Тот, кто учился в художественной школе, конечно же, писал натюрморты с фальшивыми яблоками и виноградом.
Помнит эти восковые шедевры!
Они совсем как настоящие - идеальное соответствие натуре.
И на каждом таком нежно-румяном, вполне живом на вид яблочке обязательно отыщутся следы детских зубов.
Потому что очень уж похоже на оригинал.
"А вдруг эти яблоки вкусные"?
Не знаю, где теперь - кроме музеев восковых фигур - можно видеть подобные искусные обманки.
А ведь в старину именно они были залогом успешной торговли.
Ведь пособов влиять на покупателя тогда существовало не так уж много: объявления в газетах да рекламные постеры (которые тоже были новинкой!)
Так что публику в магазин заманивали в основном витрины.
Ходить и глазеть на витрины - это был особый род чисто городского удовольствия.
Посмотреть было на что.
Хотя об ухищрениях дизайна тогда, в начале прошлого века, ещё не думали.
Главное, чтоб у покупателя слюнки потекли - или он загорелся желанием прикупить какую-нибудь модную вещицу.
Потому витрины были буквально забиты образцами товаров.
Конечно, очень многое можно было выставить как приманку, что называется, живьём - всё, что было прочно и хранилось долго.
От часов и книг до ботинок и гробов.
Но как быть со съестным?
Такая продукция долго не живёт, портится. А каждое утро выкладывать вавилоны товара, чтобы назавтра всё выбросить, хлопотно и разорительно.
Вот тогда на помощь коммерсантам и приходили мастера имитации и виртуозы подражания природе.
Те восковые яблоки с натюрмортов - последний отзвук забытого ныне искусства!
Да, точно такие же умело сделанные и тонко раскрашенные яблоки (и груши, и виноград) в старину можно было видеть в витринах фруктовых магазинов.
Их живописно раскладывали по изящным корзинам и аккуратным ящикам.
Восковыми были там и апельсины, и лимоны, и бананы.
Даже арбузы и дыни!
Венцом этой роскоши был искусственный ананас в центре витрины.
Тыквы, которые способны долго храниться и не терять вида, обычно представали перед потребителем в своём натуральном виде.
Без обмана.
Но им было не место во фруктовой лавке!
Почему-то в те годы зелень и овощи продавали исключительно вместе с мясом.
Впрочем, в зеленно-мясных магазинах рядом с реальной тыквой и репой красовались восковые "маринованные" грибы и огурчики в кадушках.
А как же мясо?
Разумеется, оно - продукт крайне скоропортящийся - тоже было муляжным.
Идеальные куски витринного "мяса" возлежали на блюдах; рядом помещались бараньи "туши" и обязательный молочный "поросёнок".
В колбасных витрины заполняли эффектные окорока, колбасы и сосиски,
Всё это было уже не восковым, а из материала попроще - деревянным или из папье-маше.
От мясных не отставали заведения рыбные - муляжи осетров и сёмги на блюдах, селёдки в бочках выглядели вполне убедительно.
Манила покупателя и бутафорская икра.
Настоящими в витринах были только консервы, которые уже тогда имелись в изобилии (сардинки, анчоусы и шпроты).
А витрины молочных лавок!
Здесь тоже царство муляжей - например, большие кубы масла (его поставляли именно в таких кубах и продавали на вес даже в советских магазинах, что можно видеть на старых фотографиях).
Изготовленные из дерева круглые и цилиндрические головы сыров завлекательно показывали на срезе идеальные дырочки-"слёзки".
Тут же стояли бутылки с "молоком" (то есть закрашенные изнутри белой краской) и лежали точёные деревянные яйца.
Белоснежные и цвета сливок и ирисок.
Кстати, о сладком.
В кондитерских натуральные сладости ловко соседствовали с муляжами.
Недорогая мелочь, выпускавшаяся без обёртки (тянучки и помадки) выставлялась в витрины на подносах и в корзинках. Прямо оттуда, с витрины, их могли взять для продажи.
А вот все сладости в упаковке - шоколадки, конфеты, печенье в пачках - заменялись просто деревяшками в фантиках.
Рекламные конфетные коробки с пышными лентами и жестянки с печеньем, карамелью и монпансье тоже стояли в витрине пустые.
В центре композиции гордо возвышался эффектный торт.
Нечего и говорить, что был он бутафорским.
Из всего великолепия витринных обманок в современных бутиках всё-таки выжили манекены.
Сейчас их стараются сделать как можно более нейтральными, одноцветными, не слишком похожими на живых людей.
Не то было в старину.
Чем натуральнее, тем лучше!
Любопытно, что в те времена манекены использовали не только в магазинах одежды.
Такие приёмы дизайна были, как ни странно, в ходу в табачных магазинах. Где товар в витринах был как раз самый настоящий - коробки папирос, табак бесчисленных разновидностей, папиросные гильзы (их тогдашние курильщики собственноручно набивали табаком).
Кальян, который у нас не так уж давно стал вещью привычной, в те времена был делом обыденным.
Потому рядом с кальяном в старинной витрине стояли вырезанные из дерева и раскрашенные бюсты турка и одалиски.
Некоторые табачные витрины украшали такие же деревянные головы европейца, китайца, индейца и негра.
Эти персонажи во рту имели дырочки, куда помещались папиросы соответствующего сорта.
Но, конечно, классические манкены всё-таки украшали витрины магазинов готового платья.
Это были самые настоящие "восковые персоны" с тщательно проработанной раскраской лиц, с "живыми" стеклянными глазами.
С причёсками, усами и бородами из натуральных волос.
Они завораживали жизнеподобием.
Такие фигуры были очень дороги.
Потому для показа отдельно продающихся предметов одежды и белья - вроде блузок, сорочек, пиджаков и корсетов - использовались полуманекены. Это фигуры без ног (вместо которых была подставка).
Полуманекены (в формате античных бюстов, то есть с частью плеч и груди, но без рук) смотрели на мир и из витрин парикмахерских. Прелестные дамы с замысловатыми причёсками!
В те годы в парикмахерских появились и маникюрши.
Так что в витрине особо продвинутых заведений можно было видеть изящные шёлковые или бархатные подушки.
На подушке лежала очаровательная женская рука (по запястье) с самыми с изящными пальчиками.
Восковая, разумеется.
И никто не пугался.
Потому что имелась надпись: "Холя ногтей".
Искусство бутафории сейчас окончательно переместилось в мир зрелищ. Где вполне достигло совершенства.
А торговля больше не смеет врать.
Никаких восковых огурцов и деревянных сыров!
Мы и настоящим не слишком-то верим.