Aug 23, 2018 00:07
Одно время в ходу была мысль, что чёрный пиратский флаг придумал писатель Р. Л.Стивенсон.
Уж слишком популярным стал "Остров сокровищ".
Но это неправда.
Более того, зловещий пиратский символ вполне дитя своего времени.
Его не сочинили, его идея носилась в воздухе.
В Средневековье, как ни странно, смерть не казалось людям слишком уж страшной.
Многим она даже мнилась желанным освобождением бессмертной души от тленного, вечно больного, несовершенного тела.
Скорое воскрешение во плоти и встреча с дорогими усопшими тоже сомнений не вызывали.
А вот умереть без покаяния - ужас. Тогда душе вечно маяться в аду и не знать покоя!
Однако едва забрезжил рассвет Ренессанса, как отношение к смерти стало иным.
Нет, христианская вера не умерла.
Однако и реальный мир вдруг оказался слишком прекрасен, причудлив и полон тайн.
Радости жизни и человеческая красота засияли всеми красками.
Только вот жизнь коротка.
Мимолётна.
"Лови день (Capre diem)!" - этот античный девиз снова воскрес, заслонив аскезу.
Люби, смотри, слушай, осязай, наслаждайся!
Но смерть поглощала всё это жадно.
Бесконечные войны, смуты, мировые эпидемии чумы, сифилиса и пр. губили миллионы жизней.
Смерть всегда была рядом.
А вечная жизнь? "Какие сны в том смертном сне приснятся?"
Это вопрос!
Только вопрос.
Ответ неясен.
Потому страх смерти, привычка к виду смерти, неизбежность смерти, желание поладить со смертью породили странные культурные феномены Ренессанса и барокко.
Карнавальный данс макабр (Totentanz в Германии) - пляски смерти - становятся всё популярнее, а с 1370-х годов этот сюжет массово воцаряется и в живописи. "Триумф смерти" - вполне себе тема для поэмы Петрарки.
И для картины великого Брейгеля- старшего. Ужас и отвращение смешаны тут с чёрным юмором.
А смерть олицетворяет человеческий скелет в отрепьях савана.
И вечная улыбка голого черепа.
Бесконечно разнообразные человеческие индивидуальности, сводимые к однообразию пустых глазниц и дыре вместо носа...
Череп как символ бренности жизни просто заворожил тогда людей.
Его стали изображать с каким-то сладострастным упорством - с таким наши современники ломятся на фильмы-ужастики.
Череп, довольно неприятная штука, становится вполне бытовым предметом.
Черепа видим как аксессуар на портретах Ренессанса (часто череп держат в руках).
Интерьеры барокко украшают натюрмотрты жанра Vanitas (Суета сует).
В них пугающему и наставительному виду черепа (помни о смерти!) аккомпанируют гниющие фрукты, вянущие цветы, неостановимая струйка песка в песочных часах, посуда с трещинами и пустые раковины, обитатели и создатели которых давно мертвы.
Напоминания о тщете мирского.
Украшения порой бывали столь же мрачны - кольца с крошечными черепами, подвески в форме гробика, открыв который, можно внутри увидеть крохотный скелетик. "Все там будем"!
Чешская костница в Седлеце, где весь церковный декор выполнен из человеческих костей (использовано 40 000 скелетов!) - венец этого безумного и странного эстетического поветрия.
Черепа держали и дома.
Человеческий череп (соответсвенно вываренный и начищенный) стал излюбленным украшением кабинета врача, философа и просто элегантного меланхолика.
Потому принц Гамлет берёт в руки череп знакомого человека - шута Йорика, некогда забавлявшего принца - из разрытой могилы.
На что человек нашего времени вряд ли решится.
А вот поступком Гамлета никто из окружающих его не удивлён (хотя принца всё же подташнивает).
Зато не подташнивало блистательную которолеву Англии Елизавету I, когда она доставала из серебрянного ларца и показывала французскому послу череп казнённого ею Эссекса.
Бывшего фаворита, прекрасного и дерзкого Эссекса.
Держа в руках его череп, королева смеётся.
Всё прошло, она победила.
И она жива.
Так что череп - как символ смерти и неизбежности - к концу эпохи барокко настолько примелькался, что его появление на пиратском флаге (вместе с перекрещенными берцовыми костями) закономерно.
Символ считывался мгновенно, издали и безошибочно!
Именно на излёте барокко - в 1700 году - зловещий чёрный флаг с черепом и костями впервые был описан документально.
Он развевался над пиратским кораблём француза Эмманюэля Винна, промышлявшего между Гаити и Кубой.
Возможно, дизайн флага возник раньше.
Как и его название Jolly Roger (весёлый Роджер).
В качестве общеизвестного это название зафиксировано уже в Оксфордском толковом словаре английского языка в 1724 году.
Ирония морских разбойников насчёт весёлой улыбки скелетона понятна.
Но кто такой этот Роджер?
В старину roger - это жулик и бродяга, тёмная личность.
А иногда (для суеверных людей, которые боялись называть вещи своими именами, чтобы не привлечь называемого) - даже сам Сатана.
Так и у нас называли чёрта опасливо-иносказательно - лукавый, анчутка и пр.
У англичан чёрт это и Old Roger - Старик Роджер.
Так что улыбка, сияющая с чёрного флага, вдвойне зловеща.
Это улыбка не только смерти, но и ада.
Теперь сделаем краткую перекличку знаменитых реальных пиратов, которые фиксированно действовали именно под Весёлым Роджером.
Только капитаны!
Джон Квелч по прозвищу "Неукротимый", гроза Бразилии.
Эдвард Тич, свирепый тип по прозвищу Чёрная Борода.
Кристофер Кондент, капитан "Летающего Дракона".
Пират-работорговец Эдвард Ингленд.
Известный склонностью к садизму Эдвард (Нед) Лоу.
Обаятельный и артистичный Хауэлл Дэвис.
Бартольмью Робертс (Чёрный Барт), за три года разбоя награбивший добра на 50 млн. фунтов стерлингов; отличался экстравагантным щегольством (носил богато расшитые шёлковые наряды, осыпанные бриллиантами).
Оливье Левассёр, описанный Даниэлем Дефо и известный как Ла Буз. Кончил жизнь на плахе.
Этот последний, самый знаменитый француз в пиратском мире, известен ещё и тем, что взойдя на эшафот, вынул из кармана и бросил в толпу какие-то бумажки (обрывки карты?), закричав:
- Эти сокровища тому, кто прочтёт!
Стоит ли говорить о том, что бумажки разлетелись и тут же были расхватаны.
И что сокровища Ла Буза ищут до сих пор.
Над чем смеётся Весёлый Роджер.
символы и знаки,
Елизавета I,
Весёлый Роджер,
история пиратства