Максим Александрович Суханов (род. 10 ноября 1963, Москва) - советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, продюсер, театральный композитор. Дважды лауреат Государственной премии России.
Хотел бы вспомнить одну из последних работ - фильм «Гипноз»... Там, конечно, ещё и режиссер всему тон задал.
Тодоровский, наверное, один из интереснейших современных наших режиссеров, чье творчество действительно заслуживает внимания. И «Гипноз» - фильм как раз из этой категории, что требует пристального просмотра и последующего анализа.
Поэтому меня не устраивают какие-то, скажем, однобокие рецензии или анонсы этого фильма...
Однозначно, это не детектив о расследовании подростком преступной деятельности гипнолога (так теперь гипнотизеров называют); всё это лишь одна из незрелых идей подростка, который ещё не в состоянии объяснить мир и события.
И точно, не надо скрупулезно разглядывать с профессиональной точки зрения поведение врача (это как бы профессиональные историки принялись разбирать пушкинскую «Капитанскую дочку»). Суханов в этой роли, как всегда, естественен и достоверен - проживает эту роль, не давая повода даже увидеть какой-то наигранности поведения персонажа.
И ещё несколько фактов - почему мне эта тема интересна. В детстве я был в пионерском лагере; и к одной из сотрудниц приезжал муж, по специальности как раз «гипнотизер» и соответствующий врач; давал несколько «концертов» и в процессе жизни мы побуждали его показывать какие-нибудь «фокусы». Вот, скажу честно, эта возникающая неестественность поведения и восприятия мира «пациентами», наверное, впервые заставили меня задуматься о человеческой индивидуальности, конкретном восприятии человеком окружающей жизни, что в принципе и формирует собственно личность. И о допустимости внешнего воздействия на эту личность, как самом большом нарушении прав индивида.
И уже во взрослом возрасте я был несколько несогласен с моим товарищем, который бросил курить, воспользовавшись услугами гипнотизера; потому что это не был его сознательный выбор и самостоятельное решение - было конкретное вмешательство в его психику (и только ли с курением?!).
Так вот, фильм «Гипноз», по-моему, о формировании личности и её социализации, так сказать по нашему - о «вступлении во взрослую жизнь». В более конкретном смысле уточню - о воспитании. Сейчас же как-то популярно стало говорить о некоем пресловутом соблюдении прав детей (подростков).
Нет-нет-нет (по-моему) - воспитание и идет через непрерывное нарушение прав подростка для привития ему правильного восприятия мира или хотя бы осознанного соблюдения его правил. Тут даже речи не может идти о равноправии детей и взрослых. Я это равноправие с отцом почувствовал уже на момент, когда сам обзавелся «семейным хозяйством» и сыном. Да и с сыном это равноправие складывается каким-то естественным путем и без войн практически на этой же фазе его жизни.
Вот и в фильме семейные и личные проблемы подростка Миши вырастают как раз из-за инфантильности родителей, у которых образ жизни какой-то ещё детский, но со взрослыми занятиями и вредными привычками. Не должны быть отношения с детьми такие неформальные с панибратским обращением к родителям только по имени (у ребенка, получается, нет мамы и папы - только взрослые друзья). Вот и нет у Миши авторитета в семье, а ищет он авторитета у врача и привязывается именно поэтому к нему.
Потом вот этот поиск в фильме и выделение в сюжетную линию темы иллюзорности жизни и поиск мальчиком доказательств её реальности... Это-то с иллюзорностью восприятия у пацана, у которого зафиксирована невосприимчивость к гипнозу. Ну, мальчик попался на эту удочку, но и многие зрители. А тут ему объяснили, что девочку ему «нагипнотизировали», а реально её-то и нет.
Да берег просто врач психику пацана, чтобы к его психологическим и психическим проблемам ещё не добавить тему суицида близкого ему человека. А тут уже вовсю зрителями и рецензентами обсуждаются вместе с пацаном низкие моральные качества доктора и тому подобное. Не, ну пацан конечно помучился в поисках и сепарировании реальности и нереальности; так мы и без такой «вводной» по жизни этим мучаемся.
Ну, а те кто совсем «не въехал» в фильм начали искать какие-то общественно-политические веяния в фильме с поисками правды-матки, что детей нельзя курящих показывать и т. п. Так вот это ж неотъемлемая тема взрослости и непрерывного стремления к ней, а курение как атрибут взрослой жизни - я и сам на момент окончания школы «дымил как паровоз» (и именно по этой причине - приобщение к взрослым ценностям, а не потому что мне это было приятно). Кстати, современная молодежь как раз курит меньше, позже уже сейчас начинают курить в поисках удовольствия или психологического комфорта.
Ну, и в итоге, я думаю, что врачу удалось доказать пареньку, что существует множество вариантов доказательства реальности жизни, и поиски этих доказательств, да и правды жизни не надо ограничивать только самим собой и своими мыслями - есть и внешние аргументы и свидетельства. Больше всего себя мы обманываем сами...
Как Вам представить, кто я?
Сам не знаю.
Я Ваша ложь, я выдумка пустая.
Я свет дневной, и я же тьма ночная.
Песчинка я и океан без края.
Витаю в небе, по земле блуждая.
Ищу свой рай, из рая убегая.
Вот я.
Я весь в ладонях Ваших.
Смеюсь сквозь слезы и грущу сквозь смех,
Сдираю кожу, падая на мех.
Бьюсь о преграды, не найдя помех.
Ищу кого-то. Нахожу не тех.
Весь на виду - загадочен для всех.
Грешу, чужой замаливая грех.
Вот я.
Я весь в ладонях Ваших.
Франсуа Вийон