«имажинер» Дюрана и развитие концепций «человеко-бытия»Фуко и «идентификии» Юнга

Jul 20, 2021 22:25


В статье 1975 года В.Н.Мясищев пишет:

В последнее время приобрел многочисленных приверженцев среди крупных психиатров Запада (Л. Бинсвангер, Франкль) экзистенциализм. Эта теория ввела в план философского - рассмотрения понятие существования, поставив тем самым проблему его взаимосвязи с сущностью. Для экзистенциализма всякое существование, в том числе и существование личности, есть раскрытие сущности. Выходит, что сущность предшествует существованию и лишь проявляется в нем. На самом же деле - существование - это история бытия, в котором каждый неопределенный «кусок материи» становится определенным объектом, а человек - объектом и одновременно субъектом, т.е. личностью. В истории существования формируется объект-субъект с его сущностью. Не личность предшествует своему существованию, как это следует из мистико-идеалистической трактовки личности экзистенциалистами, а история существования, бытие создает личность.

Удивительно, но Мясищев, по сути, повторяет доводы, высказанные ранее Семеном Людвиговичем Франком в переписке с Людвигом Бинсвангером.

Как известно, Франк не просто крупный русский философ, но и во многом ключевая персона в истории не только русской психологии и, как выясняется, европейской психологии тоже. После вынужденного отъезда из Советской России в Европу Франк, подобно другим эмигрантам, столкнулся с проблемой дефицита социальных связей и энергично стал налаживать новую сеть.

В 1934 году Семен Франк знакомится с Людвигом Бинсвангером. Швейцарский психиатр был очарован русским философом. Переписка Бинсвангера и Франка с 1934 по 1950 год составила более 500 писем. Они дружили. Людвиг Бинсвангер называл Франка своим учителем философии. Таким образом, Семен Людвигович Франк сыграл удивительную роль в истории психотерапии, он стал связующим звеном между петербургской и швейцарской школами психотерапии, однако, все по порядку.

Транслируемые Франком идеи Бехтерева-Лазурского оказались крайне значимыми для Карла Юнга. Пока не удалось найти подтверждения личного знакомства Франка и Юнга. По всей видимости, посредником вновь выступил хорошо знавший обоих Людвиг Бинсвангер. Но не только он. После смерти Франка учеником Бинсвангера стал Мишель Фуко, который столь увлекся идеями русского философа, что повторил и переосмыслил в своих исследованиях практически все важнейшие работы Франка.
Так, в 1962 году ученик Юнга Жильбер Дюран опубликовал программную работу, посвященную психологии воображаемого - имажинер. Дюран - один из наиболее актуальных авторов в современной российской научной среде.На прошедшем недавно в МГУ круглом столе, посвященном теории воображаемого, один из профессоров сказал, что «все нынешние российские беды от того, что мы не в состоянии понять Жильбера Дюрана». Думается, что это была шутка, потому что Дюран обосновывает свою теорию на открытиях русской школы физиологии - в частности, на трудах Владимира Михайловича Бехтерева и Алексея Алексеевича Ухтомского.

Рассмотрим центральное понятие теории Жильбера Дюрана: «имажинер» (l'imaginaire) - это первичный процесс, состоящий из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения одновременно. Как отметил бы С.Л. Франк, сказано по-французски изящно.

По нашему мнению, построения Дюрана необходимо осмыслять в контексте работ других авторов, входивших в кружок «Эранос». При таком подходе легко заметить, что «имажинер» Дюрана является развитием концепций «человеко-бытия» (l 'e tre - homme) Фуко и «идентификации» Юнга. Кроме того, Дюран прямо указывает, что «имажинер» тождественен «траекту», тому, что находится между субъектом и объектом. Таким образом, со всей определенностью можно утверждать, что «имажинер» Дюрана есть ничто иное как «отношения» Мясищева.

Нижний Новгород, Юнг

Previous post Next post
Up