Кэмпбелл переосмыслил некоторые положения теории Юнга.
Во-первых, Карла Густава критиковали за то, что слишком много значения он придаёт врождённому в человеке (то есть биологическому) в ущерб социальному. Американец довольно остроумно снимает это возражение, показывая, что учение об архетипах - как раз про социальное. Есть система - общество; есть элементы системы - отдельные люди; и есть ключевые правила взаимодействия системы и элементов - архетипы
Последним штрихом, который позволил адаптировать теорию архетипов для практических нужд, стали труды американского психолога Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson). Использовав открытие Джозефа Кэмпбелла, она составила список архетипических ролей героя, относящихся к различным этапам его путешествия.
Сперва у американки получилось шесть архетипов (книга «Внутренний герой», 1986 год). Окончательное их количество - 12 - впервые зафиксировано в «Пробуждении внутренних героев» (Awakening the heroes within), опубликованном в 1991 году. В 2005 году вышел перевод на русский язык книги «
Герой и бунтарь» (The Hero and The Outlaw), написанной Пирсон в соавторстве с Маргарет Марк. Как правило, русскоязычные специалисты по пирсоновской классификации архетипов пользуются именно последней книгой.
Пирсон связала путь героя с архетипами следующим образом:
1. Архетипы Подготовки
Первая ролевая модель соответствует начальному состоянию безмятежности, в котором пребывает герой Кэмпбелла - это архетип Простодушный; смысл его жизни подчинён слову Вера.
Затем происходит событие, которое знакомит героя с непарадной стороной жизни, и теперь он ощущает себя жертвой. Так происходит переход к архетипу Славный малый, главной ценностью которого является Дружба.
Постепенно герой набирается смелости взять судьбу в свои руки. Так осуществляется становление Воина, олицетворением его является Победа. Со временем Воин начинает осознавать, что физическая сила нужна не только для нападения, но и для защиты. Так Воин вырастает в Опекуна, пароль которого Забота.
Четыре этих архетипа образуют первый этап становления героя - подготовки к путешествию. Все архетипы стадии Подготовки отличает то, что их представители стремятся к приземлённому, материальному (уровень эго или сознательного). В своей жизни они сильно ориентированы на людей и человеческое.
2. Архетипы Путешествия
Высшая степень заботы о близких - это выйти за границу, в неизвестность. Необходимо разведать и доставить ресурсы, выявить планы врагов. Так Опекун становится Искателем, а того влечёт Тайна.
Завершив разведку местности, надо научиться видеть суть. Сперва герою дают познать, что такое хорошо. Так в его жизни появляется любовь, а герой становится Любовником, символом которого выступает Гармония.
Но мир не всегда хочет быть гармоничным, и это обстоятельство вынуждает героя превратиться в Бунтаря, которого наиболее правильно ассоциировать со словом Сила. Сила есть - ума не надо? Надо, ибо эта сила психическая, гораздо более опасная. Научившись владеть своей силой, герой готов к тому, чтобы обратить её на созидание. Так Бунтарь становится Творцом, а муза его - Бессмертие.
В этот момент заканчивается второй этап развития героя - путешествие или инициация. Все архетипы стадии Путешествия отличает то, что их представители стремятся к абстрактному - истинному или красивому (уровень души или подсознания). Проще говоря, на этой стадии осуществляется познание: окружающего мира, добра, зла и, в конце концов, себя.
3. Архетипы Возвращения
Герой возвращается домой, пройдя все испытания, поэтому достоин быть Правителем, а его характеризует Предсказуемость. Он отчасти похож на того Опекуна, которым уходил, но на совершенно новом уровне. Правитель это продолжение Творца, только создаёт не какой-то объект, а целый мир. Хороший, справедливый, лучше прежнего.
Правда, не всё могут короли, поэтому рано или поздно герою хочется быть Магом. Чтобы управлять не только людьми, но и силой природы; его призвание - Могущество. Маг умеет многое, но не понимает, почему. В желании разобраться он становится Мудрецом, кредо которого - Разум. Ведь Бог разумен, поэтому таким же должен стать и человек.
Познавшему законы мира Мудрецу уже не столь интересны наши земные блага. Он понимает, что всё тлен - и превращается в Шута, девиз которого Игра. Если всё не имеет значения, то надо хотя бы весело провести время. На этом путешествие героя завершается. Хотя кто его знает? Мудрость и веселье приводят к безмятежности. Поэтому почему бы Шуту не вернуться в облик Простодушного?
Все архетипы стадии Возвращения характеризуются тем, что Юнг называл самостью - единством сознания и подсознания. Ближайшим аналогом является диалектика Гегеля, которая также предусматривает три этапа развития - тезис, антитезис и синтезис. На этапе Возвращения человек стремится уподобиться Богу.