ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПОВЕСТЬ О МОЛОДОЖЁНАХ (1959)

Dec 23, 2024 22:19



Есть люди, которые терпеть не могут советское кино.

И есть советские фильмы, которые позволяют этих людей понять и простить.

Чёрт знает, как  некоторые фильмы умудрились сделать и выпустить на экран.
При этом задействовав целую толпу просто блистательных мастеров.
Понятно, что мелодрама жанр условный.
Её привычная цель - дать зрителю помучиться вопросом, смогут ли влюблённые соединиться.
Быть вместе, несмотря на самые невероятные препятствия и всевозможные препоны.

Индийские и латиноамериканские киношники обычно с этим справляются играючи.
Часто с песнями и плясками:



На советском материале организовать такие шитые белыми нитками непонятки много труднее.
Всё-таки антураж не располагает: заводы, стройки, общежития, партийные собрания.

Да и русская школа проникновенного психологизма не даёт убедительно пуститься в завиральные страсти.

И тогда получается "Повесть о молодожёнах":



Кстати, "повесть" - очень модное тогдашнее слово для названия фильма.
А ещё баллада.

Итак, эта повесть о детях войны, которые выросли в детском доме, а теперь уже стали совсем взрослыми.

Нет, это не молодожёны, а просто верные детдомовские друзья Шура Кулик (Кюннна Игнатова) и Федя Макаров (Евгений Леонов):



Оба они встретили свою любовь и как раз собираются создать семьи.

Вернее, Шура уже вышла замуж - без особых церемоний просто расписалась  с Володей Солодухиным (Анатолий Кузнецов):



Теперь счастливые молодожёны прямо из ЗАГСа едут на традиционную встречу бывших детдомовцев.

Их встречает многоопытная и мудрая "мама" - директор детдома Ольга Николаевна.
В её роли ни много ни мало легенда русской сцены Вера Пашенная:



- Ты сказала мужу, что беременна? - спрашивает Ольга Николаевна Шуру.
- Нет, - отвечает та.

Почему нет? А потому.
Нужен же конфликт, нужна же тайна, нужна же драма.

И драма не  замедлила разразиться.

Шура романтична и импульсивна:



А Володя серьёзный, приземлённый молодой человек без причуд.
Он неловко чувствует себя среди незнакомых людей в детдоме.
Ему не нравится, когда его новый костюм молодая жена, резвясь, обрызгивает водой Финского залива.

И всё!
Размолвка, ссора, полный разрыв:



Шура возвращается в общежитие родного завода:



А Володя обещал тёте (Татьяна Пельтцер) привести молодую жену, вместо чего является один и плачет в подушку:



На следующий день Володя должен был с женой ехать в Сибирь, где он работает.
Но напрасно ждал он любимую на вокзале.

Это завязка одного конфликта из серии "много шума из ничего".

Но есть ведь ещё одна пара влюблённых.
Одноклассник Шуры Федя по всей форме сделал предложение руки и сердца кокетке и капризнице Свете (Гренада Жгун):



У главных красавиц-актрис этого фильма удивительные имена.
И обеих так назвали отцы.

Кюнна Игнатова - дочь русской балерины  и якутского учёного-этнографа.
Кюнна имя якутское и значит Солнышко:



А Гренада, разумеется, из стихов Светлова.
Стало интересно, как же её дома называли ласково - Греня? Надя?
Оказалось, Гуда:



Хотя покладистый добряк Федя прирождённый подкаблучник, Света постоянно находит повод к нему придраться и приревновать:



А уж когда Федя изо всех сил принимается помогать беременной подруге детства и даже отдаёт ей свою комнату, свадьба оказывается под угрозой срыва:



Но детдомовская дружба нерушима -  тут один за всех, все за одного:



Вот завязка и второго конфликта.

В классической мелодраме подобные беды руками разводят пронырливые бойкие слуги.

Но у советского человека нет слуг.
Зато есть родной трудовой коллектив, который "в беде не бросит, лишнего не спросит" и т.д.

Спасать влюблённых, которые оказались на грани краха личной жизни, спешат неравнодушные товарищи.
Они мигом организуют собрание.

Это товарищи Шуры:



Уехавшего в Сибирь Володю коллеги тоже опекают.
И донимают вопросами, что он сделал с  женой, которую обещал привезти.

Это товарищи Володи.
Они чисты не только душой, но и телом (что подтверждает герой Сергея Юрского, моющийся в тазике):



Те и другие товарищи горячо борются за воссоединение влюблённых.
А влюблённые вредничают и сопротивляются все полтора часа, что идёт фильм.

Непримиримая и гордая Шура не желает никаких объяснений.
Беременность от мужа она скрывает, его письма рвёт, не читая (это тоже было очень модно), по телефону говорит резко.
В общем, сердится упорно:



Хотя, оказывается, продолжает Володю нежно любить.
Да и роды на носу. Но она всё равно сердится.
Необъяснимо.

Выглядит всё это как драма на полном серьёзе (сценарий Александра Хазина).

Но драма ли это?
Даже если оставить за скобками пустяковую причину ссоры, несоразмерную с той бурей в стакане воды, которая получилась в результате:



До этого режиссёр Сергей Сиделёв снял лёгкую нравоучительную комедию "Улица полна неожиданностей":



И вот снимая переживательный фильм по "сурьёзному" сценарию, он всё же не смог отключить собственный здравый смысл.

Потому, пока главная героиня страдает на всю катушку, отвергая любимого, на экране возникает то один, то другой комический персонаж.
Вроде смешной восторженной Гали (Алиса Фрейндлих):



Или незадачливого отца кучи дочек, который мечтает о сыне (Николай Трофимов):



Или квартуполномоченного (и что за должность такая?) в исполнении Оскара Линда:



Комик Линд был звездой ленинградской оперетты.
И тут он на месте.
Ведь только в опереттах - они заведомо несерьёзны - бывают такие тупые влюблённые и такие нелепые попытки их примирить.

Вот и не удивляет, что персонажи фильма норовят запеть в самых неожиданных обстоятельствах (музыка Василия Соловьёва-Седого).

То мимо топающие пионеры вдруг закатят мощный хор в сопровождении невидимого симфонического оркестра, то сибирские друзья, встречая на перроне Володю, исполнят довольно длинные куплеты.

Редкий образец вокала Сергея Юрского:



Почему-то не поёт только Гренада Жгун - между прочим, профессиональная певица и ведущая актриса ленинградской оперетты:



В общем, много странного и удивительного в этом фильме времён оттепели, первых спутников и первых телевизоров:



Больше всего удивляет в нём просто зашкаливающее количество звёзд - уже громких тогда и только начавших карьеру.
Звёзды играют тут и заметные роли, и совсем крошечные эпизодики.

Главная пара, которую все безуспешно мирят - признанная тогдашняя красотка Кюнна Игнатова и Анатолий Кузнецов:



Товарищ Сухов в полном расцвете молодости и красоты:



Его экранная  тётя - уверенно набиравшая тогда популярность Татьяна Пельтцер.
Должна была изображать махровую мещанку с караваном слоников на комоде, но получилась очаровательная особа:



Большая лирическая роль у Евгения Леонова.
Чтобы его герой выглядел поромантичнее, использован обильный макияж глаз и чуть ли не накладные ресницы:



Но все эти уловки и ухищрения ничто в сравнении обаянием Леонова:



А у "великой старухи Малого театра" Веры Пашенной роль совсем небольшая и странная - мудрая наставница никак не может вразумить воспитанницу и упросить её сообщить мужу о рождении детей:



Если Пашенная в те годы была прославленной актрисой, Алиса Фрейндлих  только начинала карьеру.
Её воспринимали в кино как комическую инженю и в основном поручали играть прелесть каких дурочек:



Сергей Юрский только поступил в БДТ и тоже удостоился лишь эпизода.
Зато блеснул обнажённым торсом (все прочие герои фильма всегда плотно одеты):



В эпизоде и ещё одна звезда БДТ - Людмила Макарова, будущая Ханума из знаменитого спектакля.
Тут она скромно восседает в справочном бюро роддома (а какую экзотическую передачу принёс роженице герой Леонова!):



Затерялась среди подружек красавицы Шуры Евгения Уралова - будущая главная героиня культового фильма советской интеллигенции "Июльский дождь".

Пока она лишь отзывчивая комсомолка с двумя фразами текста.
Но гонорара за эту роль хватило на приличное твидовое пальто (тёплые воспоминания актрисы о дебюте в кино):



Примерно той же мимолётности эпизод у Кирилла Лаврова.
Здесь он идеальный лётчик полярной авиации:



Несмотря на обилие популярных, а то и выдающихся актёров, занятых в фильме, критика встретила это кино холодно и подивилась примитивности сюжета.

А зрители?

Не знаю. Вообще-то зрителям обычно нравится, когда конец хороший, и все счастливы.
И те:



И эти:



Это не спойлер, это закон жанра.
Кто-то ждал иного финала?

Так что даже теперь у фильма есть поклонники - вот кто-то потрудился раскрасить кадр из него:



С фильмами ведь всё так же, как с книгами - где по Гоголю: "Эта книжечка вышла, стало быть где-нибудь сидит же на белом свете и читатель её".



мелодрама, Евгений Леонов, 1960-е, советское кино

Previous post Next post
Up