СТОЛЕТНЯЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Jul 06, 2023 23:53



Трагически закономерно, но после гражданских войн следует взлёт.

Почему-то следует.
Парадокс.

Всегда -  вперёд.

Потому что из ада?
Или из освобождённой лавы прежде дремавших сил и страстей?


Так ведь было и в Риме.

Что эффектно выглядит на экране.
А уж сюжеты неисчерпаемы:



Но то был мир ужаса, честолюбивых порывов и крови.

Выдающегося философа и знатока античной культуры А.Ф. Лосева особо интересовала оборотная сторона именно таких великолепных, громких эпох.

К тому же эстетически плодотворных.
То есть легендарных.

Но оборотная сторона их обычно темна.
Всегда неприглядна.

И Лосев находил очень точной картину, которую дал Th. Haecker.

Вот она в переводе Лосева:

"Мы находимся в середине тех 100 лет, до победы Августа, до торжественного введения Pax Romana ("Римское умиротворение"), тех 100 лет, которые Гораций назвал delirium (самый лучший перевод был бы "маразм"):



А это уже конец смуты.
Римское умиротворение Алтаря мира - гордое шествие "народа, одетого в тоги":



Однако гражданские войны продолжались практически целый век!

Продолжение цитаты:
"Между 133 и 31 годами (до н.э.) можно насчитать не менее 12 гражданских войн, bellum sociale.
Войны Суллы, Лепида, Сертория, Спартака, Катилины, Цезаря, триумвиров, bellum Octavianum, Perusium, морское сражение с Антонием".

Все против всех:



И мы знаем их в лицо, этих героев бесконечной гражданской войны.

Римляне ведь собственные портреты заказывали не только на память.
Ещё и как средство монументальной пропаганды.

Что за суровые физиономии.
Если римляне и занимались приукрашиванием себя, то самую малость.
Они слишком себя любили, чтобы врать.

Диктатор Сулла (а Лепид и Серторий его противники; Сулла победил, потому его портреты сохранились, его врагов - нет, уничтожены):



Спартака, естественно, никто не портретировал.
Но позже он вдохновил многих .

Спартак романтиков (Дени Фуатье, 1830):



Спартак нашего современника (Александр Рукавишников, 2014):



Впечатляющий образ гражданской войны!

Продолжаю цитату:
"В это время - политические убийства без числа, часто зверские, поистине скотские.
Начиная с Гракхов, кончая Цезарем.
И Цицероном".

Этих жертв политического террора мы тоже в лицо отлично знаем.
Гай Юлий Цезарь:



Марк Туллий Цицерон:



Индивидуальным террором дело не ограничивалось:
"И хорошо обдуманные массовые бойни.
Убийство 3 000 сторонников Гракхов, распятие на кресте 6 000 спартаковцев на дороге от Рима до Капуи, убийство 7 000 самнитских пленных перед собравшимся сенатом, и вплоть до последних проскрипций, инсценированных, без сомнения, Антонием".

Марк Антоний - реальный, жестокий, безрассудный, далёкий от сладких историй с участием Элизабет Тейлор:



Но губительные проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона (потому их надо было либо убить, либо сдать властям на убой, а имущество конфисковать)  - были всё же подписаны Октавианом, будущим Августом:



Продолжение цитаты:
"В последующие годы его жизни эта подпись воспринималась как пятно ради одной великой жертвы, ради Цицерона.

Который также был в списке и убит.

Голова его и кисть руки были отрублены и подвешены на рострах сената по приказу Антония, поскольку голова думала против него, а рука писала":



Цитата далее:
"Увы, куда нас, бедных, ведёт раздор!"- звучит опять первая эклога Вергилия, написанная в это время".
Конец цитаты.

Публий Вергилий Марон - певец будущей великолепной империи, которая родилась из мутной пены гражданских войн.

А начал он с "Буколик" - стихов об идиллической (почти) жизни пастухов:



Это Вергилий времён "Буколик":



Мечтательный юноша посреди кровавой вакханалии гражданских войн?

По закону Вергилия должны были призвать в армию:



Однако будущий великий поэт не служил.
Скорее из-за слабого здоровья.
Откосил, как сказали бы теперь.

Всё обошлось конфискацией (в пользу ветеранов боевых действий) его небольшого имения.

Буколические герои Вергилия - сельские жители - грустят о дурном обороте своих дел из-за смут:



Ведь раньше они успешно поставляли в Рим ивовый мёд, ягнят, груши, каштаны и "сочный творог":



Теперь они беженцы:
"Мы же уходим - одни к истомлённым жаждою афрам,
К скифам другие; дойдём, пожалуй, до быстрого Окса
И до британнов самих, от мира всего отделённых".

Окс - это, между прочим, Аму-Дарья. Конец света!

У каждого свои трудности и проблемы.
У Антония и Клеопатры - одни.
Большая игра, большие ставки:



У Титира-пастуха беды другие.
Этому "не было ни на свободу надежд, ни на долю дохода".
Несмотря на все усилия:



Но всем трудно жить в интересные времена.

Спартак, римляне, цитата, римский портрет, А.Ф. Лосев, гражданские войны, террор, Вергилий

Previous post Next post
Up