ПИРОЖКИ ИЗ ГОВНА

Jan 29, 2024 21:59



Про пирожки не я придумала.

Так выразился Юрий Нагибин.
Это вполне известный и успешный советский прозаик и кинодраматург (по его сценариям сняты "Председатель", "Бабье царство", "Красная палатка", "Чайковский", "Дерсу Узала" Куросавы, три сезона "Гардемаринов" и пр.)

А насчёт пирожков…

Дело тут действительно во вкусе.
Он такой разный у всех.
Что индивидуальный, что групповой.
Часто очень удивляет.

Вот запись из дневника Ю.Нагибина от 18 марта 1983 года.

"Ездили в посольство смотреть картину.
Забыл название. "Подружка" или что-то в этом роде.
Соль в том, что Дастин Хофман играет бабу".

Догадались, что за кино?

Ну да, это "Тутси". Давно уже классика:



Однако Нагибин про это ещё не знал.
Он смотрел новинку.

Сюжет изложил так:
"Тётка Чарлея" на новый лад, но с феминистской идеей.
Преобразившись в женщину, он (Хоффман, вернее, его герой  - С.) понял, насколько женщина бесправна в капиталистическом обществе, за всё ей приходится расплачиваться пиздой":



По Нагибину это мелкотемье.
Для комедии нужны проблемы поувесистее.
Он раздражён: "Нам бы эти заботы!"

Самое удивительное, что какие-то другие заботы настолько давили на писателя, что "Тутси" его ни капельки не рассмешила.
Его приговор: "скука смертная".

Вообще к комедиям у советских творцов и критиков отношение было крайне настороженное.
Угодить им было практически невозможно - то идейной нагрузки недоставало, то важных проблем.

Что фильмы Гайдая, что "Джентльменов удачи" ругали за  отсутствие глубины мысли и потакание низким вкусам:



А зрители хохотали, и это критиков особенно злило.

"Тутси" в 1983 году в СССР пока не видели.
Ещё только собирались купить для проката.

Потому американцы и пригласили для просмотра видных советских звёзд.
Да и сами не скучали:
"Но американцы веселились, как дети, и одновременно сочувствовали идее":



Однако никакого смеха не было слышно там, где сидели советские знаменитости:

"Мы сидели в ряд: Алла (жена Нагибина - С.), я, Щедрин, Плисецкая, Мессерер, и ни один из нас не улыбнулся, и все мы дружно злились на хохочущих американцев".

Наверное, это мизантроп Нагибин так всех настроил.
Тем более он не танцор, не музыкант, а сценарист, специалист по кино. Ему виднее.

Легко даже представить, как они сидели и злились.
Сам Нагибин:



Родион Щедрин с Майей Плисецкой:



Художник Борис Мессерер - вообще-то человек жизнерадостный  - за компанию тоже был  недоволен:



А вот американцы смеялись.
И не просто смеялись.
Они ещё и всерьёз читали "Тутси" прекрасным фильмом.

Это особенно бесило Нагибина:
"Картина уже представлена на "Оскара".
Грустно, что людям даны безграничные возможности, а они лепят пирожки из говна.

Но, видимо, это то, что нужно впавшему в маразм и ничтожество человечеству.
От искусства решительно не хотят тревоги".

Припечатал так припечатал. Маразм, ничтожество.
И тревоги недодали.

Что же было потом?
"Тупые американцы" из Американской же киноакадемии поставили "Тутси" на 17 место в списке лучших комедий вообще всех времён

Режиссёр фильма Сидни Поллак (он сам сыграл там маленькую роль) с Хоффманом в сцене в русской чайной:



Не так давно провели опрос, и эта комедия оказалась любимым фильмом американских и европейских киноактёров.

Неудивительно: игра Хоффмана в самом деле виртуозна - уморительно смешная и без капли пошлости или двусмысленности:



И только на втором месте оказался у актёров "Крёстный отец".

А ещё "Тутси" на втором месте среди лучших американских комедий по версии Американского  института кино.
На первом - как нетрудно догадаться - и с тем же мотивом переодевания! - "Некоторые любят погорячее / В джазе только девушки":



Правда, в 1983 году при десяти номинациях "Тутси" достался лишь один Оскар.
Статуэтками позолоченного лысого дядьки  тогда забросали душеспасительный байопик "Ганди".

За "Тутси" Оскар получила лишь Джессика Лэнг, ничего особенного в фильме не сыгравшая (бывали у неё роли посильнее, и намного):



Зато Золотых глобусов у фильма аж три, включая приз Дастину Хоффману.
Счастливый Хоффман на церемонии:



Ещё бы, приз за лучшую мужскую роль (кадр с Хоффманом в мужском обличье; рядом дебютант Билл Мюррей - его карьера в кино началась как раз в "Тутси"):



И при этом - за "роль бабы"!



Фильм имел огромный успех в мире.

В советский прокат, несмотря на кислые физиономии советских деятелей культуры на просмотре, он всё же попал.

И советским зрителям уровень тревоги в фильме оказался впору.
"Пирожок" этот они приняли на ура.
Проголосовали ногами и рублём - 85 место в совокупном (т.е и наши, и "ненаши" фильмы) отечественном прокате.
За все времена.

Советский постер фильма:



И феминизм фильма наших сограждан вполне устроил.

Это сейчас картину фемрадикалки (есть такое слово?) находят сексистской.
Но феминисткам так же трудно угодить, как и советским критикам.

Человечность комедии, её юмор наши люди тоже оценили:



Смеялись и сопереживали героям не меньше, чем американцы.

Во всём этом интересно другое: советские деятели искусств, сидящие на хорошей, трогательной и ироничной комедии с каменными лицами.

Горюющие о том, как низко пало человечество.

Ладно бы то были члены Политбюро (хотя эти, кажется, посмеяться как раз любили).

Но на киносеансе в американском посольстве были вполне "насмотренные" и разбирающиеся в искусстве люди.

Чего они ждали от комедии? Каких драм и трагедий?
Каких тревог?
Отчего феминистская идея показалась маразмом?
Отчего они злились?

Загадка.

люди и вкусы, Юрий Нагибин, комедия, Дастин Хоффман, кино

Previous post Next post
Up