Наша геополитика. Casus belli

Jun 16, 2009 00:25

Не смог пройти мимо - вся френдлента пестрит записями "корейцев", которые уже недели две как держат полный переполох. И с каждым днем крепнет ощущение, что всё это уже мы когда-то проходили. История повторяется, один раз как трагедия, второй раз - тоже как трагедия. Потому что она никого и ничему не учит.

My good friends, this is the second time in our history that there has come back from Germany to Downing Street peace with honour. I believe it is peace for our time.

Невилл Чемберлен сказал эти слова 30 октября 1938 года, а на следующий день Гитлер оккупировал Чехословакию. Еще через 11 месяцев начнется Вторая Мировая война.

Сейчас нет Гитлера, но это не мешает готовить новую войну. Готовить ее независимо от наличия этого Гитлера.

Заигрались. Четыре страны из шести, прямо или косвенно участвующие в развитии ситуации вокруг КНДР, откровенно заигрались.

Лишь Республика Корея и Россия не участвуют в управлении паровозом, едущим в никуда. Корея - потому что их позиция априори слаба. Объединение - кошмар, война - кошмар. В Сеуле до жути боятся и того, и другого. Почему боятся войны - понятно. Несмотря ни на какое техническое превосходство, у КНДР есть миллион отборных солдат и ядерное оружие, которое пхеньянские бонзы применять не будут (они ж не самоубийцы), но мало ли что? Но даже быстрая и победоносная война - это прямая дорога к аншлюсу. Думаете, южане - враги себе, чтобы следующие 30 лет поднимать экономику Севера? Немцы уже 20 лет поднимают, и что? Но позиция Сеула - заведомо проигрышная, потому что предполагает сохранение status quo ad praesens, а его уже нет. Есть только status quo ante, и к нему уже никто не вернется. Слишком далеко колесо закрутилось.

У России как обычно нет иной позиции, как "мир во всём мире". Хотя сейчас это наверное самый лучший подход.

Китай еще в в начале 2000-х годов принял внутреннее решение, что коллапс КНДР не соответствует его внутренним интересам. О возможности китайской оккупации КНДР при молчаливом попустительстве ООН сейчас в Пекине говорят почти в открытую, в случае, если ситуация в Корее пойдет по совсем уж нехорошему сценарию. Такое развитие событий совершенно не устраивает никого, кроме самого Пекина, поскольку Россия, Япония и США вместо "городского сумасшедшего" получают усилившийся Китай, а южане понимают, что от усилившегося противостояния между мировыми державами пострадают первыми именно они. Хотя с экономической точки зрения такой расклад не так уж и плох - кормить северян будут китайцы. Несмотря на негативное отношение к китайской интервенции со стороны ведущих игроков в регионе, его перспектива не так уж и призрачна. Если дела в КНДР пойдут совсем уж плохо, на интервенцию скрипя зубами согласятся, чтобы не было еще хуже. Все-таки внутри этого черного ящика ядерное оружие и баллистические ракеты - мало ли что вылетит. Потому и намекал Генри Киссинджер на активную китайскую роль в северокорейской бомбе 2006-го года. Потому что пожар потушить сможет только классово близкий Пекин, и он уже начинает поливать хижину бензином - чтобы горела ярче.

Для Токио северокорейское бряцание оружием - золотая жила. Каждая новая ракета приближает японцев к заветной мечте о ремилитаризации, в том числе и ядерной. Потому Токио так старательно нагнетает истерию вокруг северокорейских испытаний, будь это хоть новый тип полковой губной гармошки. Не удовлетворясь пассивной истерикой, Япония в полную силу провоцирует КНДР если не на войну, то как минимум на силовые действия. Только такой сценарий сделает полностью легитимным в глазах мирового сообщества японское ядерное оружие.

Для США северокорейская ядерная программа была удобна, когда Пентагону надо было обосновывать финансирование на разработку и развертывание наземной ПРО. Потому, в отличие от Ирака, США не начинали войну из-за каждой колбы с белым порошком, найденной лично Пауэллом, а методично проводили бесконечные шестисторонние переговоры, подкармливали пхеньянский режим рисом и мазутом, чтобы тот не склеил ласты в одночасье. Теперь, когда Гейтс работы по активному развертыванию наземной ПРО (AEGIS остается) скорее всего закроет (увы, кризис), КНДР для Пентагона из возможности плавно перетекает в угрозу, прежде всего угрозу китайской экспансии. Что делать, в Вашингтоне пока еще не решили. Пробовали задвинуть пхеньянский режим в долгий ящик - своих, внутренних, и глобальных проблем достаточно - так тот из ящика вылезает и недвусмысленно так ракетами и бомбами намекает, что тоже хочет кушать. Классический пример, как выпустив джина из бутылки, американцы не знают, как его ловить.

Ну и КНДР, само собой. Правящий режим, как и обычно, хочет оставить все как есть. Электорат уже ничего не хочет, поскольку за 60 лет голода отвык хоть что-либо хотеть. Казалось бы, что нормализовав ситуацию с продовольствием (спасибо братским американскому и южнокорейскому народам), Пхеньян должен сидеть смирно. Но, во-первых, мы до конца не понимаем всех подковерных игр в северокорейской элите, и в первую очередь того, что происходит с наследованием полномочий Любимого Полководца. И какую роль играет сознательное обострение ситуации в этой связи. Возможно, что в Пхеньяне чересчур серьезно восприняли возможность американско-южнокорейско-японской интервенции в период смены власти, и решили таким образом подстраховаться, продемонстрировав силу. Во-вторых же, всё это можно расценивать как попытку обратить внимание на себя с точки зрения намека на поставки гуманитарной помощи. Надо же Великому Вождю чем-то кормить свой добрый народ, хотя бы раз в день.

Есть риск, огромный риск, что вместе все четыре стороны слишком заиграются, и ситуацию уже нельзя бодет поправить. Адское колесо войны, единожды закрутив, остановить будет очень сложно. Кому нужна ядерная (да пусть хоть и конвенциональная!) война? Никому не нужна, но пока что всё к этому идет...

геополитика, Республика Корея, КНДР, наша геополитика

Previous post Next post
Up