ГЛАЗА ЗАЙЦА неочевидное подобие

Apr 07, 2017 00:04

Владимир Набоков - вообще-то не большой любитель сочинять причудливые сюжеты с крутыми поворотами - одну такую историю всё же создал.
Она изумительна.
В романе "Отчаяние "(1934 г.) его герой Герман запутывается в житейских проблемах и вдруг встречает своего двойника. Это бродяга с двусмысленным именем Феликс, т.е. счастливый. Герой решает начать новую жизнь, для чего заключает договор страховки (пусть жена получит); он моет, чистит и одевает двойника в свою одежду, суёт ему в карман свои документы - и убивает.
Теперь Герман не существует, стало быть, он свободен.

Парадокс ситуации в том, что полиция быстро находит преступника - по тем самым документам.
Дело в том, что никто и не подумал принять мёртвого Феликса за Германа.
Они совершенно непохожи!

Так субъективное восприятие собственной персоны сыграло с набоковским героем злую шутку.

И это очень распространённое явление.
Часто нам кажется схожим то, что другие воспринимают как совершенно иное (даже не будем тут вспоминать о вульгарных журналистских уподоблениях типа "русская Брижит Бардо" или "наша Леди Гага").

Иногда это удивляет и смешит.
Вот застольная беседа греческих мудрецов (из Плутарха).
Речь идёт о том, отчего иудеи считают зайцев нечистыми животными, однако не истребляют, как крыс. Нет ли тут своеобразного почитания и влияния Египта?

"Нет, нет, - подхватил Ламприй. - Зайца они щадят вследствие его чрезвычайного сходства с наиболее почитаемым ими животным. Действительно, заяц, за вычетом роста и веса, - тот же осёл: и масть, и длинные уши, и маслянистый блеск глаз, и похотливость - всё это у них так сходно, что трудно найти пример, чтобы малое так точно воспроизводило большое".

Разве не удивительно? Уверенность, что заяц - это осёл в миниатюре? Кто бы мог подумать.

Греки и римляне (Тацит, например) были в самом деле уверены, что иудеи почитают осла по призыву Моисея - мол, именно стадо ослов привело их к источнику воды во время скитаний по раскалённой пустыне. Иосифа Флавия очень позабавили такие слухи - никакого почитания ослов у иудеев, разумеется, не было. Даже назло египтянам.
Однако древние культы не казались современникам такими уж чуждыми друг другу. Потому вернёмся на пир мудрецов, размышляющих о достоинствах зайца:

"Но можно, пожалуй, предположить и то, что иудеи, подражая в этом египтянам, усматривают нечто божественное в таких качествах зайца, как его быстроногость и совершенство его органов чувств. Его глаза так неутомимы, что остаются открытыми, когда он спит; а острота слуха такова, что египтяне в своих иероглифах обозначают слух изображением заячьего уха".

Был ли иероглиф с ушами осла, увеличенной копии зайца?

осёл, субъективное восприятие, В. Набоков, заяц, Древний Египет

Previous post Next post
Up