Сегодня я приглашаю вас на кладбище Святого Марка в Вене, где был похоронен Моцарт. Впрочем, интересно оно совсем не тем. Это единственное сохранившееся (причем весьма неплохо) из пяти "коммунальных кладбищ" (communale Friedhöfe), открытых в Вене в ходе реформ Иосифа II. Большинство надгробий здесь выполнено в скромном и выдержанном духе эпохи бидермайера: барокко, ампир, классицизм и остального понемногу. Поросшая плющем идиллия "эпохи австрийского застоя".
Кладбище Святого Марка было открыто в 1784 году, поскольку Иосиф II запретил погребение плебса внутри городских стен (первой линии укреплений - нынешнего Гюртеля), а конкретно - под Штефаном. Там, собственно говоря, места оставалось очень немного: вдумайтесь, под собором сейчас лежат останки по меньшей мере 15-16 тысяч человек. Завалы черепов и костей в катакомбах под Штефаном не дают усомниться в этой цифре.
По тем временам кладбище было расположено в адской глуши, впрочем, и до сих пор добраться до него непросто. По тому же распоряжению императора, тела умерших полагалось хоронить без гробов в братских могилах (по 5 человек). По тем временам в этом было ничего нового, поскольку под Штефаном хоронили точно также. В декабре 1791 года на этом кладбище похоронили Моцарта - безо всякого пиетета в братской могиле. На семейный склеп он не потянул - не дворянин.
По преданию, Констанца через некоторое время уже не смогла найти могилу мужа. Не смогли ее найти и венские власти в середине XIX века, установив расположение могилы лишь приблизительно. Тем не менее, памятник Моцарту в 1859 году установили, а в 1891 году перенесли его на новое кладбище Zentralfriedhof - чтобы собрать там полную "коллекцию" венских композиторов, а также поднять его "популярнось" (пресса и посетители [живые] выражали недовольство неухоженностью кладбища и долгой дорогой туда). Надзиратель кладбища Александр Кругер из остатков прежних надгробий (плачущего ангела, куска колонны и могильной плиты) соорудил альтернативную инсталляцию, которая долгое время была целью паломничества моцартофилов. В 2005 году оригинальный памятник работы фон Гассера возвращен на прежнее место.
После открытия Zentralfriedhof, в том же 1874 году захоронения на кладбище Св. Марка были приостановлены, а в 1937 году кладбище было открыто для посетителей.
Добираться до кладбища Святого Марка одинаково неудобно со всех сторон. Первый вариант - на трамвае 18 от Westbahnhof или Südbahnhof до ост. St. Marx (Landstraßer Hauptstraße), оттуда пройти 650 м к единственному входу на кладбище со стороны Leberstraße. Второй вариант - на трамвае 71 от Ринга (ост. Schubertring) до той же остановки St. Marx, либо на нем же, но в обратную сторону от U3 Zippererstraße. Третий вариант - пешком 1,5 км от U3 Schlachthausgasse. Последний вариант удобен, если совместить кладбище Св. Марка с посещением венского музея трамваев, расположенного неподалеку от ст. Schlachthausgasse.
Открыто кладбище с 7 до 19 часов летом, зимой же закрывается сразе после заката (в Германии и Австрии это довольно распространенный график работы).
На кладбище довольно тихо, редкий турист забредает в такую глушь. У входа вас встретит лишь каштановая аллея, уходящая вглубь кладбища, да уютные лавочки, на которых можно перекусить чем бог послал.
И разумеется, ангелы в больших количествах, с крыльями, но в основном уже без рук, Девы Марии и распятые Иисусы.
Интересно читать надписи на могильных плитах, там где они сохранились или были реставрированы. Кроме традиционных 'Ruhe in Frieden' и R.I.P. (requiescat in pace), встречаются довольно занятные мысли. Например, эта: "Через ночь к свету".
И настоящий шедевр: "До свидания!"
Надгробие изобретателя швейной машинки Йозефа Мадершпергера напоминает о том, что его изобретение в Австрии оказалось никому не нужным. На самую известную могилу на кладбище, расположенную неподалеку от Мадершпергера, я не пошел.
Надгробия неспешно реставрируются. По мне, так лучше бы их не трогали, ограничившись расчисткой надписей на камнях.
Pentax K20d + Pentax-М 50/1.4