РОМАНТИКИ?

Apr 19, 2024 22:29



Такие люди были всегда.

Однако относились к ним по-разному.

В иные времена их считали солью земли, в другие - необходимым бодрящим элементом, в третьи - опасными чудаками.

И теперь их множество.
Те, в ком кипит и пенится "безумство храбрых".

Наверное, каждый хоть одного такого отчаянного сумасброда, да встречал в реальной жизни.

Это они лезут на скалы и крыши, чтобы сделать самые невероятные селфи:



Они пускаются в опасные путешествия, стараясь встретиться с опасностью один на один:



Или так (похоже, здесь смелость таки покидает героя):



Они прыгают с мостов и небоскрёбов, перескакивают с крыши на крышу:



Цепляются к поездам:



И ввязываются в свирепые необъяснимые драки:



То есть это люди неодолимо и беспорядочно бесстрашные.
Такими уж родились.

Девушки подобного рода тоже попадаются:



Но всё-таки большинство - молодые мужчины:



Теперь их называют адреналиново зависимыми.
Жизнь им не в жизнь, если жизни этой ничего не угрожает.

Разумеется, война тоже их стихия.
Классика:



А вот в обыденной жизни им тесно и скучно.

Раздольем для таких безбашенных смельчаков стала эпоха романтизма.

Они вошли тогда в большую моду.
Надменные гордецы, презирающие мир и смерть:



Рискующие всем, что у них есть.
Ищущие любых опасностей и совершающие невероятное просто ради того, чтобы не скучать:



Лучшим способом развеять рутину жизни в те времена считалась дуэль.
"Риск - благородное дело":



Именно в то время дуэли стали обыденностью.
Мода на дуэли была общеевропейским поветрием.

Драться можно было и по старинке, на шпагах:



Вот ещё столь же усатые дуэлянты:



Но куда вернее и смертоноснее был пистолет.
В XIX веке он явно оттеснил шпагу:



В конце концов даже вид спорта такой возник - дуэль на пистолетах.
На Олимпиаде в Лондоне в 1908 году этот вид был представлен.

Чтобы при этом не случилось ненароком смертоубийства, пули были восковые.
Вдобавок спортсмены облачались вот в такие милые защитные костюмчики:



Чемпионами-дуэлянтами  Олимпиады-1908 на разных дистанциях стали грек Константинос  Скарлатос и француз Леон Моро.

Капитану Моро тогда было уже 46 лет, но мастерство есть мастерство:



Однако когда больше всего ценишь в жизни честь, страсть и риск, дуэль в балахонах и с восковыми пульками явно не то.

Потому дуэли были реальными, без дураков.
Особенно в офицерской среде.
Где отказавшегося от поединка товарищи подвергали остракизму и вынуждали к отставке.

Но штатские тоже вполне себе дрались на дуэлях.

Вот какие-то пожилые дяденьки стреляются перед целой толпой таких же солидных господ:



Дуэль в изображении дуэлянта Михаила Лермонтова:



Да, русская литература дорого заплатила за это мишурное щегольство.

Стрелялись не только сами поэты (считается, что Пушкин вызывал противников на дуэли не менее 20 раз).

Стрелялись и литературные герои, так хорошо знакомые нам по школьной программе.
Например, Печорин:



Реальные любители поединков, пережившие множество подобных (запрещённых законом!) приключений,  тоже в России водились.

Знаменитые дуэлисты-бретёры становились героями светских пересудов и городских легенд.

Среди удачливых бретёров (то есть не их убивали на дуэлях, а напротив, они убивали) отчего-то попадались чаще других Фёдоры.

Прославился бретёр Фёдор Уваров.
Он участник более чем 40 дуэлей.

Прозвище его было Уваров Чёрный - поскольку был он жгучим брюнетом и безжалостно метким стрелком:



Знаменитому дуэлянту князю Фёдору Гагарину устрашающего прозвища не придумали - он именовался просто Феденькой.

Вполне симпатичный был романтик - противников никогда не убивал:



Самая же громкая слава бретёра была у Фёдора Толстого.

Этот тот самый, из Грибоедова, "ночной разбойник, дуэлист".
Плюс он же - нечистый на руку (а потому подозрительно удачливый) игрок в карты.
Граф Толстой по прозвищу Американец:



Этот искатель приключений и лихой прожигатель жизни даже принимал участие в кругосветном плавании под командой Крузенштерна.
Где отравлял своими дурацкими выходками жизнь команды, отчего был высажен на берег Камчатки.
Прозвище Американец отсюда.

Это Американец уже в старости, когда бросил буянить и драться на дуэлях:



Между прочим, он  был родным братом совершенно не похожей на него нравом "русской Моны Лизы" - Марии Лопухиной, урождённой Толстой.

Всем нам прекрасно известной по портрету Боровиковского:



Толстой-Американец - в отличие от скорее неприятного шутника,  чем душегуба Феденьки Гагарина - стрелял на поражение.
Как правило.
В поединках он отправил на тот свет аж 11 человек (за что 11 раз был разжалован).

Современники числили за Толстым кто 30, а кто и 70 дуэлей.

Толстой мог ведь и Пушкина убить.
Но дуэль не состоялась - Пушкина вовремя сослали на юг.
Противники лишь обменялись эпиграммами.
Эпиграмма Пушкина, естественно, была ярче и элегантнее,  зато Толстой Пушкина обозвал Чушкиным.

В громком списке хронических дуэлянтов значится и один Михаил.

Это Михаил Лунин - знаменитый декабрист, закончивший жизнь в далёком Акатуе:



Впрочем, Лунин вообще человек странный во многих отношениях.
Взгляды его для декабриста необычны  - был он страстным полонофилом и католиком.

Из преданности католицизму Лунин оставил масонскую Ложу трёх добродетелей, которой был предан.
Даже в Акатуе он истово молился перед большим распятием, присланным ему из Рима и освящённым самим папой.

А в молодости Лунин был блестящим офицером крайне неспокойного нрава:



Он рискованно проказничал и так и рвался сделать что-то необыкновенное.
Собирался убить то Наполеона, то Александра I.

Стал отчаянным дуэлянтом, без конца стрелялся и получил таким образом множество ранений - был "как решето", по словам друзей.

С кем он только не стрелялся!
Даже вызывал на дуэль великого князя Константина Павловича, брата императора - что было совершенно немыслимо:



Стрелялся Лунин и с Фёдором Уваровым - тем самым, Чёрным, с 40 дуэлями.

Впрочем, поединок записных бретёров закончился настолько благополучно, насколько позволял их нрав.

То есть оба были ранены, успокоились, потом подружились, а Уваров даже женился на любимой сестре Лунина Екатерине:



Разумеется, за дуэли Лунин бывал разжалован, потому на этом портрете он в партикулярном платье:



Лунин считается одним из прототипов Долохова в "Войне и мире".
Прототипом именно по части опасных молодецких проказ и отчаянной храбрости (история с медведем, дуэль и т.д.):



Об этом странном человеке оставил воспоминания другой декабрист, товарищ по ссылке Матвей Муравьёв-Апостол:



Лунин запомнился ему именно как  неукротимый искатель острых ощущений:

"Михаил Сергеевич Лунин был изранен в бесчисленных дуэлях.

Ощущение опасности было необходимейшей потребностью его жизни; он жадно искал случая для вызова.

Если таковой долго не попадался, то он, как бы нечаянно, толкал на улицах кого-нибудь из незнакомых ему людей, уверяя, будто ему наступили на ногу.

Когда ему доказывали противное, тогда он вызывал на дуэль за обвинение во лжи".

И всё - к барьеру!

Такой вот милый был человек.

Дуэльные пистолеты со всеми необходимыми штучками были тогда у каждого уважающего себя господина:



Правда, на дуэли Лунин чаще всего сначала стрелял в воздух.

Ну, и подобные романтики, само собой, очень любили порисоваться перед дамами.

И было перед кем.

Как будто специально для них всегда находились красавицы (как и теперь находятся), которые непременно хотят, чтобы ради их прекрасных глаз совершались подвиги:



Причём сию минуту!

Почему-то такая дама обязательно предлагает кавалеру прыгнуть - то с моста, то со скалы, то из окошка:



И в романтическую эпоху подобные дамы не переводились.

"Однажды в Одессе в 1819 году он (Лунин - С.) беседовал на балконе третьего этажа с известной тогда красавицей Валесской.

Разговор шёл о исчезновении в мужчинах рыцарства.

Валесская приводила в пример, что теперь уже ни один из них не бросится с балкона по приказанию своей красавицы":



Да это же просто пушкинские "Египетские ночи", только в виде одесского анекдота!

Правда, третий этаж даже в хрущобах высота изрядная, а уж в старинных добротных строениях и подавно серьёзный вызов.

Хотя трёхэтажных зданий в тогдашней Одессе было крайне мало, разве что вот эти:



Окончание истории так мило, что приведу его с удовольствием:

"Лунин был равнодушен к Валесской, но не мог отказаться от ощущения некоторой опасности.
Он смело и ловко бросился с балкона и благополучно достиг земли, так как тогда улицы были не мощены".

"Я жил тогда в Одессе пыльной", - свидетельствовал и Пушкин.

Пыльная буря в Одессе в XIX веке:



Эта прославленная пыль и уберегла Лунина от очередной серьёзной травмы.
Просто случилось ещё одно приключение с привкусом риска.

"Всё это не мешало ему быть в сожительстве добрым, милым товарищем, а в обществе весёлым, остроумным, любезным человеком".

Фёдор Толстой, люди и нравы, Михаил Лунин, история повседневности, риск благородное дело

Previous post Next post
Up