Сегодня нас ждет центральная Португалия - между Лиссабоном и Порту. Архитектура португальского Возрождения по-своему уникальна. Оно пришлось на расцвет могущества империи и было сколь пышным, столь и непродолжительным. Архитектурная жемчужина этого периода - стиль мануэлино, названный так по имени короля Мануэла I и произошедший по всей видимости от испанского платереско. В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, ренессанса и экзотических мотивов тех стран, которые открылись португальцам. Особенная черта мануэлино - это морская тематика, в которой канаты, водоросли и ракушки часто создают основной сюжет богато украшенного декора.
Знаменитое окно монастыря одена Христа ("наследники" португальских тамплиеров) в Томаре. Англичане как-то предлагали за него простить Португалии половину государственного долга (или весь - не помню уже). Португальцы благоразумно отказались - долг они всё равно возвращать не собирались, а окно еще пригодится. Фото с pt.wikipedia.org
Шедевров мануэлино осталось не так уж и много. Пышность мануэлино не способствовало массовому строительству, а время и лиссабонское землетрясение уничтожели кое-что из того, что было построено во времена расцвета империи. Кроме монастыря в Томаре, это башня и монастырь Жеронимуш в Белене, королевсткий дворец в Синтре и монастырь Баталья. В общем-то и всё...
Башня и монастырь в лиссабонском пригороде Белен - сердце чистейшего мануэлино. Построенные Мануэлом I в начале XVI века, они счастливо пережили землетрясение 1755 года.
Расположенная в эстуарии Тежу башня поочередно служила городской крепостью, пороховым складом, казематом и таможней, а больше - маяком.
Башня Белен. Фото с pt.wikipedia.org
Внутренний дворик монастыря святого Иеронима (Жеронимуш) - лучшее из мануэлино, что я видел. Построенный в честь открытия Индии Вашку да Гамой, он долгое время служил усыпальницей португальских королей. Землетрясение оставило монастырскую церковь без свода, который был восстановлен лишь в XIX веке. Неканонично, правда, зато симпатично.
Внутренний дворик монастыря Жеронимуш. "Льющаяся из всех времен... волшебная прелесть" по словам Томаса Манна. Фото автора
Внутренний дворик монастыря Жеронимуш. Фото автора
Если ехать от Лиссабона к мысу Рока, вам по пути встретится Синтра. Ещё в XII в. на месте дворца находилась резиденция мавританских правителей. Сохранившиеся постройки возникли большей частью в правление Жуана I. Первым королем, родившимся в дворце Пасу-Реал (как иначе называтся дворец в Синтре) был внук Жуана I Альфонсу V. Как и любой дворец, он был свидетелем бесконечных интриг, заговоров, а также прославился как место заточения редкостного распиздяя Альфонсу VI.
Удивительно, на самым запоминающимся элементом королевского дворца стали два дымохода кухни.
Дымоходы дворца Синтра. Фото автора
Один из залов дворца. Фото автора
Каменные кружева Синтры. Почему-то вспомнилось "Chingachgook, die große Schlange". Хотя Гойко Митич тут ни при чем... Фото автора
Повернув от Синтры на север, мы скоро окажемся в небольшом городе Мафра. Знаменит он лишь одним - королевским дворцом, построенным Жуаном V в первой половине XVIII века. Богатства, хлынувшие рекой из Бразилии, стимулировали острый приступ гигантизма в архитектуре. Крайне важной задачей партии и правительства было перегнать Америку по мясу и молоку Испанию по размерам королевской резиденции. Строительство продолжалось 33 года, но в конце-концов дворец площадью 40 тыс. кв. м был построен. Длина фасада - 230 метров, внутри - 880 комнат, церковь интегрирована, Эскуриал отдыхает, слава Португалии! Мануэлино, впрочем, тут и не пахнет в угоду новомодному и куда более прогрессивному барокко.
Фасад дворца в Мафре. Как легко догадаться, весь он в объектив не поместился. Фото с pt.wikipedia.org
Библиотека, в которой хранится первое издание "Лузиад" Луиша ди Камойнша. Фото с pt.wikipedia.org
Немного не доезжая до Лейрии расположен монастырь Баталья, заложенный в 1388 году Жуаном I в честь очередной победы над испанцами при Алжубарроте. Монастырь стал усыпальницей для шести португальских королей, а также инфанте Энрики, более известного как Генрих Мореплаватель. Архитектура монастыря поражает каменными кружевами поздней готики, а также внутренним двориком, великолепно отделанным уже в XVI веке в стиле мануэлино.
"Незавершенные капеллы" монастыря с внешним декором в стиле мануэлино. Фото с pt.wikipedia.org
Галерея внутреннего двора монастыря. Фото с pt.wikipedia.org
За активное участие в Реконкисте Альфонсу I подарил тамплиерам несколько городов, в одном из которых - в Томаре - в 1169 году они закончили строительство своей резиденции. Отношения между тамплиерами и королями в Португалии оставались очень теплыми, и потому неудивительно, что после разгона ордена во Франции, его португальский "филиал" полностью уцелел, но в 1319 году во избежание ненужных дискуссий с папой был реформирован в орден Христа. Климент V еще в 1312 году издал буллу, в которой объявил тамплиеров еретиками и не велел наливать в кабаках им больше пол-литра пива на рыло, но до Португалии, расположенной на краю Европы, все новости доходили ужасающе долго (особенно если они были не очень приятными).
В 1510-1513 годах на территории крепости был построен монастырь, прекрасный образец стиля мануэлино. Весь объем здания охватывают горизонтальные тяги в виде гладких или с нанизанными поплавками канатов. Понятно, что канатами внешний декор стен не ограничивается, и по его пышности монастырь наверное не имеет себе равных в Португалии. Знаменитое окно вы уже видели )))
Декор в виде канатов. Чистая классика мануэлино. Фото автора
На полпути между Лиссабоном и Лейрией скромно примостился маленький городок Обидуш. Там нет шедевров мануэлино, нет барокко, монастырей пивных, блэкджека и шлюх. К числу несомненных достоинств Обидуша относится то, что его облик с XIII века претерпел так мало изменений, что это начинает надоедать местным жителям. Впрочем, их здесь мало - всего около тысячи человек. Территория города невелика - по крепостной стене его можно обойти менее чем за час.
Обидуш. Фото с pt.wikipedia.org
Прогулка по стенам Обидуша. Фото автора
Прогулка по стенам Обидуша. Фото автора
До свидания друзья! И до встречи на улицах Лиссабона!