ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ ГЕНРИ ШУГАРА (2023)

Jun 24, 2024 22:41



Это сердце остыло.

Так решили "простые зрители" последних фильмов Уэса Андерсона - кумира голливудской элиты и синефилов всего мира. 
А также любимца бесчисленных хипстеров, которые сегодня вроде бы выросли из привычного образа хрупкого начинающего дровосека в очках.

Но не из вкусов юности!

Это у всех остаётся навсегда.
Хотя бы как неизбежное воспоминание "как я был молод и хорош" (вариант "какой я был дурак").

Уэс Андерсон навсегда останется среди лучших воспоминаний.

Хотя он продолжает снимать.
А его короткометражка 2023 года "Чудесная история Генри Шугара" само совершенство.

Это экранизация рассказа Роальда Даля (он же Роалд Дал - кому как нравится, но фамилия вообще-то скандинавская, как и у нашего Владимира Даля).

Причём это экранизация в самом прямом смысле слова, прямее не бывает:



Более того, это самая точная экранизация литературного произведения из всех, какие я когда-либо видела.

Никаких "по мотивам"!
Слово в слово, буква в букву.
То есть там, где невозможно разыграть диалог, текст просто зачитывается.

Причём авторский текст автор и произносит - Роальд Даль (Рэйф Файнс):



Произносит, сидя в любовно воспроизведённой "хижине для письма", что в деревне Грейт-Миссенден, Бакингемшир.
Там рассказ и был написан:



Сравните с реальным фото писателя:



Сюжет рассказа - точно чудесная (вернее, волшебная, то есть совершенно нереалистичная) история.

Состоятельный британский джентльмен без семьи, без трудов и без интересов  (Бенедикт Камбербэтч) скучал себе, небо коптил, пока в библиотеке одного дома не попала ему в руки странная рукопись:



В ней некий врач из Индии (Дев Патель) вспоминает, как он некогда повстречал удивительного человека - циркача (Бен Кингсли), который буквально всё насквозь видел с закрытыми глазами:



В этом и состоял цирковой фокус.

Задача врачей была проста: так основательно залепить глаза ясновидящему, чтобы не было ни малейшего обмана:



В цирке врач с изумлением убеждается, что чудеса существуют: его "пациент"  в самом деле мог видеть без помощи глаз:



Секрет удивительной сверхспособности - в умении максимально сосредоточиться.
Плюс многолетние всепоглощающие тренировки по методу великого мастера йоги, описанные в рукописи:



Джентльмен - Генри Шугар его условное имя - джентльменски свистнул тетрадку из библиотеки, сунув за пазуху.
А дома приступил к тренировкам:



В цирке выступать он не собирался, а вот в казино поигрывал.
Научившись видеть всё насквозь, он мог бы получить возможность выигрывать всегда - и стать несметно богатым.

Такая игра стоила свеч.
Бездельник взялся за дело, отказавшись от привычного ничегонеделания:



Надо же, у него получилось.
Стал видеть буквально сквозь стены - и даже всё в себе почище любого рентгена:



Первый же выход в казино обогатил его невероятно.
Вот у него уже куча денег:



Что с ним и его деньгами было дальше, можно посмотреть в кино.

Всё точно по рассказу Даля!
Буквально.

И это в  век обязательного перекраивания и выворачивания наизнанку  первоисточника.

В век "перенесения действия в наши дни, чтобы зрителю оно стало ближе и понятнее".

В век, когда режиссёр фигурально запирает автора в подсобке, чтобы тот не мешал интерпретировать.

Но делать "точь-в-точь, как было у автора"? Ни за что!

А Андерсон взял и сделал.

Это новость.
И дерзость неслыханная!

Даже идёт фильм 40 минут.
Ровно столько, сколько нужно, чтобы рассказать именно эту историю, ничего не урезав - но и не насовав в неё лишнего для растягивания хронометража.



Казалось бы, такой буквализм должен убить индивидуальность режиссёра.

То есть писатель, экранизируемый без всякого перевирания и перелицовки, обязательно задавит кинематографиста.
А зритель увидит просто ряд дотошных иллюстраций.
Тем более, что Даль - любимый писатель Андерсона.

Да, зритель их увидит, эти иллюстрации:



Но "Чудесная история" точно такой же фильм исключительно и только Уэса Андерсона, как и все его прочие.
Задавишь такого!



Тут мы снова увидим, как Уэс вдохновенно строит свой очередной  городок в табакерке.
Любит он такие штуки.
Чтоб не в компе нарисовано было, а взаправду существовало:



Мир этот раскрашен любимыми цветами Андерсона: оранжевым, лазурным, нежно-помидорным, глухим синим и пронзительно-зелёным.
Такие цвета любят дети:



Внутри своего рукодельного мира Андерсон  самозабвенно  играет в куколки, вроде бы совершенно забыв обо всех правилах кино.

Он сооружает восхитительно изящные и стильные декорации:



Конечно, больше всего напоминающие английские кукольные домики:



И ведь Андерсон ничуть не скрывает, что это декорации - их на глазах у зрителей преспокойно разбирают и передвигают рабочие.

И в джунгли на натуру он не едет - его джунгли в духе Таможенника Руссо, который видел тропики только на открытках:



Андерсон и не думает удивлять динамичными ракурсами - напротив, обожает симметрию и идеальную выверенность кадра:



Забавно видеть Камбербэтча в качестве реквизита, которым манипулируют, не ставя никаких особо сложных задач:



А иногда - в рассказе о путешествиях героя по казино всего мира под разными личинами - актёр вообще уподоблен бумажной куколке, которой ребёнок поминутно примеряет разные бумажные наряды:



И так:



И так:



Каждая мельчайшая деталь, за которую скорее всего зрительский глаз даже не зацепится, проглядит, тщательно продумана:



Не зря же выходят целые альбомы о фильмах Андерсона, где всё это можно подробнейше рассмотреть:



Зато актёры, преображаемые гримом, в "Чудесной истории" могут играть не одну роль (такие тут свои правила игры).

Рэйф Файнс тут и писатель Роальд Даль:



И полисмен, пресекающий антиобщественное разбрасывание героем денег с балкона:



Бен Кингсли и ясновидящий индус:



И крупье роскошного казино (ну, Кингсли вообще кого угодно изобразит - он и Ганди, и Ленина играл):



Упоительная бесконечность игры как разгадка жизни - получается, кино об этом?

Играет автор, сочиняя сказку для взрослых (стало быть, без морали):



Играет режиссёр, разыгрывая сюжет в рукотворном мире, созданном с нуля по собственному вкусу:



Играет в казино главный герой:



А его езда на автомобиле такова, что явно напоминает о компьютерных играх - кто сейчас в них не играет:



Да разве есть ещё что-то, кроме игры, в этом прекрасном и утомительном мире?

Совершенное мастерство игрока никогда не лишнее.
Часто оно и составляет весь смысл игры.

Так вот, Андерсон - супер-игрок.

Его некоторые упрекают в том, что он превратил кино в театр - но театр это как  раз игра.
От начала до конца.
А театр Андерсона таков, что возможен только в кино.

И кино тоже игра.

"Чудесная история Генри Шугара" совершенна и великолепна.
Но почему она оставила меня равнодушной?

Уэс Андерсон, стиль, игры разума, совершенство, экранизация, Роальд Даль, кино

Previous post Next post
Up