В первой четверти XVII века Потоси стал крупнейшем городом в Европе и обеих Америках. "Серебряная лихорадка", охватившая испанские колонии, была причиной взрывного роста населения, достигшего в те времена 160 тысяч человек. Ненамного меньше, чем сейчас. Монета, отчеканенная в Потоси, долго была мерой стоимости и символом высокого качества и богатства.
Над городом возвышается гора Потоси, давшая название городу, иногда называемая Serro Rico. Добыча серебряной руды в ее недрах продолжается по сей день.
Целое столетие слава Потоси, предтечи Клондайка, серебряного Эль-Дорадо, где сбываются мечты, была столь велика, что не было в Старом и Новом Свете человека, который бы не слышал о богатствах этого края. Но во второй половине XVII века добыча серебра стала падать, в 1720-х годах город "посетила" эпидемия брюшного тифа, и к 1750 году его население составляло около 70 тыс. человек. В год провозглашения независимости Боливии (1825 г.) в Потоси осталось лишь 8 тысяч жителей.
От колониального богатства в Потоси остался внушительный ансамбль главной площади с кафедральным собором и монетным двором (La Casa Nacional de Moneda), а также два монастыря, до которых нетрудно дойти пешком (Convento de San Francisco, XVI в. Convento de Santa Teresa XVII в.). Впрочем, увидеть это вы, скорее всего, не сможете, поскольку монастыри и кафедральный собор открыты по одному им известному графику, а музей в монетном дворе организован настолько дебильно, что лучше туда не входить, если у вас нет в запасе трех часов и вы не понимаете свободно по-испански.
Впрочем, современный собор выстроен в начале XIX века взамен саморазрушившегося тому времени предшественника, строительство которого закончилось около 1600 года. Монетный двор также "не оригинальный", постройки середины XVIII века, когда испанское правительство вновь обратилось к сильно оскудевшим запасам Потоси дабы поправить состояние королевской казны.
Главное туристическое увеселение в Потоси в наши дни - экскурсия в шахты, где до сих пор ведется добыча серебряной руды. Это любопытный экскурс в прошлое горного дела, поскольку технологии добычи мало изменились с XIX века (а возможно, и с куда более ранних времен). Цена вопроса - 80-100 боливиано (до 10 евро) с человека, куда включен трансфер из гостиницы, спецодежда и обувь, пара часов в недрах горы. Похожие экскурсии есть и в Оруро (в закрытые ныне оловянные рудники), но они дороже и менее безопасны. "Гиды", как правило, бывшие шахтеры, по счастливой случайности асилившие английский язык. С ними интересно, поскольку внутренности горы они знают как свои пять пальцев. Нам достался веселый малый по имени Педро. Возможно, что веселых малых по имени Педро в Потоси немало )
Добычу руды ведут как небольшие горнодобывающие компании, так и кооперативы шахтеров. Каждый эксплуатирует отдельный ствол шахты со штреками, расходящимися вглубь горы. Подрыв пласта осуществляется динамитом (шашка - 20 боливиано, свободно продается в магазинах), затем на тележках вручную руда вывозится из шахты на обогатительные фабрики (под горой). Обогащение осуществляется нехитрым методом флотации.
Условия в шахтах - жуткие, на большей части магистрального ствола передвигаться можно только в полусогнутом состоянии (а на высоте 4200 м любое усилие дается тяжело из-за недостатка кислорода). Впрочем, горняки и не утруждают себя излишней работой, большую часть времени проводя за потреблением спирта и коки, которыми их одаривают туристы. Одаривание - обязательная часть программы. Другой непременный аттракцион - визит к статуе El Tio ("дядя"), обязательно сидящему с фаллосом в руке в каждом магистральном стволе. Его также надо одарить сигаретами, спиртом и кокой (но немного, чтобы осталось простым шахтерам).