ВОРОТНИК ПИТЕРА ПЭНА: НЕЧАЯННО ПРИГРЕТЫЙ СЛАВОЙ

Apr 08, 2015 00:17



Эта штука вошла в моду пару лет назад. В очередной раз. Глянцевые журналы запестрели советами, как и с чем это носить. Удивительно, но у знакомой детали костюма оказалось очень забавное название. В России этот воротничок многим напомнил старую школьную форму - отложной, с закруглёнными краями. Причём тут знаменитый летающий мальчик с молочными зубами, который не хотел взрослеть и потому потерялся в Кенсингтонских садах?

"- Это что, одна из тех, кто носит теперь новомодные воротники на манер Питера Пэна?
Довольно неохотно Арчи вынужден был признать, что я действительно ношу воротнички, как у Питера Пэна. Они как раз вошли в моду. Наконец-то мы, девушки, расстались со своими высокими воротниками, подпиравшими шею, застёгнутыми на ряды маленьких пуговичек, зигзагообразно извивавшихся и оставлявших на коже красные отметины. Настала пора рискнуть ради удобства и элегантности. Воротники "а-ля Питер Пэн", должно быть, срисовали с отложного воротника, в котором Питер Пэн действовал в пьесе Барри, - большого, свободного, из мягкой ткани, начинавшегося у основания шеи, без всяких косточек, - какое счастье! Решительно не вижу в этом ничего предосудительного. Когда я вспоминаю, что девушка могла прослыть легкомысленной, показав всего лишь два сантиметра шеи под подбородком, это кажется мне невероятным. Стоит только оглядеться и посмотреть на девушек в бикини, как сразу же понимаешь, как далеко можно уйти за пятьдесят лет.
Я действительно принадлежала к так называемым модницам, которые в 1912 году осмеливались носить воротники, как у Питера Пэна".
Агата Кристи, "Автобиография", 1965г.

Отложные воротники не новость и, разумеется, не изобретение Питера Пэна. Они появились в середине 16 века. В 17 веке их особенно любили, и были они очень разными - от роскошных мушкетёрских до аскетичных полотняных воротников пуритан. В конце 18 века они снова вошли в моду благодаря романтикам - сразу вспоминаются портреты Шиллера или Бетховена. В 19 веке их носили и мужчины, и женщины.
Только поздняя викторианская эпоха заставила дам облачиться в глухие платья с воротниками-стойками "под горлышко". Это продолжалось лет тридцать подряд, потому поколение Агаты Кристи, родившейся в 1890 году, не мыслило повседневной одежды с открытой шеей. Правда, отложной воротничок всегда носили дети - стискивать детские шейки трубообразной тугой стойкой викторианцы не решались.
Вот тут-то и подвернулся Питер Пэн со своими полётами и детством, которому нет конца (у людей викторианской эпохи был настоящий культ детства - достаточно вспомнить романы Диккенса или Алису Льюиса Кэрролла). И книжка, и особенно пьеса об этом необычном герое имели громадный успех. В Кенсингтонских садах даже появился памятник Питеру Пэну - конечно же, в курточке с ребяческим воротничком.
Если учесть, что роль Питера Пэна в театре (а позже в немом кино) исполняли актрисы-травести, понятно, почему юные леди с энтузиазмом подхватили новую моду. Они забросили чопорные платья с глухими стойками и облачились в наряды с отложными воротничками. Всё новое - хорошо забытое старое, и основательно подзабытый воротник получил новое название.
Так Питер Пэн совершенно незаслуженно прославился в моде. Надо сказать, что это название больше бытовало в Англии и Америке, и только влияние английской моды в 1960-е придало ему международное звучание - воротнички Питера Пэна носила Твигги.
Теперь "так говорят все".

викторианство, Питер Пэн, мода, история вещей

Previous post Next post
Up