С путешествиями сложно стало. Благо есть, что вспомнить (продолжение отсюда
https://cand-orel.livejournal.com/1860449.html)
Ну вот, помолились, повспоминали и пришли к воротам Храма Шивы.
Храм был построен на небольшом холме под названием Кандука. Внутри практически главного святилища Мурудешвары хранится лампада, которая, горит с тех пор, как был построен храм. Верующие убеждены, что наливание масла в неё и затем взгляд на свое изображение на поверхности масла благословляют человека на удачу и процветание. Правда, нам праздным туристам путь туда заказан.Надо же понимать, что индуистский храм, или мандир ( mandira - «обиталище, жилище»), - место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога».
Храм, есть храм - обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской литературы - Васту-шастрах, вопросам пропорции и стандарты изготовления образов храмовых божеств (мурти) и иных скульптур, живописи и другим прикладным дисциплинам посвящены Шилпа-шастры. В ведийский период вместо храмов сооружались жертвенные столбы (юпы) и алтари (веди) с навесами. В дальнейшем, под влиянием движения бхакти и буддизма, появляются пещерные и иные крытые храмы. Однако, тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по 1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени.
Службу, как видно на фото, в храмах ведут священники из касты брахманы (верёвка поперек него). Каста (порт. casta - «происхождение», изначально «чистая порода») - общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии. Изначально термин «каста» применялся к сословно-расовым группам в колониях Латинской Америки. Позднее он по аналогии распространился на сходное явление в Индии и с тех пор применяется в основном по отношению к индийским варнам и джати. Смешение между индийскими варнами в большинстве случаев было недопустимым, между джати (подразделами варн) было сильно ограничено.Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 год до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами»: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Джати, стоящие вне системы варн - неприкасаемые. В период раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные подкасты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн выросла сложнейшая многослойная система джати, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.
Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога). На тамильском языке храмы называются ковил. На языке каннада храмы называют деваштхана , на телугу - гуди, на бенгали - мондир, и на малаялам - кшетрам. Тямские храмы именуются каланами.
Архитектура индуистского храма как часть индуистской архитектуры разнится в региональных стилях как в самой Индии, так и за её пределами. Основное деление проходит меж североиндийским стилем «Нагара» и южноиндийским дравидийским стилем. Но любой храм, как правило, состоит из следующих основных элементов. Важнейшая часть - кубическое святилище гарбхагриха («чрево храма»), в котором располагается алтарь с главным мурти храма; иногда под ней сооружается подземная гарбхагриха, полностью закрытая и недоступная. Над святилищем надстраивается башнеобразная округлая шикхара (на юге Индии - ярусообразная вимана, шикхарой в этом случае именуется её шлемовидное навершие). К святилищу примыкает антарала - небольшой притвор-вестибюль между святилищем и залом для молящихся, далее расположен сам колонный зал - мандапа, прихожая - ардхамандапа и портик. Помимо основного здания храм включает дополнительные мандапы - павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси, свадебных ритуалов, размещения статуй богов. Основными строительными материалами выступают кирпич и каменные блоки. Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений.
Внутри каждого храма обязательно присутствует мурти. Мурти (mūrti - «проявление») в индуизме - статуя или изображение определённой формы Бога, дэвы или святого. Как правило, индуисты считают мурти достойным поклонения после сложного обряда, в ходе которого божество или святого приглашают воплотиться в форме из материальных элементов и начать принимать поклонение. Исключение составляют так называемые «самопроявленные», или «нерукотворные» мурти, в которых Бог проявился сам без человеческого вмешательства и без проведения какого-либо специального ритуала. К такого рода мурти принадлежат сваямбху-лингамы и шилы.
Мурти обычно представляет одну из форм Бога или одного из дэв, например Вишну, Кришну, Шиву, Ганешу или Кали. Традиционно мурти изготовляется в согласии с предписаниями «Шилпа-шастры» из камня, металла или дерева. Если мурти изготовляется из металла, то часто используется специальный сплав из пяти металлов панчалога. Археологические раскопки показали, что данный способ изготовления мурти начал применяться в Индии по крайней мере 3000 лет назад. Мурти затем устанавливается брахманами-жрецами в особой церемонии прана-пратиштха, в ходе которой божество приглашают воплотиться в мурти.
Различные черты и атрибуты мурти являются символами их всецело духовной природы, находящейся за пределами осознания простых смертных. Так, флейта Кришны символизирует внутреннюю красоту, гармонию и ритм вселенной, а также выступает как всепривлекающий зов Бога из духовного мира к обитателям мира материального, находящимся во сне забвения своих вечных взаимоотношений с Ним. Ганга на голове Шивы олицетворяет постоянный поток духовного блаженства, а трезубец олицетворяет баланс трёх качеств материальной природы.
Некоторые объясняют, что присутствие мурти в индуистских храмах обеспечивает мистическую форму общения с Богом. Согласно Шивая Субрамуниясвами, это подобно общению с кем-то по телефону. Мы не говорим с телефоном, мы просто используем телефон как средство общения с другим человеком. Без телефона, разговаривать с кем-то, находящимся на большом расстоянии, было бы невозможно. Подобным же образом, без мурти в храме, общаться с Богом было бы очень трудно.
На юге Индии нередки обширные храмовые комплексы, включающие дополнительные храмы и мандапы, окружённые стеной, ворота в которых увенчаны высокими, нередко колоссальными, башнями - гопурами, визуально доминирующими над самим храмом, с цветистой лепниной, статуями божеств и масками-киртимукха.
Уникальность интерьера индуистского храма, это его высочайший синтез всех искусств. Синтетичность индуистской архитектуры проистекала уже из того факта, что в прежние времена к изучению архитектуры допускались лишь те ученики, кто в ходе многолетнего обучения уже в совершенстве овладел танцем, музыкой, живописью, скульптурой и иными прикладными искусствами.
Конечно и тут лингам (liṅgaṃ- знак, метка, признак) - в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение Лингаму (символу Шивы) и женскому символу «Йони» (символу шакти (женской стороны) Шивы в различных её проявлениях - Парвати, Кали и других). В качестве ритуальной скульптуры представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной, обычно поднимающийся из Йони - основания в виде круга. Считается, что образ «Линга-Йони-мурти» символизирует собою неделимое единство мужского (Шива) и женского (шакти Шивы) начал, от соединения которых исходит жизнь. В настоящий момент большинство светских учёных сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис, или фаллос. Между тем было бы ошибкой сводить шиваизм к исключительно фаллическим культам. В настоящий момент можно утверждать, что истоки почитания Лингама восходят к распространённому во многих ранних культах почитанию оплодотворяющей силы.
Факт фалличности Лингама был актуализирован в публичной сфере на Западе после того, как британским протестантским миссионером Уильямом Вардом в книге «A View of the History, Literature, and Mythology of the Hindoos», вышедшей в 1815 году в Лондоне, был подвергнут жёсткой критике ритуал почитания Лингама - Вард назвал ритуал «…последней стадией деградации, до которой может опуститься природа человеческая…» и заявил, что «…его символика слишком груба даже тогда, когда её пытаются облагородить для взгляда общественности». И хотя буквально через 10 лет, в 1825 году, Горас Вильсон в своей книге опроверг эту точку зрения, книга Варда ещё долгие годы пользовалась авторитетом в викторианской Британии. Взгляды на Индию и индуизм исследователей того периода были обусловлены колониальным сознанием.
Как никакие иные культовые сооружения мира индуистский храм украшается скульптурами, скульптурными рельефами, рельефами, резным орнаментом, стены обычно покрыты росписями на мифологические темы. Пол может выстилаться коврами и циновками, но часто верующие сидят просто на полу (обувь оставляется у входа). Перед храмами либо внутри них обычно устанавливаются «дхваджа-стамбхи» - колонны-флагштоки, часто с изображением лингама, священных животных и лампами наверху. При многих храмах хранятся «храмовые колесницы-ратхи», используемые для праздничных процессий.