МУНДИР ДЕНДИ

Apr 29, 2018 13:33



Этот костюм всегда находили несколько смешным («хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»), но упорно носили почти два века.
Были времена, когда такого одеяния в Европе не было только у крестьян и пролетариев.

Фрак!
Наряд, который из кавалерийской куртки с фалдами (чтоб браво выглядеть в седле и чтоб при этом ничего не мешало) превратился сначала в любимое одеяние денди, а потом практически в мужскую униформу.
Затем из повседневного костюма он сделался парадным, чтобы наконец исчезнуть и ныне стать уделом немногих - королей, мастеров конной выездки и бальных танцоров.
Правда, дирижёры симфонических оркестров долго были верны фракам, но теперь стараются одеваться попроще.
Всё-таки фрак слишком требовательная вещь.

Однако если завтра вы званы на приём, а в приглашении указан дресс код «white tie» (WT,белый галстук), вам таки придётся надеть фрак.

Носить фрак трудно?
И да, и нет.
Если в дамских вечерних нарядах всегда есть место фантазии, фрак неизменен и каноничен.
Он даже считался мундиром для человека, не имеющего мундира: ведь только с мундиром и фраком можно было носить ордена!
Их крепили на левый лацкан, причём существовали особые фрачные ордена - несколько уменьшенные копии настоящих.

Почему же фрак был необходим даже 100 лет назад, уже в эпоху пиджаков, сюртуков и визиток?
Традиционно во фраке венчались.
Во фраке появлялись в ложах и партере императорских театров, на балах и банкетах.
И так вплоть до 1917 года.

Сшить фрак было важным делом. Главным залогом успеха было, конечно, мастерство портного.
И ткань!
Фрак и брюки к нему не шили из какого-нибудь недорогого демикотончика.
Только лучший креп или тонкий кастор!
Глубокого чёрного цвета, и не иначе!
И неизменный брючный лампас из особой репсовой ленты. В отличие от смокинга лацканы фрака были не из атласа, а из матового шёлка.

Фрак плотно облегал фигуру, но карманы в нём всё-таки были. Карманчик для носового платка располагался слева, но основные карманы были скрыты - сюрприз! - внутри фалд.

Хотя фрак никогда не застёгивался, пуговицы на нём имелись (спереди три-четыре, сзади на талии две) - причём т.н. басонные, то есть деревянные, обтянутые шёлком и плетёными резными узорами.
Поскольку в мужском костюме украшений было не так много, пуговицы приобретали особую важность.

К фраку полагался шёлковый пикейный жилет. Похожие старорежимные жилеты донашивали старички-политиканы на черноморском бульваре в романе «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова.
Фрачный жилет отличался тем, что обязательно был с лацканами. Застёгивался он на белые костяные, перламутровые либо фарфоровые пуговицы.

Жилет был обязательно белый.
Только старики родом глубоко из XIX века могли надеть к фраку старомодный чёрный или цветной жилет и чёрный галстук. Ведь по чёрным жилетам и чёрным галстукам-бабочкам господ уже отличали от лакеев и официантов из дорогих ресторанов (к тому же прислуге не полагались ни шёлковые отвороты, ни лампасы).

Впрочем, для похорон всё же надо было иметь чёрный жилет. Либо белый, но с лацканами, окаймлёнными чёрным шнуром, и с чёрными пуговками (носовой платок для слёз по покойному тоже делался с чёрной каймой).
Перчатки полагались белые с тремя чёрными траурными полосками на тыльной стороне и с чёрными пуговками.

Но не будем о грустном.
Лучше вообразим сборы щёголя на бал!
И не забудем о фрачной крахмальной рубашке из тончайшего голландского полотна, грудь которой укреплялась двойным слоем той же ткани или вставкой из пике. Рубашка эта застёгивалась лентой-планкой, на которую были нашиты пуговицы (помним, что пуговицы особо важны!) - перламутровые, посередине которых красовались настоящие или фальшивые бриллианты, жемчуг или цветные камни.

Стоячий крахмальный воротничок пристёгивался отдельно, а вот манжеты были к рубашке пришиты и застёгивались только на запонки, золотые или серебряные, украшенные бриллиантами или жемчугом (почему-то запонки с цветными камнями уже считались дурным тоном).

Итак, осталось только обуться в бальные лаковые туфли-лодочки с репсовыми бантами (мужчины носили и это!) или в лаковые штиблеты.
И в петлю левого лацкана вдеть бутоньерку, обязательно из белых цветов (астру, а ещё лучше орхидею).
Но если надевались ордена, о бутоньерке следовало забыть.

Из головных уборов к фраку полагался исключительно цилиндр из велюра или так называемого панцилиндра (специальный сорт панбархата).
Для балов годился и знаменитый шёлковый цилиндр -шапокляк, который складывался в гармошку (чтобы удобно было носить под мышкой), а при нужде молниеносно распрямлялся.

На руках у носителя фрака должны были быть белые лайковые или замшевые перчатки на пуговичках (но не на кнопках!)
Верхняя одежда имелась тоже особая, фрачная - пелерина из той же ткани, что и фрак, или пальто на скрытой застёжке. То и другое с шёлковыми отворотами.
И, конечно, специальный фрачный шарф или кашне из белого шёлка, окружающий шею так, чтобы спереди и сзади висели концы с бахромой.

Разумеется, франт во фраке не мог выйти из дому без элегантной трости чёрного дерева с небольшим (но никогда не с загнутой ручкой!) набалдашником из серебра или слоновой кости.

Вот так: стандартный мужской наряд требовал строжайшего исполнения множества правил и канонов.

А главное, фрак должен идеально сидеть на фигуре.
Ведь покрой его сложен, и только отличный портной справится с идеальной посадкой фрака на неидеальный торс.
А уж взятый напрокат фрак и вовсе виден за версту!

Зато если «костюмчик сидел», его обладатель всегда был в центре восторженного внимания общества.
Было даже особое театральное амплуа - фрачник, фрачный артист, воплощение обольстительной элегантности и светского шика.
Королём фрачников в немом кино и предреволюционном театре был Владимир Максимов, «душка Максимов» (прообраз загадочного Максакова в фильме «Раба любви»).
Художник В. Милашевский , сам большой щёголь, встретил Максимова на театральной премьере в Мариинке уже в 1921 году.

Максимов в зале единственный был во фраке.
И все женские взоры были прикованы к нему:
«Любимец петербургских дам, они специально ходили в театр полюбоваться линией спины, длиной ног, всей осанкой «намечтанного мужчины»… Особенно хорош он бывал, когда стоял спиной к публике на авансцене. Этой позой он даже злоупотреблял, считали некоторые мужья».

Но то был уже закат фрачной эры.
Идеальный советский фрачник Анатолий Кторов играл в основном героев прошлого.
Маяковский, который во времена футуризма носил не только жёлтую кофту, но и - пусть с долей иронии! - фрак и цилиндр, позже в окнах РОСТА издевательски изображал буржуев в виде пузырей, одетых во фраки.
А вспоминая свою встречу с Блоком в 1918 году, он приводит и свои слова :
«…фрак старья
разлазится
каждым швом».

Так и вышло.
Сейчас во фраках короли, мастера конной выездки и бальные танцоры.
И вы, если указан дресс код WT, Formal, Full Dress.

Владимир Максимов, фрак, дресс код, история моды

Previous post Next post
Up