Кто ты - трус иль избранник судьбы? (с)

Aug 01, 2016 12:32

Печальная история датского принца Гамлета известна практически всем. Предательское убийство отца, призрак, сумасшествие возлюбленной гибель принца - вот основные элементы этой захватывающей истории. Напомню, что сам Уильям Шекспир сюжетов не придумывал, практически все его произведения имеют более ранние литературные первоисточники. По официальной версии полуграмотный Уильям активно пользовался богатым наследием античной литературы, средневековыми легендами и историческими хрониками. Одного этого факта, как мне кажется, достаточно, чтобы отправить официальную биографию поэта и драматурга на помойку, но раз этого до сих пор не сделано, значит, это кому-то нужно. Сейчас не об этом.
Я пересмотрела целую кучу различных экранизаций и спектаклей данного произведения. Датские принцы в них попадались самые разнообразные - красивые и уродливые, молодые и пожившие, страстные и холодные, пассивные и деятельные. Самое интересное, что все варианты принцев были вполне обоснованы бессмертными строчками шекспировских текстов. Сыграть Гамлета мечтают все актеры, об этом грезила даже великая Сара Бернар, несмотря на свою половую принадлежность. Ставят «Гамлета» самые маститые режиссеры. Переводят - самые талантливые переводчики. Но… Тайна остается. Попробую если уж не разгадать ее (разгаданная тайна - это неинтересно), а хотя бы чуточку развеять окутывающий ее туман.
Как-то на досуге смотрела передачу на канале «Культура» под названием «Перечитывая классику», где несколько интеллектуалов обсуждали «Гамлета». Почему-то особый интерес обсуждавших вызвала проблема была ли беременна Офелия или нет. Меня этот вопрос никогда не интересовал. Офелия, судя по ее похабным песенкам, конечно, девушка с прошлым, но ее беременность совершенно ничего не меняет в сложившемся раскладе.
Загадку пьесы в ряд ли можно разгадать, ответив на вопрос, с кем же имела отношения интимного свойства Офелия, с принцем или с королем, и были от этого какие-то последствия или нет. По большому счету, это пикантные, конечно, но частности. Курт Воннегут, уже неоднократно мной упоминавшийся, писал о Гамлете: «Шекспир сказал нам правду, а люди так редко это делают, будучи слишком увлеченными собственными взлетами и падениями. Правда же состоит в том, что мы знаем о жизни так мало, что даже не в состоянии определить, что для нас хорошо, а что плохо».
Умница Воннегут попал в точку. В пьесе Шекспира нет авторских ремарок. Драматург как бы говорит нам - решайте сами, кто здесь хороший, а кто - плохой. Не буду никого наряжать в белые одежды, никому не надену зловещую маску. Отделяйте сами мух от котлет, добро от зла. И выяснилось, что критерии добра и зла не только весьма размыты, но и то, что у каждого они свои, что нам с успехом демонстрировали и продолжают демонстрировать постановщики пьесы.
Прекраснейший Иннокентий Смоктуновский в фильме Козинцева - весь достоинство, мужская красота, суровость и решительность. «Играть на мне нельзя!» - возмущенно восклицает он. Через некоторое время он хладнокровно отправит своих незадачливых университетских приятелей на смерть. Их единственная вина была в том, что они слишком близко к сердцу восприняли призыв родственников друга приехать и помочь тому справиться с охватившим его недугом. Позже, посмотрев «Гамлета» Лоуренса Оливье, я разочарованно заметила, что в нашем фильме слишком много повторений, вплоть до костюмов героев. Это, конечно же, нисколько не умалило моей любви к Смоктуновскому, но теперь мне сложно воспринимать этот фильм как самостоятельное произведение.

Гамлет Смоктуновского


Гамлет Оливье


И у Оливье, и у Смоктуновского Гамлет - благородный принц, окруженный врагами. Злодей дядя, предавшая отца мать, безвольная Офелия и вероломные друзья. Над всем этим возвышается, как скала, датский принц. В темном, но все-таки в белом. Кстати, для более убедительного воплощения образа благородного принца Л.Оливье даже слегка подрихтовать великого драматурга, пожертвовав пожертвовать несколькими персонажами - Розенкранц, Гильдестерн и Фортинбрасс в английской постановке так и не появляются. Козинцев более бережно отнесся к классическому произведению, его фильм неоднократно отмечали как раз за близость к тексту великого драматурга. Неслучайно в школе нас водили классом на просмотр именно этой версии «Гамлета».
Гамлетом был и «безумныймакс» Мэл Гибсон, причем в экранизации одного из признанных эстетов мирового кинематографа Франко Дзефирелли.

Гамлет Гибсона



После выхода фильма мы обсуждали его с одним моим знакомым американцем, специалистом по литературе. В ответ на мои восторги необычности выбора актера на заглавную роль, ведь Мэл там весь такой с бородой, челочкой и вообще - ах! - мне было с сарказмом сказано: «Но, тем не менее, он очень красивый». Грешна, люблю красивых мужчин, как и вообще все красивое. И Мэл там действительно очень красивый, впрочем, у Дзефирелли обычно все фильмы и все актеры весьма радуют глаз. Не могу сказать, что меня это огорчает. Мэл сыграл сломанного, немного истеричного великовозрастного обалдуя. Сильного физически, но нерешительного, а от того злого на себя, на окружающих и вообще на все вокруг. Ему не нужен трон, Дания - тюрьма, он хочет в университет, к дружкам и подружкам. В его голубых глазах читается - ну как же так? ведь все хорошо так было… папа, мама, деньги из дома. А тут - папы нет, дядя стал королем, мама зачем-то опять вышла замуж. Зачем это все? какое это имеет ко мне отношение? - вопрошает принц. И мы недоумеваем вместе с ним, хотя чисто по-человечески его жалко. А возможно, я просто люблю Мэла Гибсона. В своих воспоминаниях Франко Дзефирелли достаточно интересно писал о работе с Гибсоном:
«Мы снимали в Шотландии в марте при очень необычной погоде: яркое солнце, мороз днем и полярные холода по ночам. В одну из таких ночей в ожидании съемок я попросил принести виски, чтобы вся группа могла немного согреться. В это время появился Мел и неожиданно ужасно разозлился (только потом мы поняли, что он был совершенно пьян). Мы разругались в пух и прах, и он пригрозил, что погонит меня вон со съемок (как известно, это была его заветная мечта).
Разъяренный Мел ушел с площадки, сжимая в руке почти пустую бутылку, и встретил Пола Скофилда, одетого Тенью отца Гамлета, который очень вежливо взял у него из рук бутылку. Совершенно выйдя из себя, Мел заорал:
- Я требую, чтобы на съемочной площадке не пили!
Пол очень спокойно ответил, что отлично слышал его слова и даже угрозу сменить режиссера и снимать самому.
- Что касается меня, то я согласился участвовать в фильме только потому, что восхищаюсь Дзеффирелли. На этот счет в моем контракте есть отдельный пункт, - сказал он, отхлебнув из бутылки и глядя Мелу прямо в глаза. - Сегодня ночью холодно, как на Северном полюсе, и минимум того, что можно сделать, - это выпить по глотку виски, к которому, как я погляжу, ты уже хорошо успел приложиться.
Этих слов Пола, всеми уважаемого и любимого актера английского театра, оказалось достаточно, чтобы навести порядок в мозгах Мела, который, однако, продолжал мечтать о режиссуре и, действительно, сразу после «Гамлета» снял несколько фильмов, причем неплохих. Но все отметили в нем довольно неприятную черту - непреодолимую страсть к кровавому насилию, доходящую до крайности, что явствует из «Патриота», «Храброго сердца», не говоря уж про «Страсти Христовы». …Этот гениальный человек в самом деле загадка: великий и исключительно умный актер, которого так привлекает необузданное насилие. Чтобы снять напряжение и расслабиться, он проводит выходные на ранчо и забивает бычков!
Когда несколько лет спустя я узнал, что Гибсон решил снять фильм о Страстях Христовых, то всерьез забеспокоился. И не зря. Я подозревал, что к такому трудному делу Мела привела не столько евангельская весть, сколько непреодолимое влечение к крови и страданию плоти. Вот откуда такое количество спецэффектов! К концу фильма испытываешь потрясение, отвращение, сам чувствуешь себя истерзанным и тяжко страдающим.»
Читая «Автобиографию» Дзефирелли, не могла отделаться от мысли, что он ревнует к успеху фильма Гибсона «Страсти Христовы». Ведь он тоже снял фильм о жизни Христа «Иисус из Назарета», наверное, самый красивый фильм на библейскую тему, который когда-либо был снят. Мэтр говорит о наградах, которые получил его фильм, о высоких оценках критиков и зрителей. Фильм же Мэла называет поверхностным, состоящим только из спецэффектов, крови и насилия. Только ведь Мэл снимал немного на другую тему. Его фильм о том, что, что глубина и тяжесть Жертвы стерлась под влиянием времени. «Опошлено слово одно и стало рутиной», - как говорил Пастернак, переводя П.Шелли. В своем фильме он показал, что значило для Бога стать человеком и принять человеческие муки. Фильм действительно получился жуткий, но один раз посмотреть его обязательно нужно.
В 1998 году вышла постановка театра «Сатирикон», в которой Гамлета сыграл Константин Райкин.

Гамлет Райкина



Было бы очень любопытно посмотреть на это действо, потому что даже не представляю себе, как это должно быть. Сейчас в свободное время смотрю еще одну постановку, в которой прекрасный К.Хабенский играет Клавдия, а в роли Полония выступает М.Пореченков.

Прекрасный дуэт Клавдия и Полония



Слабым местом этого спектакля, конечно же, является то, что этот тандем намертво «забивает» главного героя в исполнении М.Трухина. К сожалению, во время просмотра я все время вижу не страдающего принца, а все того же мента из «Улиц разбитых фонарей», который говорит какие-то несвойственные менту слова и ведет себя как-то странно, но сути это не меняет. На мой взгляд, Трухин так и не смог отречься от своего ментовского прошлого и Гамлетом я его так и не увидела. Зато Клавдий и Полоний жгут, как дуговая сварка. В общем, процесс доставляет несказанное удовольствие.
Но я снова отвлеклась от основной темы. Так вот, «Гамлет» привлекает тем, что акценты в пьесе можно расставить любые.
Например, Гертруда - преступная мать, как ругает ее Гамлет. А если взглянуть на нее, например, как на жертву семейного насилия? Если предположить, что Клавдий - любовь ее жизни, освободивший от тирана-мужа? Что она искренне его любит, жить без него не может? Чем не Анна Каренина? А можно посмотреть под другим углом, например: «Не пей вина, Гертруда, пьянство не красит дам» (БГ). Нет авторских ремарок в произведении, позиция автора нам неясна. Только - слова… слова… слова. Так что расставлять персонажей по доске, решать, кто за белых, а кто - за черных, приходится самим. Возможно, поэтому каждый раз «Гамлета» так интересно смотреть.
На очереди у меня - просмотр «Гамлета» с невероятно популярным сейчас Бенедиктом Камбербэтчем (надеюсь, что правильно написала его фамилию). Посмотрим, что сможет предложить нам любимец публики. Видела его в нескольких образах и могу сказать, что изгои общества удаются ему лучше всего.
Уже закончила писАть, но увидела, что красавчик-певец-модель Данила Козловский тоже приобщится к великому произведению.

Гамлет Козловского



Всегда радуюсь, когда вижу столь многогранные дарования. Ставить нового «Гамлета» планирует в Петербурге Лев Додин. Представлять Офелию заявлена Елизавета Боярская. В спектакле не будет привычной сцены дуэли с Лаэртом, а Гертруда (о ужас!) причастна к отравлению короля и ненавидит Гамлета, который пытается разрушить ее личное счастье с Клавдием. Ненавидящую сына королеву представит Ксения Рапопорт. Клянусь, когда писала про Гертруду, я этого еще не читала.

О классике

Previous post Next post
Up