Именно сегодня. Индийская аннексия Гоа в 1961 году (Indian annexation of Goa) (также называемая вторжением в Гоа, освобождением Гоа и падением португальской Индии) - акция вооружённых сил Индии, положившая конец португальскому правлению в эксклавах на территории индийского субконтинента в 1961 году. Вооружённая акция под кодовым названием «операция Виджай» (хинди विजय, букв. «победа») продолжалась 36 часов, удары наносились с воздуха, моря и наземными силами и привела к решительной победе Индии, положившей конец 451-летнему португальскому колониальному управлению Гоа. В ходе боёв погибли 22 индийца и 30 португальцев. Краткий конфликт вызвал различную реакцию в мире: от похвалы до осуждения. В Индии акция рассматривалась как освобождение исторической индийской территории, в то время как португальцы смотрели на неё как агрессию против национальной территории.
Вот-вот-вот, именно тот португальский форт, что изображен на марке...
А есть у меня ещё один репортаж из подобного португальского форта...
В один из дней сподобились посетить Форт Рейс Магос (Reis Magos Fort):
В силу близкого расположения данной достопримечательности решили махнуть туда на такси, что с самого начала сопроводилось казусом восприятия слов русо-туристского и индо-бомбильского населения.
Недоумение вызвала сама формулировка пункта назначения Fort Reis Magos, транскрибирую русскими буквами: «форт рейс магос». Собрался консилиум мастеров руля и пыльных гоанских перекрестков, который так же не смог локализовать исторический памятник в рамках известной им территории.
Написание исторических терминов крупными черными английскими буквами на белом экране телефона также не внесло ясности, а моя уверенность, с которой я напирал в словах и буквах устно и письменно, обескураживала таксистов в их неведении краеведения и диспозиции местных парфенонов.
В итоге один из как бы отрешенных водил с мутным взглядом уставшей задумчивости произнес ключевую фразу: «фортресс магос».
Ударили по рукам и за 500 р. туда и сюда поехали мы на свой страх и риск в крепость Магос (Fortress Magos).
По прибытии поняли, что - куда надо:
Надо сказать, что были еще объективные ориентиры правильной дороги заданной цели путешествия в виде католического храма, виденного на фотоотчетах предыдущих путешественников:
Но для меня эти кипенно-белые соборы в Гоа мистическим образом представляются виртуозными моделями из ватмана, которые раскатывают по первому желанию путешественника на сине-лазорево-бирюзовом фоне небесных высей, и я уже начинаю искать в нижнем углу макета слово «Госзнак».
Словам я верю больше, слова «Reis Magos Fort» были.
Билетики на вход, правда, стоили недорого - по 50 р. А вот в доказательство поговорки «дорого, как память» за право фотографировать запросили 250 р.
И вот всякие бумажно-нумизматические формальности соблюдены - и мы на дороге в Форт:
Надо сказать, что к крепости автобусное сообщение отсутствует, турагентства нас пакетников не возят, и с учетом небольших размеров форта при малом количестве посетителей экскурсия получилась камерно милой, где-то даже мило-интимной. Да и сам форт произвел впечатление, что в процессе реставрации его омиротворили и умиротворили, что он этакий на отдыхе старый заслуженный ветеран в плюшевых подушках и вышитых цветочках.
Словом, очень-очень не похож на другие форты, которые нам получилось посетить.
Это я сделал передышечку и отвлекся на пустые размышления по дороге в форт:
Дорога с виду пологая и не длинная, но я с двумя объективами и камерой в руках приустал. А в средневековые времена каково было? Дай мне к фотопринадлежностям еще копье и меч, доспехи там какие-нибудь - я бы без перекуров не взошел!
Долго ли, коротко ли - кончились наши военно-штурмовые маневры, забрались мы на холм и узрели врата крепостные:
А у входа - однозначно потомок свирепый древних военов, грудью стоящий на рубеже финансовых нарушений кассо-пропускного режима, и парит над ним коптер беспилотный, или дух безмоторный, или птиц безжалостный:
Вошли мы в сень и тень объекта культурно-исторического наследия и тут же обнаружили в потолке хитрое и замысловатее в свое сути устройство, позже с другого конца этого устройства обозначенного как «death hole»:
Очевидно, это сквозное отверстие предназначалось, чтобы кричать друзьям, прибывшим с визитом, слова приветствия; а врагам орать: «Уходите отсюда, вас никто не звал!» Других предположений по назначению этой архитектурной особенности - у меня фантазии не хватает.
Ну, вот и внутрь попали - как у меня на даче, только у меня таких стен и мостовых нет. И домов таких нет. И деревьев нет. И цветов нет. Но настроение - такое же:
А с этого ракурса - вообще Эдем, кое-где поля елисейские, а слева - так вообще райские кущи:
И отсюда же - тропа наша штурмовая - и вон мы по ней поднимаемся, и коптер все той же марки:
И тут я закрепил на обскуру бронебойный объектив, чтобы со стен крепостных гаубичным навесом по окрестностям пошмалять на максимальную дальность.
Вот мост вантовый, новый (опять коптер в кадр залез):
Вот корабль-казино средь реки на приколе стоит, и паром привез очередную партию испытателей фортуны:
А вот и устье Мандови, запечатанное отмелью во избежание, как резкого нападения, так и внезапного отхода:
И тут же есть едва приметная дорожка к нижним бастионам (потом посетим):
Но мы пока убежим от жары в местные павильончики, оборудованные под экспозицию произведений Марио де Миранда. Если без фамильярностей то - Мариу Жоау Карлос ду Росарио де Брито Миранда (или как мама его называла простыми португальскими словами - Mario Joao carlos do Rosario de Brito Miranda).
Уютный павильончик:
Я там, кстати, свое изображение нашел с поправкой, конечно, на местный колорит (сигарета - на месте, портфель - на месте, очки - на месте, усы и дым - на месте, пиджак - сбился под подмышками), еще тот городской типчик:
Очень богатая коллекция разных техник, всяческих сюжетов, разнообразных настроений и на любые вкусы. И исторические зарисовки:
И колоритные фрагменты быта:
И просто - откровенные карикатуры:
И достаточно стильные штучки:
Если кого заинтересовало - есть про художника и сайт:
http://www.mariodemiranda.com/. Там можно и картины купить (я не в доле).
Выходишь из павильона Марио де Миранда - и в голубой дали сияет своей белизной маяк Агуады, разделенный от меня тремя с половиной километрами расстояния и полутора годами времени посещения:
Есть еще один павильончик по тематике гоанской революции - против португальского владычества:
И там какой-то повстанец продолжает плести заговоры посредством мобильной связи, или, может быть, просто человек спрятался от жары…
А во дворе павильона - ранее упомянутый райский садик:
А вот и нижний бастион - так же пример элегантности и сегодняшнего умиротворения:
Там тоже есть какая-то картинная галерея, можно сказать на открытом воздухе. Я побоялся, что не выберусь, и не стал к ней спускаться. Я даже больше скажу, что я решил не перекуривать перед подъемом с нижнего бастиона - хватило бы дыхания:
И опять вверх, и очередной павильон, посвященный реставрации форта:
И еще несколько кадров с прогулки по дворику и крепостным стенам.
Очень понравился призыв к соблюдению чистоты на пушечной батарее, обращенной к суше. Доходчиво.
И пушечная батарея, обращенная к морю - лепота. Не по теме вспомнилась дюновская песня «Ты посмотри налево, направо посмотри…» Да, наверное, в силу возрастных причин - уже другие приоритеты в красоте… Да, и в «Войне и мир» я уже не читаю про войну, не читаю про любовь, читаю про природу…
А вот и лесенка вниз - обход окончен:
Ну, что сказать?! По результатам экскурсии вспомнилась мысль, что пройдет время и природа скроет все шрамы, которыми мы изуродовали планету.