Drang nach Norden

Aug 09, 2009 17:02

Португалия, казалось бы, небольшая страна. И как всякая небольшая страна, не дотягивающая до 17 млн. квадратных километров, должна быть сугубо одинаковой на всём своем протяжении. Конечно, это не так. Юг Португалии - край пышных дворцов, остатков былого могущества империи, каменные кружева мануэлино и готика древних монастырей. Но вот Авейру или Порту, откуда сотни и тысячи рыбацких суденышек уходили в суровые воды Северной Атлантики. И Атлантика здесь другая, более суровая, как и в лежащей рядом Галисии. На левом берегу Дору, в Вила-Нова-ди-Гая выгружались с лодок бочки портвейна, чтобы затем уплыть в Англию. Еще севернее стоят суровые горные крепости, свидетели Реконкисты, снежными зимами (да-да, снежными зимами) охраняющие горные перевалы на путях из Порту в Испанию. Из одной такой крепости, Брагансы, и пошла последняя королевская династия Португалии. Но вернемся пока южнее, в начало нашего маршрута. Там очень много любопытного.

Город, учёностью своей знаменитый
Возьмем, к примеру, Коимбру. Этот город первым лежит на нашем пути, на берегах реки Мондегу. Первое поселение недалеко от этого места в VI в. н.э. основали римляне. Потом Коимбригу захватывали вестготы, свевы, мавры, и наконец в 1064 году город был освобожден в ходе Реконкисты. В 1139 году Коимбра становится столицей Португалии, но в 1255 г. столицу переносят в Лиссабон.

В 1290 году королем Динишем I в Коимбре был основан университет, первый в Португалии, да и один из первый в Европе. Он стал символом города, неразрывным с его историей и современностью. Удивительно, но городской доминантой, от которой по склонам холма разбегаются вниз узкие кривые улочки, является всё тот же университет. Много вы таких городов знаете? Я вот только один еще.



Университет над рекой. Фото с en.wikipedia.org

В стотысячной Коимбре примерно четверть населения составляют студенты. Со всеми вытекающими последствиями. Очень живой, суматошный, с беспорядочным движением. Приятно побродить по самой старой части города - Алмедине, построенный еще при маврах и обнесенной крепостной стеной, от которой сейчас остались одни ворота. На Арку-Алмедина взглянуть надо обязательно. Это традиция. А еще лучше войти в них. По узким улочкам, кругом холма, вы поднимаетесь к университету.



Старый университетский двор. Фото с en.wikipedia.org

По сравнению с немецкими или итальянскими городами исторический центр Коимбры наверное поразит вас своей неухоженностью. Это не страшно, пусть поражает. Чем дальше к северу, тем больше португальские города похожи на своих европейских собратьев с их глянцевой чистотой.



Шедевры постиндастриала

На обратном пути обязательно надо пройти мимо собора Се-Велья, заложенном при первом короле Альфонсу Энрикише. Это, наверное, самое знаменитое строение в романском стиле на территории Португалии. Потом побродить по новым, более широким улицам, окунувшись в суету города.



А в университете мы нашли всё-таки кафедру географии, хотя это и стоило нам целого часа.

Путь рыбаков
Авейру, как и Коимбра, возник на месте римского поселения. Неудивительно - между ними всего-то километров 60. В X веке аборигены научились добывать соль из морской воды, и к XVI веку город очень разбогател. На соляной торговле, рыбной ловле и засолке трески, надо полагать. Но в 1575 году произошло форменное несчастье - после штормов гавань сильно обмелела, и образовалась лагуна, называющаяся сейчас Риа-ди-Авейру. Лишь в начале XIX века прорыли канал, соединивший лагуну с морем.



Каналы Авейру

Очарование Авейру - в его особом рыбацком, морском колорите. Через город проходят несколько каналов, придающих ему неповторимый вид Западной Венеции. Центр застроен небольшими двух-трехэтажными домами тресковых и соляных барыг с традиционными разноцветными азулежуш на стенах и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Улица вымощена гранитными брусками в традиционном португальском стиле. Гранитные мостовые вы увидите в любом уважающем себя городе. Очень долговечно и красиво, но постепенно эта традиция теряется. Слишком мало желающих посвящять себя занятию выкладывания гранитных орнаментов, увы.

И конечно, как же можно без рыбаков?



Колыбель Португалии
Здесь в 1110 году родился Альфонсо Энрикиш, первый король Португалии. Можно сказать, что отсюда есть пошла земля Португальская.

На холме в северо-восточной части Гимарайша стоят крепость Сан-Мигел, капелла Сан-Мигел-ду-Каштелу и дворец герцогов Браганса.



Крепость Сан-Мигел. Фото с pt.wikipedia.org

Замок на Святой горе построили в X веке для защиты от мавров и норманнов. В XII веке Генрих Бургундский устроил здесь свою резиденцию, расширив территорию крепости и обнеся ее новыми стенами с 8 квадратными башнями. И сейчас крепость, в основании стен которой лежат огромные каменные глыбы и валуны, производит мрачное и чрезвычайно брутальное впечатление. Ничего лишнего, голые неприступные стены, редкие сосны по периметру, высокая башня-цитадель в центре крепости.

Рядом находится скромная капелла Сан-Мигел-ду-Каштелу, в которой по преданию крестили Альфонсо Энрикиша.

Неподалеку стоит дворец герцогов Браганса, больше напоминающий замок. Построен он был в XV веке сыном Жуана I Альфонсу, который и стал первым из герцогов Браганса. Однако дворец не стал герцогской резиденцией и постепенно пришел в запустение. Отреставрирован он был в 1930-х годах - спасибо тов. Салазару за наше счастливое детство, решившиму устроить тут правительственную резиденцию. Необычный вид дворцу придают 39 печных труб (привет Синтре!).



Дворец герцогов Браганса. Фото с pt.wikipedia.org

Спускаясь с холма, вы оказываетесь в Старом городе. Здесь очень число и мило, что делает Гимарайш одним из самых приятных португальских городов. Одно из самых живописных мест - Lagro da Oliveira (площадь оливкового дерева). По легенде, рядом с монастырем на этом месте росло оликовое дерево, из плодов которого делали масло для алтарных лампад. Когда дерево начало засыхать, один купец (дело было в 1342 году) повесил на него крест, и оно ожило. С тех пор, сменяя друг друга, на площади растут оливковые деревья. Нынешнее было высажено в 1985 году.



Lagro da Oliveira. Фото с pt.wikipedia.org

Один из самых запоминающихся видов Гимарайша - церковь Сантуш-Пасуш на Largo da Republica do Brasil.



Город, который всегда работает
Наконец, мы приезжаем в Порту. Любой город начинается с аэропорта. Если аэропорта нет - это большой недостаток. В Порту он есть, и как считает rengarten (а ему можно верить - он на этом собаку съел), лучший в мире. От Francisco de Sá Carneiro в центр города идет линия LRT.



LRT в Порту. Фото с pt.wikipedia.org

Ну а главный транспортный хаб узел города, где сходятся практически все линии LRT - знаменитый Estádio do Dragão. Продолжая тему транспорта, вспомним самый знаменитый мост Порту - Ponte de Maria Pia, построенный в 1877 году Густавом Эйфелем.



Ponte de Maria Pia в 1877 году. Фото с pt.wikipedia.org

История Порту неразрывно связана с Англией. Английские купцы издавна вели здесь торговлю колониальными товарами (табаком, сахаром, пряностями), а с 1703 года получили монополию на вывоз портвейна. Во время Наполеоновских войн несчастных подданных Ея Величества отлучили от элитного бухла французских вин. Поскольку на безрыбье и Дед Мороз - Снегурочка пить всё равно что-то надо было, англичане обратили внимание на портвейн. Вот тут фишка и попёрла.

В Порту учредили английское консульство, здесь обосновалась довольно большая колония. Влияние позднего английского классицизма очень чувствуется в гражданской архитектуре.



Муниципалитет Порту

А местами, особенно на Avenida dos Aliados, Порту очень похож на Питер. И конечно, какой же торговый город без биржи? Биржевой дворец начали строить в 1842 году на месте разрушенного монастыря, и он представляет собой прекрасный образец классицизма. Особенно вставляет внутреннее убранство биржи, но попасть туда не удалось.



Palacio da Bolsa. На переднем плане - памятник Инфанте Энрики

Кстати о птичках бочках. Портвейн, вопреки расхожему мнению, в Порту не делали. Еще в стародавние времена Альфонсу III и епископ Порту посрались не сошлись во мнениях относительно мытных вопросов. В результате портвейн можно было бодяжить и складировать только на левом берегу Дору, в Вила-Нова-ди-Гая. Собранный в верховьях реки виноград сплавляли на знаменитые винодельни города. До сих пор вдоль набережной стоят барки-рабелу, груженные бочками с портвейном. Хотя сейчас это скорее аттракцин для туристов.



Вид на Порту с левого берега Дору. На переднем плане - рабелу. Фото с pt.wikipedia.org

Вечером весь левый берег украшен разноцветными рекламами известнейших компаний - производителей портвейна: Sandeman, Fereira, Ramos Pinto...

Символ Порту - колокольня церкви Клеригуш, которую построил в 1732-1754 годах архитектор Николло Назони. Стройная шестиярусная колокольня высотой 75 м особенно хорошая в лучах заката. Ну а в то время она имела еще и практический смысл - как ориентир для входа в гавань.



На этом наше знакомство с Северной Португалией закончилось. Надеюсь скоро вас развлечь рассказом о центральной части страны - о дымоходах Синтры, сказочном замке Нойшванштайн Пена, построенном сумасшедшим королем Людвигом Баварским Фердинандом II Захсен-Кобург-Готским, дворце Мафры, ночном Обидуше, окнах Томара и каменной пластике мануэлино в Белене.

Португалия, Авейру, Коимбра, Порту, Гимарайш, фото, путешествие

Previous post Next post
Up