С путешествиями сложно стало. Благо есть, что вспомнить.
Как-то излагая все свои индийские эпопеи, я сосредоточился на крупных эпизодах туристической жизнедеятельности, составляющих несколько дней и имеющих приличную продолжительность. Но были же и другие однодневные поездки, в частности в Мурдешвару, которые я ещё не удосужился представить к обзору. При этом недавно встретил кучу небольших обзорчиков, во-первых, коротких и рваных; во-вторых, с небольшой путаницей событий и эпосов, а так же в последовательности фотографий с соответствующими искажениями «реальной действительности», происходящей в индийском пантеоне. Я же хочу отметить, что не все материалы получил прочтением первоисточников в оригинале, но вводную к постижению основ и истин получил от замечательного экскурсовода, получившей образование в России, а потом в силу образования «ячейки общества» так и осталась в Индии. И «общий стаж трудовой деятельности» на этом поприще у гида уже перевалил за десяток лет, при этом материал она излагает на великолепном русском научном языке с привлечением фактологического исторического материала и современных данных социологии и политики. Мне бы ещё самому всё не перепутать, а так исходный материал достаточно достоверен.
Итак, речь пойдет о городке Мурдешвара, расположенном в штате Карнатака на юго-западе Индии, на побережье Аравийского моря (Индийского океана).
В данном посте я хочу пока остановиться на статуе индуистского бога Шивы, построенной в 2002 году практически за два года. Высота статуи (для эрудиции) составляет 37 метров, и она является второй по габаритам после непальской Kailashnath Mahadev Statue. Памятник построен индийским нуворишем для упрочения своего общественного статуса.
В религиозном и эпическом плане Шива вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду Тримурти и является верховным богом в шиваизме, олицетворяя собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной. Другие боги Тримурти олицетворяют следующие начала.
Брахма - бог творения в индуизме. Супруга Брахмы - богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати. Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Хотя Брахма является одним из трёх божеств Тримурти, его культ очень мало распространён. В Индии существует всего несколько посвящённых Брахме храмов, тогда как храмов двух других божеств Вишну и Шивы, существует несколько десятков тысяч. В писаниях индуизма приводятся различные истории о том, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было крайне ограничено (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брахма).
http://www.sriramwallpapers.com/god-images/brahma-saraswati-wallpapers/main/brahma-brahmi.jpg Вишну - верховное божество в вишнуизме. В индуистской мифологии выполняет функции охранителя мироздания. В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых являются Кришна и Рама. Вишну в форме Нараяны пребывает в «причинных водах», погружённый в сон, откуда возникает его имя «Тот, чья обитель - воды». До создания Вселенной Вишну дремлет в космическом Молочном океане первозданных вод на божественном змее Ади-Шеше. Из его пупка растёт лотос, из которого появляется Брахма, бог-создатель, творящий Вселенную. С момента создания Вселенной и до её разрушения Вишну пребывает в своей божественной обители на Вайкунтхе. По воле и милости Вишну происходит создание, сохранение и разрушение бесчисленных миров. Когда вселенский цикл подходит к концу, Вишну становится пылающим солнцем, бушующим ветром и проливным дождём. Цикл рождения и смерти является его божественной игрой. Вишну отвечает за поддержание дхармы и уничтожение зла. Для наказания злодеев и защиты добродетели Вишну нисходит в земной мир в виде аватар. Вишну в различных ипостасях является одним из самых почитаемых богов индийского пантеона. Традиция поклонения Вишну, известная как вишнуизм, является вторым направлением индуизма по численности последователей (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишну).
https://www.astrosage.com/wallpapers/images/vishnu-wallpaper-2.jpg Но речь мы сегодня поведем о Шиве, и одной из легенд, связанной с его именем.
Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура брахмана).
Поза лотоса без премудростей означает обретение духовной силы, что и понятно нам порой восседающим в данной позе.
Белая кожа олицетворяет, естественно божественную духовную чистоту; а вот синяя шея отсылает нас к легенде о пахтании океана дэвами и асурами, которую я излагал в своих камбоджийских дневниках - там Шива был вынужден проглотить яд змея Васуки, которым приводили (как верёвкой) во вращение гору для этого самого пахтания.
Спутанные волосы отражают божественную сущность ветра, присущую Шиве.
Змея (символ мудрости и бесконечности времени) на шее символизирует в своих трех кольцах прошедшее, настоящее и будущее время и отнюдь не в грамматике.
Шива имеет четыре руки. В одной - трезубец, символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи. В другой - барабан, которым он задает тактовый ритм нашего мира, и звучащий в мантрах звуком «Ом». То есть эти две вещи из рук никогда не выпускаются.
Надо сказать, что с символикой и различными божественными и духовными атрибутами связана каждая деталь изображения Шивы, имеет своё божественное происхождение, назначение или имеет статус трофея его божественных похождений.
Кстати (не к этому случаю), одно из популярных изображений Шивы - Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом: левая сторона - женская ипостась (супруга Парвати), правая - мужская. В символически знаковом плане Шива может упрощенно изображаться в виде лингама (фаллоса) или йонилингама (лингама в вагине - образ женского начала, понятно какого).
Но почему же бог и лингам(?), что очень странно для нашего уха и мировоззрения. А вот тоже есть несколько историй по этому поводу.
История присутствует в трех пуранах - в Курма Пуране, Вайю Пуране и Шива Пуране. Согласно Пуранам Брахма и Вишну, состязались в мастерстве друг с другом. Испуганные интенсивностью сражения, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы заставить понять тщетность их борьбы, Господь Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, прося, чтобы они измерили гигантский Лингам.Преисполненные благоговейного страха перед величиной этого Лингама, Брахма и Вишну решили каждый первым найти один из концов Лингама, чтобы доказать свое превосходство. Бог Брахма принял форму лебедя и взмыл вверх, в то время как Бог Вишну принял форму Варахи, борова, и вошел в землю. Оба искали тысячи миль, но ни один из них не мог найти конец. Во время своего полета вверх, Брахма столкнулся с цветком Кетаки. Измученный и изумленный своим поиском высшего предела пламенной колонны, Брахма заставил Кетаки согласиться солгать, что он видел вершину колонны. Так, сопровождаемый своим сообщником, Брахма противостоял Вишну и утверждал, что он действительно обнаружил происхождение космической колонны. В этот момент центральная часть колонны раскололась, и Шива показал себя в полной славе. Испытывая благоговение, Брахма и Вишну склонились перед ним и признали превосходство Господа Шивы. Господь Шива также объяснил Брахме и Вишну, что они оба родились из него и что они трое были тогда выделены в три различных аспекта Божественного. Однако Бог Шива был рассержен на Брахму из-за того, что он солгал. Бог проклял Брахму, которого никто никогда не будет почитать. (Эта легенда объясняет, почему едва ли можно найти крупный храм Брахмы в Индии). Бог Шива также наказал цветок Кетаки за то, что он лжесвидетельствовал и запретил его использовать в качестве предложения в любом почитании (
https://nathi.ru/legends/makhashivaratri/shivalingam/).
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Ancient_Shiv_Ling_at_Rajbari.jpg/1200px-Ancient_Shiv_Ling_at_Rajbari.jpg И есть ещё анекдотический вариант.
По версии из Падма Пураны, мудрец Бхригу пришел на гору Кайлас и нашел Шиву и Парвати настолько потерявшимися и погруженными друг в друга от любви, что они даже отказались обратить внимание на его присутствие. В ярости мудрец проклял Шиву таким образом, что люди будут поклоняться ему без формы, как лингаму, охваченному йони. (
http://ombhagavan.blogspot.com/2013/06/blog-post_4308.html?m=1)
https://a4.pbase.com/o2/26/152326/1/128026611.3umr17FU.ShivaLingaandYonibyGhats.jpg И тут мы как раз с этими разговорчиками о лингамах и переходим к одной занимательной легенде, представляемой вышеописанным памятником. Внутри статуи Шивы находится экспозиция, включающая диораму легенды о царе Раване и атма-лингаме.
Так вот о легенде внутри…
Жил был царь Ланки (Шри-Ланка сейчас) по имени Равана, который как и положено в древние времена имел и безусловное демоническое происхождение, то есть кое-что мистическое мог. И была у него мама, страстная поклонница Шивы, которая ежедневно на берегу океана воспроизводила лингамы в его честь для совершения поклонений. А ночью океан смывал все плоды её трудов.
И решил сын Равана вымолить у Шивы постоянно действующий, так называемый - атма-лингам. Поначалу он пошёл формальным путем, так как индуистское мифотворчество позволяло при исполнении обрядовых правил добиться от бога снисхождения и награды независимо от личного отношения бога к вопрошающему. Так вот Равана погрузился в аскезу, медитации, моления и жертвоприношения.
Шива уже и готов был всё сделать по правилам, но явился к нему мудрец Нарада и стал разубеждать, так как с атма-лингамом Равана обрел бы плюсом ещё бы бессмертие и прочие божественные штучки.
Ясное дело - Равана не стерпел такого долгого рассмотрения своего вопроса и вообще несправедливости в ответ на свои соблюдения обрядов и отправился к Шиве добиваться положенного по-другому, с применением своих демонических способностей.
То есть просто шатал священную гору Кайлас, на которой обитал Шива.
Шиве ничего не оставалось, как согласиться на насильно запрашиваемую аудиенцию.
Но что-то пошло не так, Шива запудрил мозги Равану своим неожиданным предложением внезапно женить его. А в качестве невесты вручил ему свою подругу и спутницу Парвати.
Чем собственно и удовлетворил на первых порах Равану, который и направился с девушкой домой восвояси без нужных призов. Надо сказать, что Парвати в своей другой ипостаси самая что ни на есть злобная Кали, и знал об этом, наверное, не один хитрец и мудрец Нарада.
И привел Равана невесту в дом и познакомил с мамой, начисто забыв о своем сыновнем планируемом подвиге о добыче маме лингама на постоянку.
Ну и, короче, как всегда бывает, когда обманывают взрослых, а тут вообще практически смертельный случай - со свекровью - счастье не срослось; а мама сыну глаза на невестку открыла. А сын, вспомнив о своём обязательстве, пошел опять скандалить к Шиве.
Шиве деваться некуда - выписал он Раване атма-лингам со склада, но в качестве обременения поставил условие, чтобы не землю этот причиндал не ставился ни при каком условии.
А в это время, предвидя столь печальный финал переговоров, мудрец Нарада отправился к Ганеше.
Ганеша - реально сын Шивы и Парвати; а по распространенному анекдоту свою голову получил забавным стечением обстоятельств. Шива в процессе своих медитаций упустил сам факт рождения сына и, увидев в покоях Парвати юного мужичка, срубил ему инстинктивно голову. Вникнув в сущность своих деяний после объяснения ситуации Парвати, Шива наколдовал, чтобы Ганеше приделалась голова первого встречного, которым оказался слон.
Так вот мудрец Нарада вступил в тайный сговор, что Ганеша прикинется пред глазами Равана мальчиком брахманом знатных кровей, которые никогда не врут - стало быть им можно доверять, и обманет искателя божественных артефактов.
Так всё и случилось… Ганеша предстал перед Раваном в момент, когда ему стало необходимо исполнить религиозные процедуры посредством омовения в море. Он наказал мальчику держать в руках атма-лингам, а, случись что - троекратно просигналить новому владельцу предмета мистического свойства о наличии нештатной ситуации. И полез в воду поплавать брассом. Ганеша с учетом уговора с Нарадом скороговоркой и тихонечко оттарабанил сигнал тревоги и водрузил лингам на белый индийский песочек.
Равана хотел было наказать пацана, но он же бог - кто его накажет?!
И стал Равана выковыривать лингам из почвы, в которую тот врос не мира сего корнями.
И как в нашей русской поговорке говорится, что сдуру можно и член сломать, так и случилось с Раваной - разлетелся агрегат на несколько фрагментов и по разным индийским провинциям.
И там, где части исходного божественного причиндала приземлились - там теперь священные индийские города и храмы, указанные выше на картинке.
Такая вот познавательная и поучительная история, а то и басня…
Для комплектного описания памятника Шиве необходимо представить ещё его ездовое животное (вахана), у всех индийских богов оно своё - бык Нандин. Нандин считается символом Шивы и изображается как белый бык или существо с бычьей головой. Статуи быка находятся во многих шиваитских храмах, обычно располагаясь перед входом, головой к алтарю. Иногда Нандина рассматривают как зооморфный образ самого Шивы, так как последний часто изображался на индийских монетах быком.
Нандин, когда он является индивидуальным объектом почитания, выражает собой символ сексуальной мощи, деторождения и плодородия.
И еще, рядом - колесница с Арджуной и Кришной, на которой они согласно Бхагавадгите (часть героического эпоса «Махабхарата») стояли между двумя противоборствующими армиями, как бы символизирующих добро и зло.
И Арджуна видит с двух сторон друзей и близких, противостоящих друг другу, о чем сильно переживает. Но он имеет божественное оружие, подаренное Шивой…
…там была славная или бесславная битва, которая не красит ни людей, ни богов. После победы Арджуна покоряет все окрестные земли, а также искупает грех убийства родичей в битве.
И еще несколько памятников вблизи «большого Шивы» по мотивам индийских эпосов.
И … ещё не всё, рядом - такие исторические места, что будет ещё один рассказ.