КОСИ, КОСА сенокос в Тележихе

Jun 29, 2018 23:03

Лето для горожан или отдых, или мечты о нём.
Зато в деревне как раз работа с весны до осени. Отдых (относительный) - зимой.
Всё, как положено. Иначе нельзя никак.

О покосной поре много чего поэтического есть в русской литературе. От Кольцова до графа Толстого.
Потому пусть будет что ни на есть проза.
Снова незамыслование мемуары алтайского крестьянина Василия Швецова о сельской жизни в начале ХХ века.

Вот подготовка к покосу:

"Интересно было смотреть на мужика, когда он выбирал литовку (косу; название не от Литвы, а оттого, что её отливали, а не ковали - С.) у прасола или в сельской лавке.
Постучит по ней костяшкой пальца и приложит к уху - проверяет звук, мягкая или жёсткая.
Послюнит да ещё подует, долго ли продержится пар - тупая будет или острая.
И вот где-либо под крышей старик-хозяин обстругивает поглаже литовище, насаживает литовки, примеряет и закрепляет ручки, усаживается и начинает отбивать и править косу.
Приготовлены и вилы двух- и трёхрожки, стоговые и полустоговые, а ещё несколько копённых.
Заглядывают сюда и бабы - им желательно, чтобы грабельки были полегче да поглаже".

В Сибири косьба начиналась за неделю до Петрова дня (12 июля). К этому времени трава, считалось, "упорела" - выросла самая что ни на есть сочная.
В России (сибиряки так называли то, что за Уралом) могли начать покос и раньше - "на Козьму и Демьяна (14 июня) косить не рано".

Алтайские покосы были огромны - в Сибири кормить сеном скот приходится полных семь месяцев.
Потому в богатой Тележихе, где жила семья Швецовых, запасали по 20 копен на голову скота.
Средняя семья ставила 150-200 копен, а многие и по 700-800.
Семьи были большие, в основном обходились без найма.
На свои угодья приходилось выезжать табором, с палатками, и ночевать в лугах, пока работа не будет завершена.

Косить детей приучали сызмальства:

"У отца коса в длину чуть не в два аршина.
Моя - лишь две с половиной четверти, но резала траву тоже хорошо, и точил я её сам и был рад, что научился косить.
Не одна литовка была изломана о сучья и камни (отсюда пословица "нашла коса на камень"; камни хозяева со своих угодий из года в год уносили прочь, а они всё были).
Зато была работа кузнецу, только успевай, клепай и сваривай".

Правда, детей работой не умучивали, были у них и другие заботы:
"У обеду идём на ключ с братишкой, маленьким неводком ловим хариусов. Приносим матери полную торбочку - вот и уха".

Вечером народ собирался у костров, где в таганках варились чай да каша.
После работы и ужина принято было петь. Пели семьями - кто кого перепоёт, а к тем, у кого были самые голосистые девки, собиралась вся молодёжь.
Вообще покос из всех крестьянских работ считался самым отрадным делом: труд не так тяжёл, кругом цветущее лето, запах трав, ночи теплы и коротки.

Покосная страда была горячей, но уклад жизни не менялся:
"В субботу пораньше все едут в баню домой.
А в вокресенье утром из-за горы Будачихи выплывает солнце - всей семьёй едем за ягодами".

Но в понедельник опять за дело:
"Снова ранний подъём, отец посылает в поле за лошадями. У одного из наших коней на шее ботало (звон своего знал каждый хозяин). Поднимаешься в гору полусонный - и снова косить.
И вот поле словно выбрито, обкошены каждый куст, пенёк и муравьиная куча".

А после косьбы начинается гребь:

"Весь день сгребают в валы, складывают в копны.
Таких копен, каждая центнера в два, наделают с полсотни, а утром до завтрака их свозят и смечут в зарод.
И снова сгребают в валки.
После обеда сено свозят на волокушах и скирдуют. В скирде бывает от двух до четырёх примётков, каждый по 20-30 центнеров".

Убрали так один покос (вспомним, сколько сена надо!) - переезжали на другой.
Там всё то же.
"Трудоёмкая это работа. Каждый центнер сена поднимался на руках не единожды. Надо сложить сено в копны, потом в скирды.
Потом домой свозить".

Перевозка сена тоже дело непростое:
"Да ещё, не приведи Бог, где-нибудь воз с сеном перевернётся. Под силу или нет - поднатужься, мужик".

Поднатужился - и что?
"Ещё не успеешь наставить вдосталь сена, как подкатывает страдная пора, начинает поспевать хлеб раннего сева".

Но это уже, как говорится, совсем другая история.

крестьянский труд, Сибирь, времена года, деревня Тележиха

Previous post Next post
Up