По итогам января 2010 г*:
* Не учтены показатели Nord Star и "Авиановы"
01-05: "Аэрофлот", S7, "Трансаэро", "ЮТэйр", ГТК "Россия"
06-10: Orenair, "Уральские Авиалинии", "Владивосток Авиа", Sky Express, Nordwind
11-15: "ВИМ-АВИА", "Якутия", Red Wings, "Татарстан", АЛК
16-20: "Кавминводыавиа", "Ямал", Атлант-Союз", KOLAVIA, "Газпромавиа"
21-25: "Московия", "Авиалинии Дагестана", САТ, "Саравиа", "АЛРОСА"
Результат совершенно бесподобный. Мало того, что на 10 ведущих а/к приходится 81% перевезенных пассажиров, так еще эта доля увеличилась за год на 4,3 процентных пункта. Прекрасная иллюстрация чиновникам из Минтранса, почему не надо искусственно консолидировать отрасль. Она сама консолидируется, без каких-либо усилий извне. Впрочем, чиновникам этого всё равно не понять...
Простой квинтильный анализ итогов работы 25 ведущих авиакомпаний (т.е. почти всего вменяемого рынка) за январь 2010 года показывает, что только первые 2 группы росли выше среднего показателя (29,8%). Причем вторая группа росла быстрее первой - за счет дерзких чартерных новичков Orenair и Nordwind. Чем дальше - тем ниже количественные (число пассажиров) и качественные (load factor) показатели. Третий квинтиль вырос в среднем на 18% (неплохо, конечно, но в два раза ниже среднего по отрасли), четвертый - на 14%, а если без KOLAVIA - упал на 3,3%. Пятый - всего на 8%.
Да вы смеяться будете, но 99% всего прироста числа пассажиров (765 тыс.) пришлось на первые 10 авиакомпаний! Именно они перетягивают на себя все, что теряют другие ("КД авиа", "Кавминводыавиа", "АЛРОСА"), а остальные - просто барахтаются на своем узком рынке. Время дерзких новичков прошло, и те, кто пережил зиму, начинают собирать камни.
Посмотрим теперь на качество этого роста. Изменение загрузки кресел по квинтилям прямо таки кричит. Первый квинтиль в среднем увеличил load factor на 5 процентных пунктов, второй - на 2,3 (как следствие опережающего роста флота), третий - на 1,2. А вот у четвертого загрузка в среднем упала на 2,7 пункта (без KOLAVIA - на 5,3), у пятого - на 10,2! Полный финиш: компании, кроме АЛК и "Татарстана", не смогли правильно распорядиться провозной емкостью, и теперь генерируют убытки (за исключением разве что "Саравиа" и "КМВ").
Теперь у первого квинтиля средняя загрузка составляет 72%, у второго - 75% (больше забитых под завязку чартеров), у третьего - 65%, у четвертого - 61% (без KOLAVIA - 56%), у пятого - 62%.
Возникает ощущение, что толковых манагеров в нашей стране хватает только на 10-15 авиакомпаний. Или просто крупные компании могут позволить себе демпинговать на низком рынке, привлекая тем самым к себе новых пассажиров?
Напомню, что в этом году число пассажиров увеличится на 6-9 млн. Как вы думаете, кому они достанутся?