Позитив. Кино LV - 4

Jul 08, 2022 07:00


Продолжение 3, начало -



Продолжение  1 -

Продолжение 2 -

«Конец операции «Резидент» - советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1986 году режиссёром Вениамином Дорманом. Последний фильм тетралогии о резиденте Михаиле Тульеве. Образец политического триллера раннеперестроечного периода. Картину прохладно встретили советские кинокритики.

https://youtu.be/fZeVzBusW80

https://youtu.be/AzpWPVJV7BI



События предыдущего фильма серии рассказывают о том, как советский агент Тульев-Надежда передал в СССР секретный диверсионный план «Карта». Он способствовал заброске в СССР агента Карла Брокмана.

Целью западных спецслужб выступает академик Нестеров и его работы по радиофизической тематике, затрагивающие вопросы обороноспособности СССР. Карлу Брокману удается легализоваться в стране и сбить спецслужбы со следа. КГБ обращается к помощи Тульева с тем, чтобы найти агента.

Тем временем Брокман находит бывшего приспешника нацистов Кутепова, в 1943 году принимавшего участие в карательных операциях на советской территории. Тот выходит на подругу дочери академика Ольгу, пользуясь её знакомством с иностранцем, который соблазняет её дефицитными в СССР товарами и западным образом жизни. Впрочем, не испугавшись шантажа, девушка отказывается работать на врага. Представители западных спецслужб не смогли скомпрометировать самого Нестерова и они готовы физически устранить его руками Брокмана.

Для предотвращения такого развития событий Тульева снова забрасывают в СССР. Он помогает задержать Брокмана, ему удаётся также выведать у него сведения о пути перехода через границу и шифре. Узнав, кем на самом деле был Тульев, его куратор Штаубе уходит из разведки. После окончания операции генерал Лукин предлагает Тульеву завершить агентурную деятельность и остаться в СССР.

Михаил Тульев легализуется на пресс-конференции и рассказывает корреспондентам (конечно, в рамках дозволенного) о плане «Карта» и своей истории.

image Click to view



«Красная стрела» - советский художественный фильм 1986 года режиссёра Игоря Шешукова. Картина снята в популярном в 1980-х годах жанре производственной драмы, где противостоят друг другу два типа руководителей - новатор и ретроград. При этом, несмотря на различие взглядов, герои схожи в одном: каждый из них - настоящий профессионал, преданный своему делу.

https://youtu.be/26WzRTmXM1o



СССР, 1986 год. Директор крупного ленинградского производственного объединения, коммунист Кропотов, приезжает по вызову в Москву, в министерство, где узнаёт о возможном слиянии его предприятия с другим предприятием.

Желая сохранить самостоятельность, Кропотов обещает за год ввести в строй высокотехнологичную роботизированную линию. Самоуверенный Кропотов полагается на свой авторитет, на послушных заместителей и на связи в Москве. Заручившись поддержкой замминистра, объединение Кропотова начинает работу над проектом, но работа не ладится. Кропотов не вникает в суть проблемы, а лишь говорит, что всегда и во все времена ценились люди, которые умеют заставить работать других. Параллельно разворачивается любовный роман Кропотова.

В СССР начинается Перестройка, но Кропотов скептически относится к новым методам управления в промышленности. Противником Кропотова выступает директор смежного предприятия Савицкий. Савицкий говорит, что новые времена требуют новых методов руководства. В Москве решено объединить предприятие Кропотова с предприятием Савицкого и Савицкому предложено стать директором укрупнённого объединения. Кропотов не согласен с таким решением. Он опять уезжает за поддержкой в Москву на поезде «Красная стрела».

«Крик дельфина» - фантастический художественный фильм режиссёра Алексея Салтыкова, снятый на киностудии Мосфильм в 1986 году по книге Николая Черкашина «Тайна „Архелона“» («Крик дельфина»). Премьера фильма состоялась в апреле 1987 года.

В съёмках фильма принимали участие моряки Краснознамённого Северного и Краснознамённого Черноморского флотов. На КЧФ съёмки велись на подводной лодке СС-310 (пр. 690).

https://youtu.be/cZqR-xs-yPc



Экипаж новейшего американского стратегического атомного подводного ракетоносца «Архелон», недавно вышедшего на боевое дежурство в океан, был поражён неизвестным вирусом. Причиной заболевания стала разгерметизация боеголовки одной из ракет с биологическим оружием. Командование должно принять решение о снятии субмарины с боевого дежурства и направлении людей в карантин. Способов лечения нет, дезинфекция лодки обойдётся непомерно дорого; поэтому экипажу было настоятельно рекомендовано оставаться на своём посту и нести службу до того времени, когда будет найдено противоядие.

Симптомы болезни схожи с проказой; точно также, как и проказа, болезнь протекает длительное время, постепенно снижая работоспособность заболевшего. «Архелон» в результате находится на боевом дежурстве около трёх лет. Корабельный психолог вынужден констатировать тот факт, что моряки переполнены едва сдерживаемой немотивированной агрессией. Капитану с каждым днём становится всё трудней сохранять хотя бы видимость порядка. Он не выдерживает продолжительной пытки этой странной болезнью, имитирует гибель лодки и отдаёт приказ топить проходящие встречные суда, предварительно посылая к ним на борт абордажные команды. В конце концов, он принимает решение уничтожить человечество и выпустить ракеты, снаряженные вирусом. В последний момент капитан меняет своё решение и отправляет лодку в вертикальное погружение на дно океана.

image Click to view



«Курьер» - советский трагикомедийный художественный полнометражный цветной фильм времён перестроечного СССР по одноимённой повести Карена Шахназарова, опубликованной в журнале «Юность» № 4 в 1982 году. Фильм снят Творческим объединением комедийных и музыкальных фильмов на киностудии «Мосфильм» в период с мая по август 1986 года. Режиссёром картины выступил сам Шахназаров.

Первый показ «Курьера» состоялся в кинотеатре «Россия» 29 декабря 1986 года. В рамках эксперимента, проведённого киностудией «Мосфильм», фильм был показан в пяти кинотеатрах задолго до выхода на широкий экран с целью скорректировать планы его широкой демонстрации, в результате чего лента вышла в июне 1987 года. В 2020 году фильм был выпущен в повторный прокат.

10 мая 1987 года фильм получил приз детского жюри и приз ЦК ЛКСМ Грузии «За увлекательное и остроумное решение сложной темы становления личности молодого человека» на XX Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси. В июле 1987 года фильм получил «Специальный приз жюри» на конкурсе полнометражных художественных фильмов на Московском международном кинофестивале. В мае 1988 года был выбран «лучшим фильмом 1987 года» читателями журнала «Советский экран». 17 декабря 1988 года был номинирован на премию «Ника» за лучшую музыку к фильму. 20 декабря 1988 года был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.



Москва, 1986 год. Открывает фильм сцена развода супругов Мирошниковых. Их сын, Иван Мирошников, остаётся с матерью. Только что окончивший школу и проваливший экзамен в институт, куда он не очень-то и стремился, Иван начинает свою трудовую биографию. Мать устроила его на должность курьера в журнале «Вопросы познания». В первый рабочий день его отправляют доставить рукопись профессору Кузнецову, но Иван встречает в метро своего друга Базина, и в итоге сильно опаздывает с доставкой рукописи. Дома у профессора он знакомится с его дочерью Катей, и они быстро находят общий язык. Во время следующего визита за рукописью курьера приглашают пообедать с семьей Кузнецовых и своим вызывающим поведением он устраивает скандал. Кузнецов грубо выгоняет парня, но Катя задерживает Ивана и обещает перезвонить ему.

Молодые люди начинают встречаться. Они знакомятся с друзьями друг друга, однако им обоим не удаётся вписаться в эти компании. Иван и его близкие - небогаты и проводят время в «бюджетных» развлечениях, а Катя - представитель «золотой молодёжи» с соответствующими интересами и ценностями. В один из дней Иван гостит у Кати, они развлекаются у пианино. Ребят застаёт отец Кати. Профессор сообщает, что он настаивает на прекращении всех отношений со своей дочерью, поскольку Иван плохо на неё влияет, на что Иван сообщает, что Катя от него беременна, и просит у профессора её руки. Это неправда, но профессор верит словам Ивана. На следующий день Иван находит Катю возле МГУ и пытается извиниться за свою выходку, но выясняется, что Катя подтвердила родителям слова Ивана.

Вечером Иван приходит с цветами на день рождения к Кате, чтобы извиниться перед её семьёй. Он, неожиданно для себя, присоединяется к гостям и близкому окружению Кузнецовых. Разговор у гостей заходит о современности и молодёжи. Беседа переходит в выяснение отношений и неловкое признание Кати в том, что ей интересно в жизни. Сорвавшись, девушка бросается на улицу, прочь от гостей. Иван выбегает вслед и находит её недалеко от дома. И здесь Катя просит Ивана, чтобы он к ней больше не приходил и не звонил.

По дороге к дому Иван встречает своего друга Базина. Наступает зима, и у парня нет тёплой одежды. Немного подумав, Иван дарит ему своё пальто и говорит мечтать о чём-нибудь великом, а не об одежде. Иван идёт по двору, останавливается и видит возвращающегося со службы «афганского» дембеля с обожжённым лицом и боевыми наградами - впереди самого Ивана ждёт служба в армии.

image Click to view



«Левша» - художественный фильм по мотивам одноимённого сказа Н. С. Лескова.

https://youtu.be/u8DoNxPvl8s



Государь Александр Павлович вместе с верным казачьим атаманом Платовым приехал после войны 1812 года в Лондон. Англичане пытаются склонить царя на свою сторону «разными хитростями», но Платов говорит, что на Руси не хуже делают.

В один день англичане показали государю нимфозорию - железную блоху, которая могла танцевать.

Александр уехал и через несколько месяцев умер, оставив блоху у попа Федота. Его брат взошедший за ним на престол, император Николай I по прозвищу «Палкович» приказывает Платову, чтобы тот ехал и искал мастеров, которые сделают работу лучше английской блохи. Атаман их находит, но так как после работы блоха перестаёт танцевать, Платов ругает мастеров, подковавших блоху, и забирает с собой Левшу, делавшего гвозди для блохи, не оставив ему документа.

Как оказывается, тульские мастера сделали очень тонкую работу, которую надо рассматривать в мелкоскоп. Оказывается, они подковали блоху на все ноги крохотными подковами, из-за чего она и не танцует. Когда император во всём разбирается, приказывает дать Левше лучшее платье и отправляет за границу. Англичане всячески пытаются переманить мастера к себе на службу, но убедившись что это бесполезно приказывают приставленному к Левше агенту устранить несговорчивого русского. Во время посещения британских ружейных арсеналов Левша видит, что англичане не чистят ружья кирпичом, и просит, чтобы его отправили назад, дабы об этом предупредить российское военное руководство. Но по пути в Твердиземном море он пьёт вместе с корабельным полшкипером, сильно простужается и по приезде, за неимением документов, направляется городскими властями в людскую Обухвинскую больницу. По пути туда он умирает от воспаления легких, успев сказать городовому: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили».

image Click to view



«Легко ли быть молодым?» (латыш. Vai viegli būt jaunam?) - латвийский и советский документальный фильм 1986 года режиссёра Юриса Подниекса. Фильм рассказывает о проблемах советской молодёжи времён начала «Перестройки».

Премьера фильма состоялась 17 января 1987 года в Москве, а 26 января в Риге. Фильм вызвал резонанс в обществе. Был закуплен телекомпаниями десятков стран мира, имеет отечественные и зарубежные награды.

Выражение «Легко ли быть молодым?» стало крылатым.

https://youtu.be/lWrhcaE9jF0



Фильм рассказывает о проблемах молодых людей середины 1980-х годов, об их конфликтах с родителями и обществом, о поиске себя и смысла жизни, о их желаниях и мечтах.

Фильм начинается со съёмок рок-концерта и перемежается кадрами суда над подростками, разгромившими несколько вагонов по возвращении домой с этого концерта. Затем юноша, несущий почётную вахту у памятника латышским стрелкам, рассуждает об отсутствии сейчас идей, ради которых нужно жить и бороться, о «закостенелости» общества. Молодой панк озвучивает предположение, что их - панков и металлистов, порождает само же общество своей двуличностью. Молодые люди уходят в эти движения, чтобы уйти от обыденности и играть в «свой театр». На экране мелькают молодой работник морга; девушка, решившая покончить с собой; парень-кришнаит. Человек с длинными волосами рассказывает, за что его задержали. Поднимаются темы наркомании и токсикомании, которые стали актуальны во время антиалкогольной кампании. Молодая мама обеспокоена будущим своей дочери после аварии на Чернобыльской АЭС, а воины-афганцы чувствуют себя чужими дома и в свои 20 лет сильно «постаревшими». Фильм заканчивается символическими кадрами - людьми, стоящими в «синем море надежды» - любительского фильма молодого латышского режиссёра.

image Click to view



«Лермонтов» - художественный фильм, полнометражный режиссёрский дебют актёра Николая Бурляева.

https://youtu.be/caYecHOMcak



Фильм охватывает основные этапы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Русский поэт показан как страдающий за Россию, радостно взволнованный, одухотворённый, мятежный человек. Жизнь Лермонтова отражена в гениальных строчках его стихов, в глубоких размышлениях, а также в смелых и дерзких поступках.

В фильме использована живопись Лермонтова, звучат отрывки из многих его произведений: «Демон», «Смерть поэта», «Валерик», «Панорама Москвы», «Пророк», «Завещание» и других.

image Click to view



Листопад в пору лета (азерб. Yay Gününün Xəzan Yarpaqları) - советский фильм 1986 года.

https://youtu.be/JynMOUhDP6M



Талантливый педагог Шамси приезжает в труднодоступное горное селение Дашдатюк, где становится директором местной школы. Переживая за то, с какими знаниями учащиеся выйдут из школы, он накануне окончания школьных занятий решает провести директорскую контрольную, что вызывает протесты как родителей так и начальства. Ему удаётся оказать огромное нравственное влияние на учащихся и остаться при своём намерении, но какой ценой ему стоит это сделать, когда наперекор герою фильма идёт собственная семья.

«Лицом к лицу» - советский фильм 1986 года режиссёра Анатолия Бобровского. Сценарий к фильму написан Юлианом Семёновым по мотивам собственного романа «Аукцион».

При этом существует книга «Лицом к лицу» («В поисках Янтарной комнаты») (1983) - документальная повесть о поиске Юлианом Семёновым и его зарубежными друзьями культурных ценностей, перемещённых из России за границу во время Второй Мировой войны.

https://youtu.be/T5xv_nBaXxU

https://youtu.be/34EtwDGGG0o



Узнав, что на международном лондонском аукционе «Сотби» будет продаваться эскиз картины Врубеля, похищенный из Ровенского музея, швейцарский архитектор Ростопчин сообщает об этом писателю Степанову, с которым он познакомился как-то в Цюрихе.

Это обстоятельство встревожило страховые компании: возвращение эскиза в СССР грозило бы им возмещением колоссальных страховых сумм.

В ход пущены угрозы, шантаж, подделки документов. Ценой огромных усилий Степанову удаётся вывезти картину в Москву.

image Click to view



«Миражи любви» (араб: - سراب الحب -) - советско-сирийский фильм 1986 года режиссёра Толомуша Океева о судьбе средневекового восточного мастера.

Фильм был представлен на XX-ом Всесоюзном кинофестивале (1987), отмечен призом «Золотая сабля» Международного кинофестиваля в Дамаске.

https://youtu.be/B8-z1um3V1k



Бухара времён средневековья. Почтенный мастер гончарного ремесла Муфаззал имел несколько жён, но ни одна не смогла родить ему сына, которому он смог бы передать своё искусство. Увидев на базаре юную рабыню - прекрасную Алтынбюбю, привезённую с далёких берегов Иссык-Куля, Муфаззал понял, что именно она должна родить ему сына, и пообещал девушке свободу, если она родит наследника. Родился Мани, и Алтынбюбю покинула дом хозяина.

Кадры фильма напоминают строки древнего сказания, в них словно оживает поэзия Хафиза, Саади, Низами. И героиня картины напоминает сказочную птицу, которая об одном лишь мечтает - вспорхнуть и умчаться ввысь. Алтынбюбю родит сына, но бросит ребенка и убежит в родные степи, к великому озеру: птица улетит, оставив птенца. Мальчик унаследует талант отца и любовь матери к свободе. - Эльга Лындина

В двенадцать лет освоив все тонкости гончарного ремесла, Мани обрёл не только почитателей своего искусства, но и ярых завистников.

Их мальчик - Мани - уже с юных лет возбуждал жгучую ненависть соплеменников - гончаров и ювелиров Бухары. Его талант затмевал мастерство старых, умудрённых опытом ремесленников, и они жестоко отомстили мальчишке за щедро подаренный ему природой дерзкий талант - искалечили юному художнику правую руку. - Кинолента памяти / Владимир Леонидович Михайлов. - Salam, 2007. - 520 с. - стр. 419

Но Мани не отступился от своего призвания… Молодой мастер решил отыскать однорукого художника Шавката, чтобы тот научил его творить левой рукой. Благодаря упорству, терпению и каторжной работе Мани создаёт удивительно прекрасные произведения искусства. Но всё время он стремится туда, куда ушла его мать, откуда и он родом - к берегам Иссык-Куля.

Встретился ли Мани со своей матерью? Была ли ею таинственная красавица, которую он встретил на берегу Иссык-Куля, проделав долгий и трудный путь Дамаска? Или все это только мираж, рожденный воображением художника? Не станем доискиваться ответа. Пусть фантазия каждого из нас завершит по-своему эту печальную историю о поисках красоты и гармонии, о чем Толомуш Океев сумел рассказать страстно и сильно. - Эльга Лындина

О трагическом финале «Миражей любви» ещё долго и безуспешно будут спорить все, кому довелось или еще доведется увидеть эту необычную восточную сказку, призрачную, каким и предназначено быть миражу. - Леонид Дядюченко - Толомуш Океев (биографическая повесть)

Продолжение следует.

история, позитив, #летовместе, кинематограф, #10списков, 1986, кино

Previous post Next post
Up