История о короле Артуре у меня одна из самых любимых. То есть вообще самых любимых. Необыкновенно четко выстроенный рассказ о фатуме, судьбе, перед которой бессильны сила, храбрость и даже любовь. Когда все умерли, но никто не виноват.
Конечно, в этой связи выхода фильма Гая Риччи «Король Артур. Легенда о мече» я ждала с трепетом. Любимый Гай Риччи, любимая легенда и, конечно же, прекрасный Джуд Лоу в роли злодея. Предвкушать было что, тем более, что про короля Артура уже и снимали, и писали многие. Легенда имеет множество различных вариаций, что, конечно же, играет на руку ее многочисленным интерпретаторам. Как-то с одной виртуальной приятельницей мы долго чатились на тему понимания и прощения королевы Гвинивер, а также о том, что все мужики - сволочи. Я не могла согласиться ни с первым, ни со вторым и пыталась ее всячески разубедить хотя бы в первом. Потом оказалось, что она только что закончила читать книгу «Туманы Авалона» Б.Мэрион , а еще недавно рассталась с молодым человеком, который оказался женат, но это совсем другая история. Этим я еще раз хотела подчеркнуть, что легенда об Артуре до сих пор актуальна, раз к ней с периодичностью раз в несколько лет обращаются писатели и режиссеры да и мы, простые смертные.
А теперь - о фильме. В начале просмотра меня посетило дежа вю: я увидела элефантов из фильма «Властелин колец», которых так мечтал увидеть Сэм Скромби, но которых совсем не ожидала увидеть я. Внутри элефантов оказались какие-то чукотские шаманы, которых в одиночку победил папа Артура Утер, раздобывший как раз для такого случая волшебный меч. В Утере я сразу узнала воинственного Гектора, собственно, в этой истории он занимался ровно тем же - мужественно сражался с интервентами и героически погибал. Таким образом, режиссер сразу обозначил два источника своего вдохновенья. Чуть позже, вглядевшись в лицо супруги Вортигерна (ах, Джуд!) я увидела еще одну киноцитату. Вернее, девушку Кэти Макграт, которая уже засветилась в истории об Артуре, правда, это был сериал BBC и назывался «Мерлин».
Кэти Макрат, по-моему, как раз в "Мерлине"
Там она изображала Моргану и провела на экране гораздо больше времени, чем в «Легенде о мече». По ходу действия я поняла, что сериал «Мерлин» Гай Риччи смотрел и вынес оттуда не только Кэти, но еще и несколько интересных идей.
Забегая вперед, скажу, что Гай Риччи, конечно, хорош. Из фильма получился добротно скроенный боевик на классический сюжет, где у наследника отнимают трон, а он возвращается и карает обидчиков (привет Гамлету). Из Артура вырос настоящий гопник, как по форме, так и по содержанию (кстати, и у Утера, и у его супруги совсем другой типаж фигуры, они высокие, стройные и достаточно тонкокостные, Артур же получился коренастым и несколько приземистым), хотя, наверное, именно такой «отморозок» и был единственным, кто мог бы победить короля Вортигерна. Да и кто еще мог вырасти в борделе, правда история Оливера Твиста говорит, что бывали и другие примеры, но это, скорее, исключение.
Артур по версии Г.Риччи
Главный подвох, на мой взгляд, не в этом. А в том, что Риччи эту историю «не докрутил». Ему было необходимо выстроить совершенно новую вселенную, создать, придумать свою систему связей и противодействий, в которую он помещает героев. В дилогии о «Шерлоке Холмсе» такой необходимости не было, все-таки викторианскую Англию более или менее представляют себе все, там можно очень многое оставить за кадром. То же самое в «Агентах А.Н.К.Л.» - противостояние двух систем, война разведок, не допустить ядерную войну и т.д. В «Легенде о мече» ситуация другая. С самого начала совершенно ясно, что это другая история, которую со всем известной легендой связывают разве что имена главных героев (да и то не всех) и меч, утопленный в камень. В том же сериале «Мерлин» каноническая легенда тоже вывернута наизнанку - там король Утер жив и здоров, Артур воспитывается как наследный принц, а для запрета колдовства в королевстве есть совершенно определенные причины.
Артур из того же "Мерлина". Хорошенький ))
В «Легенде о мече» тоже все перевернуто, но большая часть истории остается за кадром, а от того - непонятна. Колдовство в королевстве под запретом, но почему тогда Утер использует волшебный Эскалибур? (кстати, по легенде Эскалибур и Меч в камне - это два разных меча). Кто такие шаманы в элефантах и что им было надо от Утера? Что это за змейка-осьминог в подвалах дворца, и как с ней познакомился Вортигер? В том же «Мерлине» юный Мерлин бегает в подвал дворца (киноцитата?) для совещаний с плененным Утером драконом, который подсказывает ему решения разных серьезных проблем. Происхождение дракона и причина его содержания в тюрьме объяснена просто и логично. Тема убийства дорогих ему женщин Вортигерном оставляет практически равнодушными, потому что в кадре они появляются редко и зрителю практически не запоминаются. Вот если бы, например, дочь Вортигерна замутила романчик с одним из гопников Артура, тогда ее было бы хоть немного жаль. Вместо этого мне жаль Джуда Лоу, которому было практически нечего играть, хотя он очень старался и был, конечно прекрасен, как всегда.
Шикарный Джуд Лоу
Повторюсь, что фильм, конечно, сделан на совесть, но у меня осталось ощущение, что изначально Гай Риччи делал замах на что-то большее. И в этом большем обязательно был бы и Мерлин, каким его еще никто не видел, и Моргана, Мордред, Гвинивер, белая фея (в сериале о Мерлине ее уже сделали темнокожей служанкой, так что пребываю в некоторой растерянности, какой бы ее сделал Риччи) и возможно даже Ланселот Озерный (наверняка он предстал бы перед нами в образе содержателя какого-нибудь наркопритона на болоте).
На фоне некоторого разочарования от короля Артура особенно порадовали вновь появившиеся новости о съемках третьего Шерлока Холмса от Гая. Я откровенный фанат первых двух (особенно первого) фильмов и считаю, что его Шерлок Холмс - один из лучших, несомненно гораздо интереснее, чем сериал «Шерлок» от BBC с Камбербэтчем. Хотя в ряд ли следует ждать скорого возвращения Шерлока, так как Джуд Лоу сейчас вовсю представляет молодого Дамбльдора в приквеле к Гарри Поттеру. Не сомневаюсь, что молодой волшебник в исполнении Джуда будет великолепен, хотя где-то очень глубоко в душе мое отсутствие толерантности уже пытается подавать робкие протесты. Потому что делать такую красоту геем - это прямо не по-людски как-то.