство. И вот он уже в одном ряду с врагами фактически казнит Сотникова.
Спас ли Рыбак своё тело, продав душу? Да нет - череда совершенных им поступков фактически привела его в один ряд с врагами, бежать ему уже однозначно некуда. Осознание этого толкает его в добровольную петлю (нет - не на смоковнице, в туалете), а вот это грех ему уже не удался... И теперь предстоит услужить врагу не одним поступком и не ради побега, а всегда... И ради чего?