На группе мы решили, что если Гемерс трикстер, то это крылатый змей (дракон ) в человеческом обличье. Но не все так просто
Первоначально Гермес представлял собой
фаллическое божество. Его изображали в виде
фалла, символизирующего оплодотворяющую силу природы
[7]. Второй по древности формой изображения Гермеса были
гермы - особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом
[8].
Гермы первоначально увенчивали изображения Гермеса. Антиковеды приводят несколько толкований данного факта. По одной версии, в гермах нашёл отображение первоначальный
фаллический культ Гермеса как бога плодородия, на заре появления
элладской цивилизации. Эту версию подтверждают изображения фалла в нижней части гермы. В «
Истории»
Геродота приводится утверждение, что такие изображения Гермеса делали ещё
пеласги, народ, населявший Грецию до возникновения
микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С этими скульптурами связана этимология имени Гермеса, которого также называли «Гермаоном»
[9]. Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса
[8], либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах
[10][11][12]. Ещё по одной версии первоначально Гермесу поклонялись в виде кучи камней. Исходя из древнегреческого представления о данном боге как покровителе путешественников и торговли, груды камней размещали на дорогах, перекрёстках и границах. Путнику следовало либо добавить камень, либо принести жертву Гермесу. Впоследствии по мере развития
элладской цивилизации бесформенные нагромождения камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-гермы
Пеласги, как и микенцы не были индоевропейцами, либо могли относится к протоидоевропейцам, наряду с хетто-лувийцами.
В первом случае понятна связь Гермеса с Тотом, котоую подчеркивали античные авторы. Животными Тота была птица (ибис) и обезьяна (павиан).
Немецкий филолог и археолог
В. Г. Рошер (1845-1923) в своей книге «Hermes der Windgott» обосновывал, что в
доархаический период истории Греции Гермес был богом ветра, а все остальные его функции так или иначе вытекают из первоначальной. Большинство современных антиковедов при описании деятельности Гермеса эту версию не рассматривают. В отличие от них, представители школы
аналитической психологии Карла Густава Юнга, изучающие
архетипы, в том числе и на основании древнегреческих мифов, сравнивают «рошеровского ветряного бога» и «шаманско-магического» Гермесов. Ими дано лингвистическое толкование того, что
греч. πνεῦμα обозначает одновременно «дыхание; дуновение; дух», и соответственно Гермес мог быть одновременно и богом ветра, и богом душ
Геманцы полонялись Гермесу под именем Вотана (Одина). А тот в свою очеред рассмативался как Велес у славян.
Имя языческого бога Гермеса одно из немногих среди других мифологических персонажей, которое встречается в
Библии. В
Деяниях святых апостолов приводится история о том, как после свершённых
Варнавой и
апостолом Павлом чудес народ принял их за Зевса и Гермеса: «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове»
[101]. Своим вниманием Гермеса не обошли ранние христиане, которые вели идеологическую борьбу с язычеством. При этом первые
христианские богословы, как ни странно, весьма сдержанно относились к Гермесу. В труде
блаженного Августина «
О граде Божьем» содержится толкование образа Гермеса Трисмегиста как философа, знающего и при этом скорбящего о скором приходе и торжестве христианства
Греки считали, что римляне поклоняются Гермесу под именем Меркурия
Открыв ртуть (изменчивый металл), средневековые алхимики назвали новое вещество именем бога Меркурия.
Mercurius ī m. [merx]- Меркурий, сын Юпитера и Майи, крылатый вестник богов, проводник душ усопших, покровитель гимнастики, торговли и красноречия, изобретатель лиры (соотв. греч. Гермесу).
mercurius, ī m.- загривок, холка
Mercuriales, ium m. - меркуриалы, римск. купеческое сословие
В алхимии змеи на жезле символизируют мужское и женское начала (мужскую серу и женскую ртуть), символ растворения и проникновения, символ взаимодействия двух начал. Две переплетающиеся и стремящиеся к соединению змеи олицетворяют мудрость.
Ртуть (Меркурий) отождествлялся в алхимии с женским, летучим, пассивным началом, а сера (Сульфур) - с мужским, постоянным, активным. Ртуть и сера имели огромное количество символических имён.
Гидраргирум - ртуть Latin hydrargyrus из греческого ὑδράργυρος
Английский быстрое серебро Middle English quyksilver, from Old English cwicseolfor (странно но на словах серебро уже стало сульфуром-серой).
ὕδωρ «вода»
ύδρα миф., перен. гидра
ύδρος полоз (змея)
αργυρός
1)серебро серебряный;
2) серебристый (о цвете, голосе); похожий на серебро;
3) дорогой, любимый;
В алхимической символике они изображались в виде крылатого и бескрылого драконов, либо в виде женщины и мужчины (обычно королевы и короля), одетых в белые и красные одежды соответственно. Соединение короля и королевы составляло алхимический брак; результатом этого брака являлся гермафродит («ребис»), служивший обычно символом эликсира. Мужское начало и символ Духа составляет вместе с Ртутью (женское начало, символ Расширения) и Солью (нейтральное начало) триаду алхимических начал.