Фонарь на берегу,
Огонь свечи внутри.
Мой сад ночной
С луной ведет беседу.
Смотрю и растворяюсь в сказке…
***
"Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом"
Макото Накамура
Цукубай. (тсукубаи)
За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией.
Фонарь орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи.
Отличительная черта Орибе-торо - внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени).
Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря.
И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу.
И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.
Таблички с афоризмами императоров и древних философов - устанавливаются над входами в павильоны
Полусферы стриженых кустов - символ округлых китайских гор, так как эта форма стрижки пришла в Японию из Китая
Листья клена каэдэ.
В обиходе японцы часто называют клен момидзи, момодзи в переводе с японского означает «красные листья».
В горах осенних - клен такой прекрасный,
Густа листва ветвей - дороги не найти!..
Где ты блуждаешь там? -
Ищу тебя напрасно:
Мне неизвестны горные пути…
© Какиномото-Но Хитомаро
***
Клён особо почитается в Японии как символ учёности, величия, жизненной мудрости.
Мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы настила. Такая форма моста символизирует непростой путь постижения истины и одновременно бренность физического существования: неосмотрительно наступил на незакрепленный край доски, и результат содеянного сразу же заставит задуматься о бренности бытия.
Присутствие воды в натуральном или символичном виде в японском саду обязательно. Если нет возможности размещения элемента с натуральной водой, то широко применяться сухой пейзаж.
Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни - острова.
Водопад - символ начала человеческой жизни.
Поток воды - река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных.
«Камни - это кости сада, так как растения приходят и уходят, в то время как камни продолжают раскрывать структуру и форму пространства».
Исаму Ногучи
Магматические породы используются для имитации гор (базальт, андезит и тд.), а осадочными породами оформляют водные сцены.
Юкими-торо переводится с японского как "фонарь любования снегом". Его отличие от других каменных фонарей, обитающих в японских садах, в большой плоской крыше. Такой тип крыши фонаря Юкими-торо не позволяет мгновенно растаять выпавшему снегу, позволяя продлить очарование столь редких для Японии проявлений зимы.
***
Пагода.
Касуга-торо - это самый нарядный из фонарей.
***
Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты.
Именно в настоящем японском саду, сидя на деревянной скамейке и любуясь каменными фонарями, можно ощутить единство с окружающим миром, почувствовать себя частью природы, находиться не над ней, а внутри.
Сосна - это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера.
В дальних темных и влажных уголках сада, где растет мох ставят фонари Ямодоро -торо. Они неправильной формы со сквозным отверстием, грубой обработки. Эти фонари не должны быть очень высокими. Предполагается, что они обрастут мхом и сольются с фоном.