Sep 13, 2009 15:04
Если помните, замечательная авиакомпания airberlin открыла новый вектор в бизнесе, начав продавать "обязательные брони". Выглядело это примерно так: вы покупаете билет на сайте перевозчика, транзакция не проходит (доброе утро Сбербанк! - проблемы были в основном с ним), после чего вы плюете и покупаете снова билет на тот же рейс, оплачивая его уже с другой карты. И справедливо при этом полагая, что ввиду неудачной транзакции как ваши обязательства по первому бронированию, так и авиакомпании взаимно прекратились. Поскольку операция купли-продажи протекает в интернете, на бумажном носителе заключения договора между перевозчиком и пассажиром не происходит, и фактически оплачивая билет, пассажир соглашается со всеми существенными условиями договора воздушной перевозки. С точки зрения российского права и это достаточно спорно, но иначе вся интернет-торговля работать не будет.
Однако airberlin считал совсем по-другому. А именно, вы должны были выкупить бронь любым удобным для вас способом. Или неудобным. Как результат, многие российские пассажиры начали получать грозные письма с требованием оплатить несостоявшуюся перевозку. Иначе суд, запрет на въезд в Шенген и прочие мелочи. Аргументы, что мол это всё добро противоречит Гражданскому кодексу, Воздушному кодексу и ФАП airberlin совершенно не волновали. Мол, авиакомпания зарегистрирована в Германии и работает только по немецким законам. Однако отдельные эксперты толсто намекали, что и по немецким законам всё далеко не так.
Как ни странно, этим заинтересовалась Росавиация. Вот текст письма начальника юридического отдела ФАВТ А.К.Орлова в адрес юриста компании «Шульце Брутян и Партнерс», представляющей интересы авиакомпании в юридических спорах в России.
================================================================================
Уважаемая г-жа Мелехова!
Согласно имеющейся в распоряжении Росавиации информации, ваша компания представляет интересы германской авиакомпании Air Berlin при сборе задолженностей, в частности, по оплате штрафов за добровольный отказ от воздушной перевозки.
В этой связи полагал бы целесообразным сообщить о требованиях федерального законодательства в этой части. В соответствии со ст. 108 Воздушного Кодекса Российской Федерации, а также с п.236 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в приложении), сбор за добровольный отказ от воздушной перевозки может быть удержан перевозчиком в размере, не превышающем 25 процентов от суммы, уплаченной за перевозку, в случае, если пассажир сообщил перевозчику о своем намерении прекратить действие договора воздушной перевозки менее чем за 24 часа до вылета по расписанию.
Если пассажир отказался от перевозки более чем за 24 часа, то сумма, уплаченная за перевозку, возвращается в полном объеме.
Указанные требования российского воздушного законодательства в полном объеме распространяются не только на российских перевозчиков, но и на иностранные авиакомпании, которые выполняют регулярные полеты в Россию и осуществляющие на ее территории коммерческую деятельность (продажу билетов) в соответствии с положениями межправительственных соглашений о воздушном сообщении, в которых предусмотрено обязательство выполнения назначенными авиапредприятиями сторон требований законов и правил государства, предоставляющего разрешение на полеты.
Были бы благодарны, если Вы предоставили Вашему клиенту соответствующую юридическую консультацию с тем, чтобы обеспечить соблюдение указанных норм законодательства Российской Федерации при урегулировании претензионных вопросов с пассажирами и, при необходимости, для отражения в правилах применения тарифов.
В случае необходимости, соответствующая информация будет также направлена Росавиацией напрямую в адрес авиакомпании Air Berlin.
================================================================================
Но самое удивительное - не то, что Росавиация наконец-то начала заниматься своим прямым делом, а то, что полгода российские пассажиры получали такие "письма счастья" и молчали. Может даже оплачивали эти самые липовые брони. Сначала об этом совсем недавно узнали журналисты, потом кто-то наконец-то стукнул в ФАВТ.
Друзья мои, жалуйтесь в таких случаях всегда. В Росавиацию, в Роспотребнадзор, в ФАС. Написать и разнести 3 заявления - дело нескольких часов. Геморроя же у чересчур обнаглевших авиакомпаний прибавится на долгие сутки.
P.S. А на мой взгляд, таким авиакомпаниям надо просто запрещать полеты в Россию пока они не приведую правила применения тарифов в соответствие с российским законодательством. Уверен, что после одного такого прецедента, ни одного желающего продавать "обязательные брони" и прочую ерунду не найдется - слишком велики будут потери.
Росавиация,
авиация,
airberlin