ЭТО СОЛЛОГУБ!

Mar 23, 2019 23:45

Нужно ли Министерство культуры?

Всегда поражало: блестящий расцвет русской литературы и вообще культуры в XIX веке - Золотом! - как-то обходился без всякой бюджетной поддержки.
Цензура да, была. А поддержки не было. Только Императорские театры (числом 5 на всю страну) обеспечивались государством.
Остальное шло само собой.
Кто поддерживал литературу? Публика. Читатели.
И этого было довольно.

Современник самых знаменитых русских писателей - Льва Толстого, Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Николая Некрасова, Ивана Гончарова - император Александр II Освободитель со всеми этими выдающимися людьми знаком не был.
И познакомиться желания не имел.
Да и читать особо не любил. Ученик Жуковского!

Конечно, отец его Николай I с Пушкиным знаком был и даже имел свои виды на поэта.
Хотел приспособить его на место умершего Карамзина - по части истории.
Прочитав "Бориса Годунова", нашёл, что тяжеловато, и посоветовал переделать трагедию в роман в духе Вальтер Скотта (тогда очень популярного).
Ирония судьбы: сегодня Вальтер Скотт выглядит куда тяжеловеснее и архаичнее "Годунова".

Однако из светских встреч с Пушкиным и обязаловки для Натальи Николаевны посещать придворные балы (царь желал видеть при дворе как можно больше красавиц) некоторые исследователи монархического толка сделали вывод: Пушкин и Николай были очень дружны. А император был благодетелем литераторов.

Правда, громкий императорский хохот на премьере "Ревизора" всё же способствовал успеху комедии.
Хохотал Николай над пьесой и раньше : рукопись застряла в цензуре, и друзья писателя решили познакомить с пьесой Самого Главного Цензора.
Граф Вьельгорский прочитал "Ревизора" царской семье, Николай очень потешался (он любил и посмеяться, и сострить) и разрешил постановку.

Впрочем, царь всё быстро забыл.

Близкий друг Гоголя, блестящая светская дама николаевских времён (красавица, разумеется) А.О.Смирнова стала хлопотать о назначении пенсии писателю.
Деньги были нужны для продолжения творческой работы (первый том "Мёртвые душ" опубликован, предполагался второй).

Смирнова до замужества была любимой фрейлиной императрицы и вхожа в царскую семью.
Николай  заявил Смирновой:
- Вы знаете, что пенсии назначаются капитальным трудам, а я не знаю, удостаивается ли того повесть "Тарантас".
Смирнова заметила, что автор "Тарантаса" вовсе не Гоголь, а граф Соллогуб.
- А что Гоголь? - спросил царь.
- Он написал большой роман "Мёртвые души".
- Ну, так я его прочту, потому что совсем позабыл "Ревизора".

Прошло время.
Смирнова  вновь решила побеспокоить императора насчёт пенсии для Гоголя.
Николай поморщился:
- У него много таланту драматического, но я не прощаю ему выражения и обороты  слишком грубые и низкие.
- Так вы прочитали "Мёртвые души"?
- Да разве они его? Я думал, что это Соллогуба.

Снова Соллогуб!
Что неудивительно: этот писатель был ещё и вполне светским человеком, "легко мазурку танцовал" и сочинял пьески-"пословицы" и шарады для придворных увеселений.
Так что Соллогуба император знал прекрасно - и знал, что тот пишет забавное. Можно посмеяться.

А Гоголь?
Смирнова таки выхлопотала ему императорскую пенсию - на три года по тысяче рублей.
Вот только второй том "Мёртвых душ" не задался.
Он извёл и измучил автора и был им сожжён накануне рокового дня смерти.
Горят рукописи, ещё как горят.

русская литература, Николай I, Владимир Соллогуб, писатель и власть, Николай Гоголь

Previous post Next post
Up