Подтверждается мой тезис, что, чем ближе к Европе советская республика, тем больше она привержена европейским ценностям в плане культивирования ВИА. В Латвии - их пруд пруди...
1 «Modo» (рус. «Модо») - вокально-инструментальный ансамбль Латвийской государственной филармонии. Основан в 1972 году (название «Modo» используется с 1975-го). Просуществовал до 1982 года. С момента основания до 1978 года руководителем коллектива был Раймонд Паулс, которого сменил Зигмар Лиепиньш.
Первый состав: Нора Бумбиере и Виктор Лапченок (вокал), Раймонд Паулс и Зигмар Лиепиньш (клавишные инструменты), Г. Шимкус (гитара), И. Галениекс (бас-гитара), В. Смирнов (ударные). В дальнейшем, в составе группы участвовали: вокалисты - Мирдза Зивере, Айя Кукуле, Парсла Гебхарде, М. Мадрите, Сандра Озолите, В. Юхневич, Ж. Сиксна, В. Сысоев, И. Ванзович. Инструменталисты - Б. Банных, В. Бакрадзе, В. Белинов, В. Болдырев, В. Митрохин, К. Рутенталc.
Основа репертуара - песни и инструментальные композиции, написанные Р. Паулсом и З. Лиепиньшем. Исполнялись и музыкальные произведения других участников ансамбля (от арт-рока до сентиментальных народных романсов). В 1982 году на творческой основе ансамбля «Modo» была сформирована латвийская группа «Опус».
Click to view
2 «Опус» (латыш. Opus) - советский вокально-инструментальный ансамбль из Риги под руководством Зигмара Лиепиньша. Песни исполнялись как на латышском, так и на русском языках.
Коллектив был основан на базе ансамбля Modo в 1982 году. Причиной переименования послужил тот факт, что старым ансамблем изначально (до 1978 года) руководил Раймонд Паулс, и после его ухода публика всё равно продолжала ассоциировать коллектив с ушедшим руководителем. Новое название придумал солист Имант Ванзович, предложив на выбор «Параграф» и «Опус». Фронтменами «Опуса» стали Мирдза Зивере и Имант Ванзович. Клипы с их участием неоднократно демонстрировались на Центральном телевидении СССР. В «Утренней почте», среди прочего, был показан их совместный клип с Леонидом Ярмольником. С песней «Надо подумать» дуэт удостоился премии на фестивале «Песня-84». Также ансамбль принимал участие в музыкальном оформлении кинофильма Рижской киностудии «Нужна солистка» (1984).
Click to view
3 ВИА "Кредо" (
http://sssrviapesni.info/kredo.html)
Первый состав: Валдис Скуиньш - бас-гитара (1974-…), Джина Буркевица - вокал (1974-1980), Ирена Буркевица - вокал (1974-1981), Айвар Лиениньш - гитара (1974-…), Вернер Бокумс - ударные (1974-1984), Валерий Космынин - ритм-гитара, вокал (1974-…).
В октябре 1974 года Валдис Скуиньш, познакомившись с Юрисом Павитолсом из ансамбля "Ливы", организует свой ансамбль вместе с сёстрами Буркевицами и Айваром Лиепиньшем. Несколькими месяцами позже к ним присоединяются другие музыканты, и ансамбль играет в ресторанах Лиепая.
1975 год. Первый концерт и последующие концерты, а также третье место на конкурсе в городе Лиепая. На следующий год из-за отсутствия аппаратуры подготовлена акустическая программа с приглашёнными тринадцатью музыкантами. В конечном итоге из этих 13 в составе ансамбля остаются: Янис Калейс (звукорежиссер), Виктор Дрейманис (в течение многих лет - ударные) и Райвис Крумс (вокал). Играть на гитаре стал художник из Лиепая Валдис Липартс (1976-1980), а на клавишных - однокурсник Скуиньша по музыкальной школе Алдис Лангбаумс (1975-1999).
За это время ансамбль познакомился и выступил в совместных концертах с известными певцами Скуиня, Я. Павитола, А. Герман, русскими и советскими, а также иностранными группами, стал исполнять свои собственные композиции. Ансамбль иногда принимал участие в танцевальной программе "Вей, ветерок!" и сочетал это с нерегулярными концертами.
1978 год. Музыканты "Кредо" познакомились с Раймондом Паулсом, который по достоинству оценил выступление ансамбля и разрешил исполнять "Кредо" две своих песни. Затем были первые записи на радио. С тех пор в ансамбле стал петь Гунтис Тигалис (1978-1981).
1979 год. Участие в фестивале политической песни в Латвийском государственном университете, победа на фестивале комсомльской песни "Голос молодежи. Тем самым "Кредо" привлёк к себе внимание комсомольских органов республики. Ансамблю поступило предложение отправиться в поездку от газеты "Комсомольская правда" в агитбригаде на БАМ, где наконец с 1977 года было официально утверждено использование ансамблем названия "Кредо". К поездке в ансамбле появился певец и ритм-гитарист Гунтис Вейц, произошли и другие изменения. После победы "Кредо" в конкурсе "Лиепайский янтарь-79" (Лангбаумс - лучший органист) ансамбль всё чаще выступает в Риге.
1980 год. Выигран еще один фестиваль "Голоса молодежи", но не Тартуский фестиваль. Весной Лангбаумса забрали в армию, а другие музыканты ансамбля приняли участие в культурной программе московских летних олимпийских игр. Зимой ушла Джина Буркевица. Дальнейшее сегодня уже трудно представить. 1980 год. Осенью начинается настоящая "кредомания". Концерты в переполненных залах, пресса, радио. В начале восьмидесятых годов "Кредо" становится, несомненно, самым популярным концертирующим ансамблем в Латвии, тогда никто не мог похвастаться такими амбициозными, страстными и полными энтузиазма толпами поклонников. В музыке "Кредо" не было ничего особенного, но музыканты были молоды и веселы, играли действительно искренне и всегда ориентировались на нормальных людей. Кроме того, они было достаточно аккуратные, милые и послушные. Тем самым им удавалось доставить удовольствие не только молодым слушателям, но также и их родителям. Но самое главное к ним благоговели официальные средства массовой информации, власть предержащие, а также сам Раймонд Паулс. Паулс пригласил "Кредо" в авторскую программу, посвящённую его 45-летию. Для постановки в ансамбль приглашается пианист Гатис Балтиньш (1980-1981). Липартса и Крума, призванных в армию заменил гитарист Арманд Алкснис. После почти годовых интенсивных репетиций в январе 1981 года была подготовлена программа Раймонда Паулса. В первой части звучал серьезный интеллектуальный рок, во второй - шлягеры. Технические возможности и качество аппаратуры оставляли желать лучшего (хотя Алкснис играл вполне прилично), идеологически всё было выдержано в духе времени, но ажиотаж был страшный. В любом уголке Латвии за билетами на программу люди стояли в очереди часами и даже ночью в течение длительного времени.
1981 год. Летом "Кредо" гастролирует по Сибири, а затем снова меняет состав - Тигалис уходит, вместо него был принят Талис Мархилевичс, а Ирену Буркевица заменила Аэлита Каптине (1981-1982). В этот период "Кредо" играет только свои собственные композиции (Вейта и Алксниса), а также композиции Раймонда Паулса, регулярно становящиеся хитами. Возвращение Лангбаумса, повышает качество звучания ансамбля.
1982 год. Спустя короткое время Аэлиту Каптине меняет вокалист Янис Штейнберг. Ансамбль выступает на различных развлекательных мероприятиях ГДР, Польши, Конго, Вьетнама и др., записывает два диска и получает латышский KJS - премию (1986 год). Потом "Кредо" в белых костюмах выступает на праздновании 50-летнего юбилея Раймонда Паулса, но нет ничего свежего и музыкально примечательного. Публикации об ансамбле некоторое время еще достаточно хвалебны, но уже ясно, что гигант стоит на глиняных ногах. Творческий кризис усугубляется и проблемами во взаимоотношениях.
1984 год. В начале ветерана Бокумса заменил Гунтарс Ракс. Музыкальная стагнация продолжается, а Паулс находит других фаворитов, и в это время чуть ли не единственным светлым пятном в "Кредо" является игра и композиции гитариста Алксниса. Он, несомненно, является одним из лучших латвийских рок-гитаристов.
1986 год. Скуиньш полностью сосредоточивается на администрировании ансамблем (на бас-гитару приходит Эдвард Глотов (1986-1988) из квартета "Лиепая"), Алкснис становится музыкальным руководителем. Но новый стиль ансамбля - тяжелый металл, отпугнул изрядную часть и так уже значительно поредевших верных поклонников.
Начиная с 1987 года, в Латвии возник резкий дефицит государственного бюджета, "Кредо" выступает почти исключительно в Литве (и не без успеха). Это временная помощь, чтобы выжить физически, но не морально. Даже спорная победа в 1988 году на республиканском конкурсе в Лиепае не спасает ситуацию.
Ушли Брекс и Алкснис, а затем и Глотов (в "Remix"). Им быстро нашли замену, последовали попытки изменить стиль, сосредоточив внимание на более мягком и мелодичном звучании.
Фирма "Мелодия" выпустила два диска-гиганта ансамбля (1986 год).
Click to view
4 ВИА "Далдери" (
http://sssrviapesni.info/dalderi.html)
Эдванс Зариньш стал профессиональным музыкантом в 1976 году, когда он совместно с бас-гитаристом Валдисом Озолсом и Эльмаром Йоргенсоном/Jirgensons (ударные), играл на танцплощадке в рижском районе Бауска. В 1979 году группа получила название вокально-инструментальный ансамбль "Далдери". Солисткой ансамбля стала Ниёла Березина. Мелодичная, основанная на гитаре музыка ансамбля, была довольно привлекательна для молодёжи в противовес металлическим группам, популярным в то время, лидером среди которых была группа Кредо. Мегахитом того времени у ВИА Далдери стала песня Dzeltenie aizkari/Жёлтые шторы. Однако широкую популярность ансамблю принесло сотрудничество с Раймондом Паулсом, который специально подготовил музыкальный материал для шоу ВИА Далдери "Таинственное похищение". Такие песни из шоу, как Баллада об ослике, Verakoko, Anno Domini, Неправильная песня стали национальными хитами.
"Таинственное похищение" в постановке Далдери стало одной из уникальных записей своего времени, потому что песни были выучены, аранжированы (Паулсом были представлены только голая мелодии и тексты), срежиссированы и поставлены за две с половиной недели. Студия латвийского радио записала музыку всего два дня. Однако вскоре выяснилось, что подарок Паулса оказался роковым для ансамбля, музыканты не смогли удержать тот уровень музыки, который им задал Паулс и знаменитости ВИА "Далдери" вскоре исчезли с латвийской рок-сцены, хотя в течение длительного времени у слушателей были популярны песня "Желтые шторы" и песни Паулса из программы "Таинственное похищение".
В конце восьмидесятых ансамбль был восстановлен без особых успехов. Какой-то период музыканты играли на вечеринках и мероприятиях.
Второе возрождение "Далдери" происходит в 1992 год. И уже в 1993 году у ансамбля начинается в период, когда он с американскими и английскими песнями гастролирует по клубам и даёт концерты в различных районах Латвии. Конечно, основной репертуар ансамбль поет на английском, и поэтому при очередном музыкальном пересечении границ, музыканты Далдери, следуя логике репертуара и отдавая должное стране, музыка которой исполняется, решили взять себе новое имя и стали называться группой "Дакота".
Click to view
5 ВИА "Ливы" (
http://sssrviapesni.info/livy.html)
Группа Livi первоначально являлась обычным ВИА, каких в советское время было огромное множество по всему Союзу. Образовалась она в 1971 году под руководством Юриса Павитолса, а солисткой была Ингрида Павитолиня. Все изменилось в 1976 году, когда слились «Ливы» и группа «Корпус». В группу пришли Эрик Кигелис(гитара), Родриго Фоминс(вокал), Морис Штернс (клавишные), Янис Гродумс (бас-гитара) и Вилнис Криевиньш (ударные). Группа меняет звучание с биг-бита на хард -рок, участвует во многих фестивалях и даже завоевывает призовые места. Позже, в 1985 году, «Ливы» снова переживают смену состава. Из группы уходят почти все участники, и их места занимают Айнарс Вирга (гитара, вокал), Айварс Бризе (вокал), Дайнис Вирга (ударные). Появляются альбомы «Kurzeme - saules cels» (Курземе - дорога солнца) и многие другие.
Но в 2012 году «Ливы» прекращают свое существование. Нынче бывшие участники группы выступают под именем «Экс - Ливы». Надо сказать, что за всю историю группа сталкивалась со множеством трагедий. В 1985 году в автокатастрофе под Ригой погиб идеолог группы Эрик Кигелис, в 2000 году также в аварию попал бывший солист «Ливов» Родриго Фоминс ( к счастью, он выжил). А 2003 год навсегда останется в памяти поклонников как «черный». В июле того года опять таки в аварии погибают барабанщик группы и родной брат гитариста Айнарса Вирги - Дайнис, и звукооператор Юрис Яковлевс. В 2009 году от гепатита умирает басист Янис Гродумс. Именно после его смерти группа распадается, так как права на название принадлежали ему.
Click to view
6 ВИА "Орнаментс" (
http://sssrviapesni.info/ornaments.html)
Пик популярности коллектива пришелся на 80-е годы - в это время "Орнаментс" был одним из самых известных ВИА Латвии, игравших в жанрах поп-фолк, шлягер-фолк и кантри. ВИА затронул сердца слушателей современными народными песнями, а также официально непризнанными произведениями других авторов (А.Винтерс, К.Бедриньш, Братья Лайвеньеки и т. д.). Ансамбль давал более трехсот концертов в год и был первым представителем своего жанра, пропагандировавшим латышскую музыку за пределами Балтии ("Орнаментс" выступал в 1986 году на международной выставке в Ванкувере, еще через два года - в Брисбене, а всего гастролировал более чем в 20 странах мира). В середине 80-х годов ансамбль дважды подряд занимал второе место на фестивале в Лиепае. В 1982 году группа участвовала в создании фильма Рижской киностудии «Краткое руководство к любви».
Песни "Орнаментса" сегодня вполне можно отнести к "классике" латвийской сцены, многие из них многократно перепевались самыми разными артистами и существуют во множестве вариантов - "Pie Dzintara juras", "Garu, garu, uzmet garu", "Rozamunde" и другие. Впрочем, надо отметить, что "Орнаменты" и сами не были новаторами - многие исполняемые ими песни были написаны в начале ХХ века, музыканты лишь популяризировали их и дали им новую жизнь. Ну, а главной визитной карточкой "Орнамента" во все времена была веселая песенка "Puisi, puisi" (Парни, парни).
Click to view
7 ВИА "Сиполи" (
http://sssrviapesni.info/sipoli.html)
Название ансамбля переводится с латышского как "Луковица". История ВИА "Сиполи" началась в 1975 году, с собора в рижском районе Бауска, где пел студент Вильнюсской консерватории Вилн Шмидберг. По-настоящему активная деятельность ансамбля началась с 1976 года, после прихода в ансамбль Никаса Матвеева и ансамбль переехал в Тукумс. С самого начала у коллектива сложились свой стиль и свои традиции, отражавшиеся в произведениях, которые создал Шмидберг, а также некоторые композиции Гунара Шимкуса. В 1978 году, когда "Сиполи" давал много концертов и преодолевал препятствия со стороны властей по организации гастролей, к ансамблю присоединился одноклассник Шмидберга Мартин Браун. Он не только играл на клавишных, но и написал большую часть репертуара и вскоре вместе с Шмидбергом стал вторым лидером ансамбля.
Название ансамбля символизировало несогласие с царящей на музыкальной сцене бездумной попсой, это также относилось и к музыке - коллектив исполнял изначально мощный ритм-энд-блюз, а затем и всё более и более сложные формы. Блюз Брауна принёс широкое признание слушателей Латвии и его руководство в 1979 году. Два медведя не уживаются в одной берлоге, и вскоре Шмидберг оставляет "Сиполи" на друга Мартина Брауна и уходит работать звукорежиссером академической музыки на фирму "Мелодия".
Коллектив участвовал в фестивале поп-музыки в Тбилиси '80", где вместе с супергруппой "Аквариум" стал самым скандальным откровением, немало хороших слов посвящено ансамблю в книге, изданной на Западе Артемом Троицким.
Click to view
8 «Eolika» («Эолика») - советский и латвийский вокально-инструментальный ансамбль, работавший в жанре поп-музыки. На протяжении многих лет группу возглавлял композитор Борис Резник. Основан в 1967 году выпускниками Рижской средней специальной школы им. Э. Дарзиня. Первоначально группа назывались «Varavīksne» («Радуга»). С 1967 года принимала участие в концертной программе Рижского эстрадного оркестра под управлением Раймонда Паулса.
В первый состав группы входили: Борис Резник (пианист и композитор), Зигисмунд Лоренц (вокал, гитара), Юрис Гринёв (вокал, гитара), Юрий Кузминов (вокал, бас-гитара) и Эдуард Новиков (вокал, барабаны).
В 1968 году была записана первая пластинка, на которой три песни были написаны участниками группы и одна песня Р. Паулса, исполненная Норой Бумбиере. В 1970 году по ряду причин группа прервала свою деятельность. В начале 1970-х название «Эолика» использовала группа под управлением солиста Латвийской государственной филармонии Александра Сотикова.
В 1977 году концертная деятельность «Эолики» была продолжена. Появились новые участники - певицы Илона Балиня и Илона Степанова. После победы на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1979) к «Эолике» пришла популярность. Наибольшую известность получила песня «Ноктюрн» («В узких улочках Риги»), написанная композитором Александром Кублинским.
В 1980 году в группу влились Виктор Бураков (Земгалс) и Дайнис Добелниекс, место И. Балини заняла певица Олга Раецка. Были записаны альбомы «Сны Риги» (1980) на русском и «Pasaule, pasaulīt» (1985) на латышском языках. На это время пришлись зарубежные гастроли, коллектив выступал на Кубе и в Афганистане. В 1987 году отдельным диском была выпущена рок-опера Б. Резника «Робинзон Крузо», но после ухода в 1985 году из состава солистки О. Раецкой популярность коллектива стала снижаться. После неоднократных смен состава, в 1996 году квартет «Эолика» (О. Раецка, И. Степанова, Д. Добелниекс и В. Земгалс) записал альбом «Kolekcija» с лучшими песнями.
В последнее время группа принимала участие в небольших концертах на различных латвийских эстрадных площадках.
Click to view
9 ВИА "Тип-топ" (
http://sssrviapesni.info/tiptop.html)
Ансамбль был организован в 1973 году. Сначала коллектив назывался просто эстрадным ансамблем Латвийской государственной филармонии. С 1975 года получил название «Тип-топ».
Стиль ансамбля - джаз-рок. Многие из вокальных и инструментальных произведений исполняемых коллективом, написаны самими участниками: Улдисом Стабулниексом, Харалдом Симанисом, Имантом Паура и Айваром Херманисом. Улдис Стабулниекс - лауреат джазового конкурса в Монте-Карло. "Тип-топ" - лауреат фестиваля эстрадной музыки в Лиепае.
Ансамбль гастролировал в Финляндии, ГДР, Польше, Индии, Непале, США. На Рок-фестивале "Весенние ритмы" в Тбилиси в 1980 году ВИА "Тип-топ" разделил с шоу-группой "Интергал" и грузинским ансамблем "Лабиринт" третье место. Коллектив просуществовал до 1989 года.
Click to view
10 «Zodiac» (латыш. Zodiaks, рус. Зодиак) - советская и латвийская музыкальная группа, играющая преимущественно инструментальную музыку в жанре синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика (в середине 1980-х годов группа поменяла тематику).
Инструментальная группа «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса (родился 7 апреля 1959 года) была организована в конце 1970-х студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов. Активное участие в становлении «Зодиака» приняли также музыканты самодеятельной джаз-рок-группы «Арка» под руководством Юриса Кулаковса и известный рижский звукорежиссёр, дирижёр и композитор Александр Грива, записавший два первых альбома группы (его дочь Зане играла в первом составе группы на клавишных и пела).
Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками: на Яниса Лусенса повлияли такие музыканты, как Tangerine Dream, Space, Жан-Мишель Жарр, Майк Олдфилд, Вангелис. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.
После успешного выступления в Москве Янису Лусенсу предложили гастроли по СССР, но он отказался, так как для этого пришлось бы оставить учёбу в консерватории, в результате чего его могли призвать в армию. В конечном итоге Лусенс ушёл из первого состава группы и начал работать в области академической музыки.
Записи «Зодиака» разошлись по СССР большими тиражами. По данным фирмы Мелодия, до 26 августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров Disco Alliance и 1 703 800 - Музыка во Вселенной. Композиции группы широко использовались для музыкального оформления фильмов и телепередач.
Последний номерной альбом «Зодиака» был выпущен в 1988 году и назывался «In memoriam» («В память»). Это концептуальный альбом, посвящённый латышской культуре и архитектуре Риги. На нём композитор Лусенс, вернувшийся ненадолго к электронной музыке, продемонстрировал некоторый уклон в сторону арт-рока. После распада СССР ансамбль прекратил существование, но с середины 2000-х снова начал выступать, исполняя старый материал.
В 2015 году группа выпустила альбом «Pacific Time», содержащий современные обработки композиций с первых двух альбомов группы, а также две новые композиции.
Click to view