Об импортозамещении в психотерапии

Oct 20, 2015 09:09


Не успел я послушать одноименный доклад френда re3 на пленарном заседании международного конгресса «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия». Оттого отправился на его секцию "Новые информационные методы в психотерапии"
Почерпнул там не мало интересного.
В частности душевный интернетчик Перпелкин А. Ю. с помощью анализа поисковых запросов в Яндексе выяснил точную дату осеннего обострения. В Рунете это было 19 сентября :) Он же поведал, что к воскресенью было всего 12 публикаций о конгрессе. Видимо, мою не посчитали, хотя написана она по итогам случайного попадания на секцию "про духовность".
Были и еще интересные доклады о селфи, как диагнозе и сегментации аудитории. Если будет интерес, охотно поделюсь этими материалами.
Хотя, разговор о том, что мне хотелось бы рассказать по мотивам нескольких публикаций в этом жж, оказался неуместен.
Что бы не забыть, выложу его здесь:
Начался бег моей мысли с реплики доктора Курпатова "нам 20 лет" На этот раз не о России в целом, а о российской психотерапии. Ведет он подобные странные разговоры уже лет 10.
Вот, к примеру цитата "Двадцать лет назад в СССР был принят экспериментальный приказ Министерства здравоохранения по психотерапии, а документ, фактически утвердивший в отечественной медицине психотерапию, появился только в 1995 году. То есть, российской психотерапии, по большому счету, только 10 лет.
Судя по его официальной биогафии в эту пору он выполнял обязанности эксперта по психотерапии Лицензионной палаты Санкт-Петербурга
Однако коллеги меня быстро поправили. Первыми, конечно восстали психоаналитики. Например М.М.Решетников в статье "Психотерапия - как концепция и как профессия" пишет:
с организацией в 1913 году профессионального психоаналитического сообщества впервые выделилась группа специалистов, которые занимались исключительно душевным состоянием пациента (и ничем более), и реализовали свое взаимодействие исключительно на межличностном уровне. Это был рубеж окончания любительской и начала профессиональной психотерапии.
Он там же заранее отвергает обвинения в предвзятости. Тогда обвиню его в неточности, со ссылкой на хрестоматию "Россия психотерапевтическая". Там говорится об организации психоаналитического сообщества в 1911 году.
Но еще раньше, раз уж так дороги сердцу некоторых докторов регламентирующие документы, в конце 19 века полицейские дапартамент запрещает в Российской империи сеансы массового гипноза в немеддецинских целях. Откуда же взялись в России гипнотезеры в таком количестве?
"Россия психотерапевтическая" сообщает устами профессора В. В. Макароваво второй половине 19 века изучением гипноза занимались В.Я. Данилевский, А. А. Токарский, В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов.
Но есть еще более ранний прецедент: «первым в Европе от правительства и медицинского совета утвержден Высочайшим приказом 4 апреля 1856 года магнетизером» князь Алексей Владимирович Долгорукой. «Я этим горжусь, потому что первый в больницах дал ему приложение к медицине»,- писал он
Отчего же его имя было совершенно забыто? Дело в том, что личная биография князя крайне неудобна.
Кроме таких фактов, как:
1)учеба на медицинском факультете Харьковского университета, к которым связаны имена трех нобелевских лауреатов: Ильи Мечникова (медицина, 1908), Льва Ландау (физика, 1962), Саймона Кузнеца (экономика, 1971). А мире психотерапии Харьковская школа пользуется особым уважением, как одна из старейших и лучших.
2) Продолжение обучения во Франции, которая в то время была законодательницей моды в психотерапии, психиатрии, неврологии, так как именно в Париже практиковал автор первого психотерапевтического метода - великий реформатор медицины Антон Франц Месмер. По всей видимости, князь Долгорукой стажировался в Парижской клинике Сальпетриер у ученика Филиппа Пинеля - Жан-Этьена Доминика Эскироля, который известен как один из пионеров преподавания психиатрии во Франции и автор одного из первых руководств по психиатрии. Кроме того, профессор Эскироль был учителем знаменитого невролога, психиатра и гипнотизера Жана Мартена Шарко.
Князь еще отличился в подавлении польского восстания, принятии старообрядчества и обвинениями в двоежонстве. На фоне этого пара статей по алхимии выглядит сущей мелочью.
Но нужно понимать научную атмосферу того времени. Выше упомянутый Мессмер несмотря на всю популярность получил признание профессионального сообщества в глубокой старости. Шумный успех Месмера вызвал негативную реакцию академической медицины. А ранее, сдержанно отнеслась к его опытам Берлинская Академия наук, а Венский медицинский совет объявил обманщиком. В 1784 году по указу короля Людовика XVI Французская Академия наук осуществляет проверку месмеровского метода лечения, в результате которой коллегия ученых пришла к заключению об отсутствии каких-либо экспериментальных данных относительно существования "флюидов" и "животного магнетизма", мало того - объявила магнетические сеансы вредными и опасными.
Это уже потом, в пору работы Шарко, одного из общепризнанных учителей Зигмунда Фрейда, провозгласившего, что большинство психических заболеваний не имеют в своей основе никакого органического субстрата, потянулись в клинику Сальпетриер другие стажеры. Ездил на стажировку к профессору Шарко: Владимир Михайлович Бехтерев, согласно легенде, заинтересовал мэтра новым способом окраски гистологических препаратов, а Зигмунд Фрейд и Иван Петрович Павлов после этого стали переводчиками работ Шарко, соответственно, на немецкий и русский языки.

По аналогичным причинам не очень любят вспоминать еще одного "еретика" и родоначальника учения о доминанте, академика СССР, князя Алексея Алексеевича Ухтомского.

Москва, спихотерапия

Previous post Next post
Up