УБИТЬ ИМПЕРАТРИЦУ

Jul 07, 2017 00:20

Галантный XVIII век был легкомыслен и легковерен.
Именно он породил целый рой самых экзотических и бесцеремонных авантюристов.
О себе они рассказывали несусветный вздор, а всё-таки многие им верили.

Граф Сен Жермен - тот самый, что открыл героине "Пиковой дамы" тайну трёх карт - на полном серьёзе уверял, что живёт так давно, что ужинал с Понтием Пилатом (узнаёте ухватки Воланда?)
Впрочем, вечная жизнь не помешала ему банально умереть в 1784 году.

Граф Калиостро не хотел отставать от Сен Жермена, которого ругал проходимцем. Своей датой рождения он называл год гибели древней Помпеи (т.е. 79 г.н.э.)!

Джакомо Казанова, помимо амурных подвигов, занимался алхимией и даже брался старую маркизу д`Юрфе превратить в прекрасного юношу. Из последнего предприятия ничего не вышло, пришлось уносить ноги. Эх, живи маркиза теперь...

Княжна Тараканова заморочила многих сказкой о том, что её мать императрица Елизавета, что Елизавета сделала её наследницей, а на воспитание дочку отправила... В Персию.

Да, в России авантюристы вились именно вокруг короны. Царский престол казался сказочно лёгкой добычей, так часто он сотрясался заговорами и переворотами.

Потому и мой сегодняшний герой, Асаф Батурин, тоже авантюрист политический. Легкомысленный крайне, но с судьбой совсем не лёгкой.

Это малоизвестная фигура истории XVIII - из самых удивительных и живописных.

Собственно, по сути Батурин был персоной скромной - всего-навсего подпоручик Ширванского полка.
Но, как и положено вралю галантного века (века Мюнхгаузена!), при знакомстве рекомендовал себя полковником артиллерии.

Асаф был игроком и кутилой. Возможно, тем он и кончил бы свой век, если бы в 1749 году в Москву для охотничьих забав не прибыл наследник престола Пётр Фёдорович, будущий Пётр III.

Полк Батурина стоял в Мытищах. Неподалёку располагалась царская охотничья резиденция.

У великого князя было две своры - русских борзых с русскими егерями и французских собак.
Сам Пётр по известному отвращению ко всему русскому благоволил к французской своре, при которой служили старый француз-доезжачий, немец и мальчик-курляндец.
Великий князь стал вникать во все дела французской своры, выслушивал доклады на псарне, сам натаскивал собак со свойственной ему жестокостью. Дело дошло до того, что он сдружился с иноземцами-псарями, выпивал и закусывал с ними.

Тут-то и увидел его Асаф Батурин.
В голове авантюриста моментально родился невероятно дерзкий план.
Асаф быстро подружился с теми же псарями, тоже с ними выпивал и в конце концов стал просить свести его с великим князем. Он решил ни много ни мало добыть Петру престол!
Очевидно, сам он мечтал о роли могущественного вельможи при императоре.

Супруга великого князя, будущая Екатерина II, характеризовала Батурина так :"весь в долгу, игрок и всюду известный как негодяй - впрочем, человек очень решительный".

С этой-то решительностью Батурин и уверял псарей, что все вокруг жалуются на дурное правление дочери Петра Великого Елизаветы Петровны, что у руля страны должен стоять решительный молодой человек, а не праздная женщина.
А главное, весь Бутырский полк за него и готов на всё! Разве впервые судьбу трона решает бравый полк?

Псари колебались - всё-таки Елизавета была очень популярна.
Они решились лишь на то, что назвали Батурину время и место царской охоты.

Батурин встретился в лесу с великим князем, упал перед ним на колени, поклялся, что не признаёт никакого иного государя и на всё готов ради него.

План Батурин был прост и страшен: убить ночью Елизавету и её фаворита Разумовского и поджечь дворец, чтобы замести следы.
После чего Пётр Фёдорович как законный наследник получил бы престол.
Простенько и надёжно. Вполне осуществимо.

Великий князь, который любил представлять себя отважным воином и отчаянным храбрецом, по своему обыкновению струсил. Хотя он мечтал избавиться от власти тётки и править по своему вкусу, но ускакал, оставив Батурина в лесу и не дав никакого ответа.

Скоро Батурин и псари французской своры были арестованы и брошены в Тайную канцелярию в Преображенском.

Началось дознание.
Батурина пытали.
Императрица, ознакомившись с результатами следствия, вынесла приговор. Когда-то она дала клятву никогда не применять смертную казнь (это решение Екатерина называла "изящным"; сама же не смогла стать столь же изящной).
Итак, участникам жестокого заговора жизнь была сохранена. Охотники-иностранцы были высланы за границу, а Асаф Батурин осуждён на пожизненное заключение в Шлиссельбургской крепости. Такова расплата за завиральные честолюбивые планы.

Шлиссельбургская крепость тюрьма надёжная, и тут должен бы закончиться рассказ и грехах и муках Асафа Батурина.
Но не такой это был человек.
Он совершал попытки бегства настолько дерзкие, что 16 лет спустя, когда страной уже правили Екатерина, было решено сослать его с глаз долой, на Камчатку.

До Камчатки он доехал.
А сбежать оттуда для такого удальца куда легче, чем из каменного мешка Шлиссельбурга.
И Асаф бежал.

Кончил жизнь Батурин очень далеко от Мытищ, откуда начались его приключения.
Он был убит во время грабежа (подходящее для него занятие) на острове Формоза в Тихом океане.
Формоза - это Тайвань.
Эффектный финал для истории русского авантюриста галантного века.

галантный век, Елизавета Петровна, заговор, Асаф Батурин, Пётр III, авантюристы

Previous post Next post
Up