Биологизаторство и психологизаторство причин ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Sep 03, 2017 13:32


Утомленный заголовками в духе "Ученые нашли ген шизофрении" или "Группы смерти могут довести до суицида любого подростка", я решил наконец то раздать всем сесстрам по серьгам, а всем братьям по морде.
Поможет мне в этом статья "ОТ «демонической» до «биопсихосоционоэтическои» МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА" Г. В. Залевского (Томск) из КиберЛенинки:
В методологии клинической психологии различают два уровня методологической абстракции, которые обозначаются как уровень «рамочных моделей» и уровень «клинико-психологических моделей»...

Различают несколько рамочных моделей, или парадигм (одна из них ненаучная - «демоническая»,
когда психическое расстройство толковалось как происки дьявола, вселившегося в душу человека, как следствие греха):
органическую (биомедицинскую), психосоциальную, биопсихосоциальную и биопсихосоционоэтическую биопсихосоциодуховную). Возникли они как результат и продукт процесса научного познания и культурного «духа времени» (Zeitgeist). Они также отражают разные акценты и связи клинической психологии с пограничными дисциплинами - биологическими (медицина) (органическая рамочная модель) и социальными (психосоциальная рамочная модель).

Надо отметить, что "демоническое" мышление вполне доступно не только обываетлям, но и журналистам. Как пример могу привести статью Житель Урала раскопал могилу снившейся ему бывшей девушки.
Но гораздо чаще приходится сталкиваться с другой парадигмой.
Органическая, или биомедицинская, модель болезни существует с XVII в. Она центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания.Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

1) теория возбудителя;
2) концепция трех взаимодействующих сущностей -«хозяина», «агента» и окружения;
3) клеточная концепция;
4) механистическая концепция, согласно которой человек - это прежде всего организм/тело, а его болезнь - поломка какой-то части организма.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический/психологи-ческий), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается на врача, а не на больного.

В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру
Психосоциальная рамочная модель. Отвержение критикуемой органической парадигмы психических расстройств произошло благодаря большому числу различных теорий расстройств, общим для которых является подчеркивание психических и социальных условий при определении, идентификации, возникновении и терапии психических расстройств и проблем...

Психосоциальная рамочная модель охватывает как социологические и интеракциональные подходы (например, этикетирование, антипсихиатрия), так и гуманистические, экзистенциальные, психоаналитические, деятельностные, системные и т.п. позиции. Это выражается чаще всего в четырех основополагающих допущениях [30. С. 72-73]: континуумном, эквивалентности, контекстного обусловливания, мультикаузальном.

Континуумное допущение постулирует, что между нарушенной (патологической) и нормальной активностью существует текучий (плавный) переход и что оба состояния отличаются друг от друга только количественно, а не качественно. Различия между обоими состояниями лежат, прежде всего, в частоте, интенсивности или ситуативнос-ти способа поведения. И лишь при привлечении особенностей носителя, оценки вызвавшей действие ситуации и контекста, а также других критериев они определяются как отклоняющиеся, нарушенные или проблематичные («больные») или нормальные («здоровые»).

От этого постулата следует отличать допущение эквивалентности. Согласно последнему, в основе нормальной и нарушенной активности (поведения) лежат одинаковые изменяющиеся условия, т.е. в обоих случаях изменения осуществляются на основе идентичных принципов, например по законам научения и обучения. Возникновение и изменение (терапевтируемый и нетерапев-тируемый процесс) патофизиологических феноменов можно объяснить теми же закономерностями, что и нормальные психологические явления.

Допущение контекстного обусловливания исходит из того, что, с одной стороны, активность человека оказывается под влиянием окружающих его условий, с другой стороны, он сам формирует эти условия, свою среду. И психические расстройства также разнообразным образом являются зависимыми от среды, особенно социальной. Так, социальная среда влияет на определение расстройства, а также его возникновение, течение и терапию. Предполагается, что психическая проблематика всегда определяется социальными и психическими факторами и что эти условия при адекватном лечении учитываются в первую очередь.

Мультикаузальное допущение уточняет контекстную обусловленность психических расстройств: возникновение психических расстройств является следствием действия комплексного образования причин или каузальной сети, а не линейной причинной связи. Причины могут быть разными (например, психические, социальные, соматические) и проявлять себя могут в разное время (например, как предыспонирующие, запускающие, удерживающие) и иметь разный относительный вес. При этом разные условия возникновения могут привести к похожим расстройствам. В системной теории этот феномен обозначается как эквифинальность; он говорит о том, что в открытых системах различные начальные состояния могут вести к одинаковым конечным состояниям.

Как исследовательская программа психосоциальная рамочная модель проявляется следующими характеристиками:

1. Психические расстройства понимаются как «бросающееся в глаза», «отклоняющееся», «неадаптивное», «нарушенное» или «проблемное» поведение и переживание людей, которое отличается от нормального поведения и переживания не качественно, а количественно.

2. При возникновении психических расстройств, а также при их дефиниции, изменениях и терапии самое большое значение придается социальным психическим факторам.

3. Между психическими расстройствами и их причинами существуют не простые линейные отношения, а комплексные взаимовлияния (каузальные сети, системные связи), в результате которых различные исходные условия могут приводить к одинаковым явлениям, а одинаковые исходные условия могут приводить к разным явлениям.

4. Методологическое (методическое) основание достаточно широкое - от количественно-экспериментальных до качественно-герменевтических подходов.

5. Исследование и терапия психических расстройств осуществляются преимущественно институционально в социально-научных учреждениях.

Биопсихосоциальнаярамочная модель. Поскольку клиническая психология отягощена интенсивными связями как с биолого-медицинскими, так и с социально ориентированными дисциплинами, то она оказывается также под влиянием актуальных акцентов научных течений и моды. Если в 70-е гг. прошлого столетия в клинической психологии доминировали социально-научно ориентированные исследовательские программы, то с середины 80-х гг. начали постепенно доминировать биолого-научно ориентированные исследования. В такой ситуации имеют место две опасности:

Первая опасность состоит в тенденции недопустимо генерализировать результаты с позиции модели, т.е. слишком быстро и без дальнейшей проверки с одной проблемной области, например с шизофренических расстройств, переносить их на другие психические расстройства.

Вторая опасность состоит в соблазне научного редукционизма, как биологического, так и социологического. В обоих случаях требуется дифференцированная процессуальная теория, которая включала бы различные (биологические, социальные и психические) феномены, чтобы объяснить наблюдаемые взаимосвязи.

Споры между органической и психосоциальной рамочными моделями и попытки их интеграции привели к тому, что в качестве метаконцепции, которая может интегрировать конкурирующие (органическую и психосоциальную) рамочные модели, предложила себя «биопсихосоциальная» модель. Этим странным словообразованием делается попытка выразить то, что органические, психические и социальные условия и процессы находятся во взаимоизменяющихся отношениях друг к другу и тем самым могут образовать рамки для различ-

ных перспектив и факторов. Это представление было предложено психосоматиком Энгелем (Engel, 1979, 1980) на основе общей теории систем Берталанфи (Bertalanffy, 1968). Модель исходит из того, что системы представляют собой динамические целостности, которые находятся в постоянном изменении и компоненты которых оказывает влияние друг на друга посредством обмена энергиями, информацией или материей. Системы - это части реальности, которые выбираются не только в познавательных целях (интересах), но отличаются от своего окружения своей самоорганизацией.

Биопсихосоциальная модель как система представляет иерархически организованную структуру, в которой элементарное отличается от более сложных системных частей...

Убедительной иллюстрацией этих положений может быть, например, алкогольная зависимость и ее динамика.

На предпроблемной стадии употребляющий алкоголь стимулируется преимущественно социокультурными условиями (питейные традиции, социальный статус взрослого, социальные страхи или вообще социальная некомпетентность и т.п.), при этом используется психофизиологическое влияние алкоголя, например его расслабляющее и снимающее торможение действие. Из этого нормального социально приемлемого пития, хотя и не совсем адекватного средства решения проблем, может развиться злоупотребление алкоголем, которое становится уже «проблемным питием», но оставаться все еще социально легитимной формой преодоления напряжения и конфликтов. Проблемное принятие алкоголя превращается в генерализованный способ реагирования, которым пьющий пытается устранять не только прежние трудности, но и любые, даже легкие, проблемы.

На более поздней стадии процессы начинают влиять друг на друга циркулярно и поэтому все труднее поддаются контролю: человек пьет, чтобы стабилизировать таким образом свое состояние (чтобы избежать конфликтов и трудностей в семье; чтобы избежать абстинентных состояний); одновременно количество алкоголя растет, чтобы добиваться вопреки привыканию того же эффекта; в конце концов, с увеличением дозы ухудшается физическое и психосоциальное состояние, благодаря чему круговорот значительно усиливается.

Биологические, психические и социальные факторы в этом процессе осуществляют взаимопроникновение. Биологически важными для этого процесса являются, прежде всего, позитивные психофизиологические эффекты легкого употребления алкоголя, а затем на продвинутой стадии - явления абстиненции и массивных телесных нарушений (особенно желудочных, сердечных, а также центральной и периферической нервной системы). Психическая стимуляция - вначале в виде легкого преодоления трудностей и затем избегание трудных семейных и профессиональных конфликтов и проблем, а социальное стимулирование - вначале это питейные традиции, но затем интенсивный прием алкоголя социально отвергается и пьющий социально изолируется и отвергается. Каждое из этих условий в разное время и в разной степени принимает участие в процессе развития алкоголизма. Поскольку все эти условия находятся в постоянном взаимодействии, представляется бессмысленным отдавать предпочтение какому-либо из них [30. С. 77].

Биопсихосоциальная модель как рамочная модель, без сомнения, полезна для преодоления модельного ригоризма (органическая концепция или психосоциальная концепция психических расстройств). Вместо этого следует строить исследовательские программы, учитывающие постоянно изменяющееся взаимодействие органических, психологических и социальных условий (факторов). В данном случае все три условия рассматриваются как величины одного ранга, получающие свой акцент при определенных психических проблемах. Способ и объем участия различных факторов определяются конкретно на основе эмпирических данных для специфической проблемы. Биологические, психические и социальные условия понимаются как комплексные классы условий, которые непрерывно взаимно обусловливают психическое расстройство (проблему) в процессуальном взаимодействии. Существенные признаки этой рамочной модели состоят в том, что она:

- исходит из участия биолого-органических, психических и социокультурных факторов и процессов;

- постулирует комплексные интерактивные (а не только простые линейные) причинные отношения.

Последняя модель является в настоящий момент общепринятой. остальные, далее перечисляемые в статье могут быть просмотрены для развлечения. как и нижеследующие картинки.

Оригинал взят у kroshka77 в 23 жизненные открытки для отличного настроения
Работа, учеба, здоровье, поликлиники, холод и деньги - все это неотъемлемая часть нашей жизни, которая, к сожалению, не всегда бывает такой радужной, как хотелось бы. Однако, хорошо, что есть люди, которые умеют смеяться даже над самыми, казалось бы, не смешными мгновениями жизни.
Улыбайтесь, люди! Лучшее впереди.















































источник

карательная проктология, спихотерапия, РАТЭПП

Previous post Next post
Up