Лебединые песни над озером

Jun 06, 2016 17:36

Не являясь особым любителем балета, "Лебединое озеро" я смотрела много-много раз с самыми разными исполнителями. Почему-то именно этот балет затягивает, будоражит, не давая забыть эту странную красивую историю о лебединой стае и принце с арбалетом в руках, которому нужно принять такое сложное, но такое важное, самое важное в жизни решение. Для меня это странно еще и потому, что я не люблю Чайковского. Мэтры симфонической музыки, приезжая к нам, в провинцию, непременно посвящают одно из отделений концерта произведениям Петра Ильича. Возможно, думают, что раз мы за тыщу километров от столицы, то, кроме Чайковского, воспринять нам что-либо посложнее будет невозможно. А может быть просто любят его, вот и играют при первой возможности. Справедливости ради можно сказать, что как-то В.Спиваков так отдирижировал сюиту "Ромео и Джульетта", что у меня захватило дух, и я долго аплодировала и кричала ему "Браво!", как будто это была и не я вовсе, а "Ромео и Джульетту" написал совсем другой композитор.
Но я отвлеклась. Как известно, балет «Лебединое озеро» не имеет единой литературной основы. Это своего рода компиляция из нескольких германских сказок и легенд, которых причудливая фантазия авторов либретто свела воедино.

Лебединое озеро


Среди прототипов балета, который стал одним из символов нашей страны, называют сказки «Похищенная вуаль» и «Лебединый пруд» Музеуса, «Ундина» Фридриха де ля Мотт Фуке, сказки братьев Гримм, опера Скриба «Озеро фей». Особо романтичные натуры считают, что произведение имеет прямое отношение к реальному человеку, королю Баварии Людвигу Второму, вполне заслуженно получившему в конце своих дней прозвище Безумный.
Пересечения судьбы П.И.Чайковского с королем Баварии действительно очень интересны. Людвиг принадлежал к королевскому роду Виттельсбахов, его отец Максимилиан, натура романтичная, восстановил замок Швангау (Лебединый замок), который расписали самые лучшие художники Баварии. Большая часть картин была посвящена, конечно же, шванриттеру Лоэнгрину, лебединому рыцарю, приплывающему на лодке, влекомой лебедем, для спасения прекрасной девы Эльзы. Максимилиан считал себя потомком древнего рода графов Швангау, на гербе которых было изображение лебедя.

Лоэнгрин с лебедем


В браке Максимилиана с прекрасной прусской принцессой Марией Фредерикой родились двое сыновей, Людвиг и Отто. Портрет Марии и сейчас находится в Мюнхене в так называемой галерее красавиц. К сожалению, дурная наследственность обеих семей передалась и Людвигу, и Отто. Родная сестра отца Александра Баварская неоднократно лечилась в психиатрической клинике, время от времени она настаивала на том, чтобы носить одежду только белого цвета, и уверяла всех, что проглотила стеклянное пианино. Несколько предков матери также считались душевнобольными, страдая галлюцинациями.
Вступив на трон в восемнадцатилетнем возрасте, Людвиг сразу же получил титул самого красивого монарха Европы. Высокий (1м 90 см), темноволосый и синеглазый, он стал объектом вожделений многих дам, однако вскоре стало понятно, что девушкам молодой король предпочитает мужское общество.

Кросавчег Людвиг


Известно, что одной из главных страстей Людвига была музыка Рихарда Вагнера. Еще подростком он побывал на его опере (конечно же!) «Лоэнгрин», и был потрясен до глубины души. Потрясла его не столько сама музыка (язвительный Вагнер как-то сказал, что у короля не было музыкального слуха), сколько темы, которые выбирал для своих произведений композитор. Став королем, Людвиг приказал немедленно разыскать Вагнера и пригласить ко двору. Король не жалел для Вагнера денег из баварской казны, что не могло не вызывать недовольства простых жителей королевства. О степени восторга Людвига можно судить по сохранившимся письмам: «О, он богоподобен, богоподобен! Моя миссия - жить для него, страдать за него, если это окажется необходимым для полного его спасения». После премьеры «Кольца Нибелунгов» Людвиг разразился следующей тирадой: «Я ожидал многого; но как ни велики были мои ожидания, они были намного, намного превзойдены… Ах, теперь я снова вспоминаю прекрасный мир, от которого я был отстранен; на меня снова смотрят небеса, луга сверкают красками, весна входит в мою душу с тысячами сладких звуков… Вы богочеловек, милостью Божьей истинный артист, который принес священный огонь с небес на землю, чтобы умиротворять, освящать и искупать!» Вот так.

Рихард Вагнер


Наверное, здесь можно уже сказать, при чем же здесь наш Петр Ильич? Плавно переходим к теме повествования. В Московской консерватории, где преподавал Чайковский, он познакомился с профессором Карлом Клиндвортом, другом Рихарда Вагнера. Благодаря Клиндворту была организована личная встреча двух композиторов, которая состоялась в 1876 году в Байрейте.

Петр Ильич.


За год до этого Чайковскому поступает заказ написать балет. Нужно сказать, что тогда к балетной музыке отношение было совсем не такое, как сейчас, и композитор принял этот заказ, вероятно, прельстившись гонораром в 800 рублей и обещанием, что это будет первый русский национальный балет на симфоническую музыку. Говорят, что сам композитор принимал деятельное участие в создании либретто, настаивая чтобы сюжет был непременно средневековый и непременно сказочный. Испытывая в это время сильное влияние Вагнера, он решил назвать свое сочинение «Озеро лебедей». Как раз в это время в Баварии должна была состояться премьера «Кольца Нибелунгов», и Чайковский решил поехать в Байрейт на премьеру, надеясь лично встретиться со знаменитым Рихардом. Нужно сказать, что опера была подарком королю Людвигу на день рождения, специально к премьере был построен не только театр на 2 000 мест, но и железная дорога. Однако впечатления от премьеры у Чайковского не были похожи на впечатления короля. «Перстень Нибелунгов произвел подавляющее впечатление не столько своими музыкальными красотами, которые, может быть, слишком щедрою рукою в нем рассыпаны, сколько своею продолжительностью, своими исполинскими размерами, и породил желание продолжать изучение этой сложнейшей из всех когда-либо написанных музык».
Премьера Лебединого озера состоялась год спустя, успеха балет не имел. Сюжет балета несколько отличался от того, что мы знаем наизусть с детства. Приняв Одиллию за Одетту, принц клянется ей в вечной любви. Поняв свою ошибку, он, в ужасе от произошедшего, бежит на Лебединое озеро, пытаясь получить прощение Одетты, но все напрасно, ибо колдовство злого волшебника превратит ее навсегда в лебедя. Одетта и Принц бросаются в воды лебединого озера и погибают там. Кстати, сам Петр Ильич, женившийся вскоре после премьеры на Антонине Ивановне Милюковой, вскоре после свадьбы писал, что «…мне показалось, что я, или, по крайней мере, лучшая часть моего я, т.е. музыкальная, - погибла безвозвратно». Чайковский даже пытался покончить с собой, не имея рядом Лебединого озера, он решает утопиться в Москва-реке. К счастью, как он скажет потом, «силы судьбы были рядом», и композитор отделался нервным расстройством.
Людвигу с силами судьбы повезло меньше. Он все глубже погружался в безумие, строя замки, наряжаясь то Лоэнгрином, то Тристаном, катаясь по озеру на лодке, которую вез механический лебедь. Уже к тридцати годам в нем было сложно узнать тонкого красавчика короля, каким он был, вступая на престол. Он растолстел, обрюзг, растерял почти все зубы, в глазах все ярче разгорался огонь сумасшествия. Он много пил, ночь и день поменялись для него местами, он просыпался в семь вечера и принимал министров по ночам. Ночами же он любил выезжать кататься в горы на санях. Кусты и деревья он часто принимал за королеву Марию-Антуанетту, раскланиваясь с ней.
Король увлекся строительством волшебных замков, на которые уходили огромные государственные деньги. Самый известный из них, наверное, Нойшванштайн, новый лебединый замок, ставший позднее символом Диснеевской студии, был посвящен германским легендам. Нойшванштайн производит странное впечатление. Он картинно, необыкновенно красив, но похож он огромную, чудовищных размеров декорацию к какому-то современному действу. По сути, он и был декорацией для безумных фантазий сходившего с ума короля.

Новый лебединый замок короля Людвига


Средств в баварской казне между тем оставалось все меньше. Было проиграно несколько войн, страна потеряла независимость. В 1886 году чудачества короля переполнили чашу терпения подданных, был созван «заочный консилиум», и Людвигу был поставлен диагноз «прогрессирующая паранойя». К тому времени его брат Отто уже давно находился в лечебнице для душевнобольных.
После вердикта врачей к Людвигу в Нойшванштайн, где он тогда находился, был направлена комиссия государственных мужей и психиатров. Однако, как настоящий рыцарь, Людвиг приказал закрыть ворота и усилить охрану замка. Саму же комиссию он приказал полиции схватить, содрать с них кожу и лишить зрения. Но финал был уже предрешен. Король был вынужден сдаться и уехать с психиатром Гудденом в родовой замок Берг. К несчастью, в окрестностях замка располагалось озеро Штарнберг, куда Людвигу разрешили совершать небольшие вечерние прогулки. Вечером 12 июня он отправился на такую прогулку со своим доктором, но обратно никто из них не вернулся. Тела обоих пропавших были обнаружены у озера, официальная версия произошедшего - самоубийство короля через утопление и смерть врача от несчастного случая при попытке спасти Людвига. Есть и другая версия, что короля и его врача убили по заказу правительства, но это уже кому какой вариант больше нравится.
Петр Ильич Чайковский умрет позже. Его смерть тоже породила множество слухов и считается загадочной. Официальной причиной его смерти станет стакан сырой воды, который он неосторожно выпил (снова, снова вода!). Неофициальные версии о его противоестественных пристрастиях, самоубийстве под гнетом позора и т.д. так и не получили никакого документального подтверждения.
Когда вспоминаешь эти истории, невольно понимаешь, насколько приторным и нелепым выглядит финал в стиле omnia vincit amor «Лебединого озера», который так популярен в наших постановках. Из глубокой и трагической притчи история превращается в диснеевский мультик, где все понарошку - выбор, ответственность, предательство. Замечательным примером такого «понарошку» может служить мультфильм о русалочке, снятый развеселыми американцами. История о самопожертвовании, которая не вознаграждается в финале (ведь принц все-таки не полюбил Русалочку, несмотря на все ее жертвы, а полюбил простую земную девушку), стала шаблонной сказкой о том, как «они поженились и жили долго и счастливо».
События первых двух актов никаких сомнений не вызывают. Молодой принц на пороге выбора невесты, его сердце свободно. В широком смысле это может быть выбор жизненного пути, куда идешь - к добру или злу. Встретив Одетту, белую, чистую, страдающую, принц приносит клятвы верности ей. Но самое интересное происходит дальше.

Черный лебедь


Третий акт в «Лебедином озере» для меня самый любимый. Это сцена приезда на бал Черного Лебедя, когда принц, не заметив подмены, начинает за ней ухаживать, а потом и вовсе зовет в жены. В детстве меня очень интересовал вопрос - уж не дальтоник ли принц? Как можно не отличить черное от белого? Тем более, что он уже был влюблен в Белого Лебедя, как же любящее сердце не почувствовало, что перед ним другая девушка? Для меня ответ очевиден - принц прекрасно знал, что на балу с ним танцует не Одетта. В противном случае он бы сразу подвел ее к матери и сказал: «Мама, вот моя невеста!» Но принц медлит, потому что видит, красотка в черном не имеет к его возлюбленной никакого отношения. Она не может соперничать с Белым Лебедем в чистоте, кротости и невинности, зато обладает полным арсеналом средств соблазна. Она резкая, красивая, здоровая физически и морально, манкая и манящая. У нее совсем другая пластика, в отличие от надломленной девы-лебедя, она уверена в себе, в ней нет сомнений и нет страданья. Она знает, что хочет мужчина, и она готова ему это дать, она играет с ним, как кошка играет с обалдевшим мышонком, то отпуская, то снова захватывая в свои сети, искушая взглядом, жестом, движением. Неудивительно, что молоденький принц не устоял. Это не история ошибки, это история предательства. Полулебедь-полудева далеко, на озере, а эта, веселая, красивая и жизнерадостная, здесь, рядом. И он выбирает ее, темную, но земную. И даже не притворяется, что это Одетта.
В связи с этим эпизодом мне вспомнился один из моих любимых рассказов Дж.Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка». Сеймур Гласс, главный герой рассказа, беседует с девочкой Сибиллой трех с половиной лет на пляже. Сибилла, совсем как взрослая, устраивает ему сцену ревности, упрекая в том, что однажды рядом с ним на рояльной табуретке сидела другая малышка. Ответ Сеймура, на мой взгляд, гениален. Вот их диалог.
«- Шэрон Липшюц говорила - ты ее посадил к себе на рояльную табуретку, - сказала Сибилла.
- Неужели Шэрон Липшюц так сказала?
Сибилла энергично закивала.
Он выпустил ее ножки, скрестил руки и прижался щекой к правому локтю.
- Ничего не поделаешь, - сказал он, - сама знаешь, как это бывает, Сибиллочка. Сижу, играю. Тебя нигде нет. А Шэрон Липшюц подходит и забирается на табуретку рядом со мной. Что же - столкнуть ее что ли?
- Столкнуть.
- Ну, нет. Нет! Я на это не способен. Но знаешь, что я сделал, угадай!
- Что?
- Я притворился, что это ты.
Сибилла сразу нагнулась и начала копать песок.
- Пойдем купаться! - сказала она.»
Для того, чтобы обеспечить похожесть двух лебедей, эти партии, как правило, танцует одна балерина. Хотя были и исключения. В 1920 году в Большом театре постановщики делили партии между двумя балеринами. Впрочем, были и постановки, где двойников было уже две пары - Одетта и Одиллия, и еще Зигфрид и Ротбарт. По такому пути пошел Ю.Григорович в постановке 1956 года. В финале страшная буря обрушивалась на лебедей, зло торжествовало, прекрасная Одетта гибла. Но бдительная министр культуры СССР Е.Фурцева не разделила пессимизма постановщиков, утрата идеалов и переход, так сказать, на темную сторону силы ее не убедил, поэтому она строго приказала «вернуть все взад». Добро победило, герои обрели счастье в объятьях друг друга, в общем, полный «апофеоз в фа мажоре», как выразился расстроенный Григорович.
Знатоки считают, что в современном балете единственной, кому в равной степени удавались партии и Одетты, и Одиллии, была Ульяна Лопаткина. По-моему, это очень сложно - найти в себе совершенно другого, противоположного персонажа («Черного лебедя» не смотрела, да и сейчас не об этом). Потому что две эти девушки - разные. Но, несмотря на это, хочу отметить, что Одетта и Одиллия - производные одного и того же германского имени Ода, означающее «владеющая». Они так похожи внешне, потому что представляют собой одно - выбор, ведь кого выберет принц, та и будет им владеть, темная или светлая сторона. Но сделав этот выбор, вернуться назад уже будет нельзя. Имя главного героя - Зигфрид, тоже взято не случайно. Зигфрид - герой германских легенд, который гибнет, получив копье в спину, и причина этого, в том, что он обещал жениться одной, а в жену взял другую.
Поэтому гибнет в пучине принц, уплывает навсегда вечный лебедь Одетта, зло торжествует. Прекрасный мир лебедей рушится и падает в пропасть. В реальности тонет в озере обезумевший баварский король, вода настигает и убивает русского композитора. Пропасть вгляделась в них и забрала с собой.
И напоследок - танец гадких утят. Такие маленькие лебеди тоже бывают.

image Click to view



Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная молодость.

Об искусстве

Previous post Next post
Up