Театр. Свободное пространство

Apr 08, 2022 07:00


В минувшее воскресенье сподобились посетить местное театральное заведение «Свободное пространство» с просмотром пьесы «Кармен. История Хосе»...





Ну, я буду не я, если не расскажу про историю театра (в этом выпуске «Театрального обозрения», а в следующем - уже про сам спектакль).



Театр располагается в здании Городской думы.

Здание построено в 1799 году для Городской думы и Городского магистрата. Расположено на бывшей Гостиной площади в историческом центре Орла. Кирпичное оштукатуренное здание стоит на стрелке и оба его крыла объединяются на углу полуротонды с куполом на круглом барабане. Выразительность этого композиционного приёма типичного для градостроительства классицизма, в полной мере сохраняется и поныне, хотя здание сильно перестроено. После пожара 1858 года здание подверглось восстановлению, реконструкции и расширению. В нём размещались исполнительный орган Думы - Городская управа, 2-е мужское приходское училище, Мещанская управа. В 1920-30 годы в здании располагались различные учреждения.

Со временем это здание многократно перестраивалось, но сохранило характерную входную полуротонду.



Во время Великой Отечественной войны здание выгорело и было частично разрушено. Сохранившиеся стены старой постройки стали основой реконструкции строения для областного драматического театра, проект которого был составлен в 1946 году архитекторами Б. А. Антиповым, Н. Я. Целковниковым, В. В. Овчинниковым, инженерами В. В. Петропавловским и В. А. Буниным. Градостроительное значение здания и его стилистические особенности были сохранены. Впервые за всю историю в Орле был построен настоящий театр с современным оборудованием сцены и максимумом удобств для артистов и зрителей.



5 августа 1949 году областной драмтеатр им. И. С. Тургенева начал свою работу в новом здании инсценировкой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В 1975 году драмтеатр переехал в новое здание на площади Ленина. А после капитального ремонта этого здания и его реконструкции (архитектор Б. В. Антипов) в нём с апреля 1981 года разместился Театр юного зрителя.

Надо сказать, что окружающий пейзаж и общий антураж не сильно изменились с дореволюционных времен...



26 декабря 1976 года в городе Орле родился новый театр - Орловский ТЮЗ, открылся он сказкой Л.Устинова «Недотрога» (режиссер Кирилл Филинов). Основателем театра и главным режиссером в течение восьми лет был Юрий Семенович Копылов. Он приехал в Орел вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышленников из Красноярска.



К ним присоединилась группа выпускников Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и молодой режиссер Борис Цейтлин. Первым директором театра стал Григорий Семенович Колыханов.



Уже первые спектакли - «Жестокость» П.Нилина, «Колонисты» по педагогической поэме А.Макаренко, «Двенадцатая ночь» В.Шекспира, «Неистовый гасконец» А.Дюма режиссера Юрия Копылова, «Третья ракета» В.Быкова, «Алые паруса» А.Грина, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Приключения Буратино в стране дураков» А.Толстого, «Емелино счастье» Р.Сефа, В.Новацкого режиссера Б.Цейтлина вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Оригинальные режиссерские решения, необычная сценография С.Шавловского, яркие актерские индивидуальности Д.Евстафьева, В.Кушнарева, Е.Гамбурга, Е.Успенской, Ж. Хрулевой, А.Ерина, А.Поляка, В.Запорожского, А.Дубовицкого, Е.Крайней, Н.Трофимовой - все свидетельствовало о том, что в Орле возник высокопрофессиональный театр со своей театральной эстетикой.

Нынешний репертуар тоже отличается некоторым разнообразием.



Новый период творческого развития театра связан с приходом в 1987 году нового главного режиссера - Александра Михайлова. Первой серьезной работой стал спектакль «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова, никогда прежде не ставившийся в стране. И зрители, и критики высоко оценили глубокий, мощный по эмоциональному воздействию спектакль, в котором талантливо играли юная Нонна Исаева, более опытные Владислав Трахтенберг, Владимир Кушнарев. Владимир Крашенинников (Маркизов), Вячеслав Туманов.



В 1988 году спектакль с успехом участвует в фестивале, посвященном семидесятилетию детских и юношеских советских театров в Москве, а в 1991 году он был показан на фестивале в Киеве, посвященном 100-летию М.Булгакова, где за лучшую актерскую работу премию получил Владимир Крашенинников (Маркизов) и А.Михайлов за режиссуру. В Орле возрождается интерес к новым работам ТЮЗа, споры вызывают спектакли режиссера Игоря Кучера «Три девицы под окном», И.Власова «Седьмой подвиг Геракла», М.Лурье «Возьми мое сердце». Особенно яростные дебаты ведутся вокруг постановок А.Михайлова «Сны Евгении» А.Казанцева и мюзикла «Кандид» Вольтера. Театр определяет сферу своих интересов - внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир, и в 1990 году берет новое название - «Свободное пространство».



В 1992 году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию, США, со спектаклем «Великая война Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга, а в 1993 году «Рикки» аплодируют на фестивалях в Ла-Корунье и Хихоне, Испания. На международных фестивалях в Новгороде - в 1993 году и в Днепропетровске в 1994 году спектакль получил главные призы, артисты М. Рыжикова, Г. Ласкина, А. Бояджи - призы за лучшие женские и мужские роли.

И всё-так входим в театр...

Начнем, наверное, с небольшой экскурсии по театру с просмотром фотографий интерьеров и продолжу изложение информации о театре и истории театра.



Вот в ротонде располагаются кассы театра и достаточно просторное помещение для встречи зрителей друг с другом.

В 1994 году в Калифорнии состоялась премьера спектакля «Белый Клык» Д. Лондона (постановщик А. Михайлов, балетмейстер О. Николаев, художник И. Ткаченко, композитор Б. Киселев, режиссер по движению А. Щукин), который становится своеобразной визитной карточкой театра. Эта музыкально-пластическая притча о Природе, Волке и Человеке с успехом играется на фестивалях в Турции, США, Испании, Израиле, России.



«Белый Клык» открывает в октябре 1996 года международный фестиваль в Ростове-на-Дону, где проходил всемирный конгресс АССИТЕЖ, собравший участников из 60 стран, а в ноябре-декабре участвует в крупных международных фестивалях в Витторио, Ла-Карунье и Мадриде.



В фойе театра располагается гардероб - по классике, начинается с вешалки



В левом крыле на первом этаже представлены фотопортреты актеров театра

Во второй половине девяностых на постановки приглашаются режиссеры из разных стран. Американские коллеги из Калифорнийского Театрального Центра ставят «Тома Сойера» (реж. Г. Корнелисон, Лин Пейс), «Дракулу» (реж. У. Холдстон), испанец Карлос Эранс - «Процесс из-за тени осла» Ф. Дюрренмата, англичанин Ги Холланд - «Власть мысли» Н. Шэппард, американка Шеннон Эдвардс - «Арканзасское чудо или Танцующий медведь» О. Харриса.



Левая лестница на второй и третий этаж

Большой интерес вызывают спектакли Санкт-Петербургских режиссеров «Ночь ошибок» О. Голдсмита в постановке Г. Цхвиравы и особенно «Господин де Пурсоньяк» Ж. Б. Мольера лауреата Гос. премии Г. Тростянецкого. Приз за лучший спектакль для молодежи получает на фестивале в Новгороде в 1999 году «Тринадцатая звезда» В. Ольшанского (реж. А. Михайлов), а спектакль «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (реж. А. Михайлов, худ. В. Королев) - приз за высокую сценическую культуру на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске.







С 1996 по настоящее время при театре воспитывается актерский курс орловского института искусств и культуры (руководитель курса - А. Михайлов), выпускники которого ныне играют главные роли в спектаклях в театре и театрах Москвы и Санкт-Петербурга.



На второй этаж

Театр отмечен премиями фестивалей «Театр без границ» в Магнитогорске («Тойбеле и ее демон», режиссер - А. Михайлов; «За высокую художественную культуру спектакля», 1999), «Царь-Сказка» в Великом Новгороде («Тринадцатая звезда», лучший спектакль, 1999; «Стойкий оловянный солдатик», приз за исполнение роли Чертенка - М. Рыжикова, 2001), «Театр детства и юности - XXI век» в Воронеже («Господин де Пурсоньяк» Ж.-Б. Мольера, режиссер - Г. Тростянецкий, 2000).



В левом крыле второго этажа всегда представлены выставки народного творчества, самодеятельных и профессиональных художников

В 2002 спектакль «Лови удачу, Жеспер!» Г. Янковьяк (режиссер - А. Михайлов) был удостоен приза фестиваля «На пороге юности» в Рязани (за музыкальное решение).



Афиши давних и недавних спектаклей

В 2003 авторский спектакль артистки М. Рыжиковой «Маленький принц» был показан в Москве на сцене Центрального Дома актера, а также на международном фестивале театров для детей в Вильнюсе (Литва). Театр гастролировал в России и за рубежом (Франция, Польша, Болгария, Украина, Белоруссия).





С 2010 года театр для детей и молодежи выступил в качестве организатора ежегодного Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI», в котором участвуют театральные коллективы и исполнители из России, республики Беларусь, Украины, Литвы, Молдовы, Израиля и других государств.



Рояль в кустах



В зале второго этажа представлены сегодня театральные костюмы из спектаклей театра

Актеры театра - заслуженные артисты России, лауреаты престижных театральных премий. Исаева Нонна и Лагоша Валерий в 2016 году были награждены медалью к ордену «Заслуги перед Отечеством» II степени. Почетом и уважением также пользуются Рыжикова Мргарита, Шигапова Елена, Агейкина Ирина и Артемьев Михаил.





Грамоты и дипломы театра













Если кому не понравился спектакль можно скоротать время ожидания друзей или родных за чтением книг







В правом крыле второго этажа - фотографии сцен из спектаклей театра



И ещё вот - конь, деревянный конь



Сюрреализм во всей красе



Правая лестница на первый этаж



На третий этаж (по левой лестнице)



На третьем этаже фойе и малый зал театра



Правое крыло - первый этаж





Левая лестница на второй этаж



Партер.



Большая сцена:

зеркало - 9,2 х на 6,0 м;

высота до колосников - 14,0 м;

круг - диаметр 9,0м, 4 скорости;

глубина трюма - 2,7 м

Зрительный зал: партер - 300 мест, балкон - 87 мест

Малая сцена:

круглый зал диаметром 9 м, с меняющимся расположением кресел. Количество мест - 70.













Наверное, о самом спектакле я уже следующим разом.

Надо отметить, что в 2019 поменялось административное и творческое руководство театра, и пока деятельность новых творцов не разочаровывает.



Источники информации:

https://teatrorel.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободное_пространство_(театр)

https://www.kino-teatr.ru/teatr/571/

https://www.culture.ru/institutes/10174/teatr-dlya-detei-i-molodezhi-svobodnoe-prostranstvo

https://wikimapia.org/119223/ru/Орловский-государственный-театр-для-детей-и-молодёжи-«Свободное-пространство»

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1588175

https://ok.ru/teatrorel/topic/66172885153140

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/orel/theatres/34306

https://deti57.ru/teatry/orlovskij-gosudarstvennyj-teatr-dlya-detej-i-molodezhi-svobodnoe-prostranstvo/

https://vk.com/teatrorel

http://old.teatr.orel.ru/teatr/teatr.htm

https://teatrorel.ru/theater/press/zagadka-caricy-serdec/

https://teatrorel.ru/performances/repertoire/karmen-istoriya-hose/

История, #моявесна, #10историй, Орёл, Свободное пространство, Театр

Previous post Next post
Up