Русский писатель Максим Горький в конце ХХ века был низвергнут со всех пьедесталов со страшным шумом.
Во-первых, за то, что пролетарский писатель.
Хотя про пролетариев он написал минимум (босяки не в счёт, это люмпены).
Зато про буржуазию он писал много и хорошо.
Возможно, лучше всех русских литераторов.
Нет, не возможно, а точно!
Кто лучше?
А во-вторых (и это главное), его стиль невозможно устарел.
Выглядит нарочито цветистым и манерным.
Вот как заглавная картинка.
Это вообще-то Саломея - но чем не Изергиль, пока ещё не старуха?
Красивостей у Горького с избытком.
Чехова этот стиль коробил - он не любил излишеств:
Он писал Горькому так:
"Вы как зритель в театре, который выражает свои восторги так несдержанно, что мешает слушать себе и другим".
И ведь верно, мешает.
Должно быть, так, как Горький, писал Костя Треплев.
Вот, например, что есть у Горького в "Сказках об Италии":
"Гроздья винограда играют на солнце точно жемчуг или странный мутный камень оливин, а в графине воды на столе - голубые бриллианты...»
Ага, где-то такие роскошные сказки об Италии и винограде мы уже видели:
А дальше пуще:
«Всюду сверкают крупные капли дождя - топазами на желтоватом молодом листе винограда, аметистами на гроздьях глициний, рубинами на кумаче герани, и точно изумруды всюду на траве, в густой зелени, в листве деревьев".
Ужас же.
Прямо ювелирная лавка какая-то.
Однако в своё время такие "дорого-богато"-описания никого не смущали.
Нравились!
Серебряный век после аскезы и строгой точности критического реализма жадно бросился искать красоту.
Ту, которая загадка:
И красивость тоже искали. И вычурное, и причудливое:
Такое буйство эстетизма без драгоценностей невообразимо:
Надевали украшений сразу помногу не только дамы на картинках.
Хотя картинками вдохновлялись:
Мата Хари работала в русле подобной модной экзотики:
Английская королева Александра в отличие от Маты Хари тропических танцев не исполняла.
Но тоже надевала на себя множество ожерелий, браслетов и брошек:
Её невестка королева Мэри по этой части тоже никогда не отставала.
Ни в молодости:
Ни в зрелые годы - привычка есть привычка:
Знаменитая "Золотая Адель" (портрет Адель Блох-Бауэр) Климта.
Портрет кажется сказочным видением, но драгоценности у дамы самые настоящие и модные:
Тогда любой "сон золотой " годился и вызывал восторг.
И стиль Горького такой чрезмерный, потому что он человек Серебряного века.
Весь, с головой!
И со всей ювелирной лавкой.
Драгоценными камнями-самоцветами именно Серебряный век увлекся страстно.
Большая любительница драгоценностей великая княгиня Мария Павловна в своих дивных сапфирах:
Кстати, королева Мэри на позднем фото в тиаре Марии Павловны.
Вещь куплена у дочери великой княгини.
В эмиграции приходилось выживать, продавая всё ценное.
Эта тиара и сейчас гордость английской короны:
Тиара называется Владимирской.
Это потому, что Мария Павловна была женой великого князя Владимира Александровича.
Он-то никаких тиар не носил, но украшение названо его именем.
Потому что эта красота - его свадебный подарок жене.
Драгоценности носили, много носили - и их воспевали.
Надежда Тэффи сочиняла не только чудесные юмористические рассказы, но и стихи.
Роскошной коллекции драгоценностей у неё не было:
Но самоцветами она очень увлекалась.
Потому в сборнике стихов "Семь огней" у неё есть целые разделы, названные именем камней.
Та же ювелирная лавка!
Тут и "ясный камень Сафир-сафирот".
Это, конечно, сапфир.
Как в колечке императрицы Жозефины:
И "любимый тёмный аметист":
Ещё у Тэффи "ночью горит александрит".
Он лиловый при солнечном свете, при смешанном голубино-переливчатый, при искусственном освещении зелёный:
А тёмной ночью он… неужто горит?
И рубин есть в этих стихах, и изумруд, и алмаз, и топаз.
Ещё и "камень оникс и бдолах".
Этот бдолах, правда, непонятно что такое.
Возможно, экзотическая смола, а возможно, тоже самоцвет. Из Библии.
Но не только дамы горячо увлекались и украшались обильно драгоценностями.
Вот каков красавец у Анны Ахматовой (стихи 1907 года):
На руке его много блестящих колец -
Покорённых им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Неужели прямо вот так?
Много перстней на мужской руке?
Да, случалось.
Перстни надевали чаще всего на мизинец и на безымянный палец.
Например, этот франт в полном комплекте модных перстней (их всего четыре):
Тоже известный франт, Феликс Юсупов со своей сладкой улыбочкой.
Кольцо одно, но крупное:
Аналогично - звезда немого кино Иван Мозжухин:
Немудрено, что Марина Цветаева, страстно влюбляясь в портреты юных генералов 1812 года, воображала красавцев с "руками, полными перстней".
Но нет, это её ошибка!
Романтичный Тучков-четвёртый, о котором и были написаны стихи, никаких перстней не носил:
Специалистами по перстням (и браслетам) были именно современнники Цветаевой - щёголи 1912 года:
Разумеется, Горький - хотя был он человеком очень состоятельным - с "руками, полными перстней", не ходил.
Не его стиль.
А собственный стиль одежды и причёски - далёкий от модных картинок - у него очень даже имелся:
Стиль, которому многие тогда подражали (вот и поэт Скиталец точно так же одет):
Всё по-простому: косоворотка с пояском, сапоги:
Однако в драгоценных самоцветах, судя по приторному описанию итальянского дождя, писатель разбирался отлично.
Зреющий белый виноград он вполне точно сравнил с "мутным" зеленоватым оливином (он же хризолит):
А вот уже знакомый нам итальянский виноград Брюллова. Похоже?
Из такого камня - хризолита - был выточен и знаменитый монокль императора Нерона (хранится в Ватикане).
Нерон вообще-то считал, что это изумруд.
И взирал сквозь него на солнце и на кровавые гладиаторские бои.
Такой вот был оригинал:
А зелёные (и синие) очки и монокли ещё много веков считались крайне полезными для глаз.
Была такая модель зелёных очков:
И такая:
И вот такая:
Ещё для разнообразия синие очочки и рука, полная перстней - прямо два в одном:
Что там ещё есть драгоценного у Горького?
Аметист.
Пристроен писателем по делу. Он в самом деле цвета глициний:
Аметист почитался в древности чудодейственным.
Якобы спасал от пьянства.
Слово "аметист" и значит "не пьяный".
На этом аметисте античный мастер вырезал чудесную фигурку нимфы воздуха Ауры:
Но уже в древности многим было ясно, что аметист, слов нет, красив, но его лечебные свойства полная ерунда:
"Суеверие колдунов говорит, что аметисты воздерживают от опьянения, отчего так и названы.
Сверх того, если вырезать на них название Луны или Солнца и в таком виде носить их на шее, на шнуре из волос павиана или перьев ласточки, якобы спасают от отравы.
Я думаю, они это говорят не без презрения и насмешки к роду человеческому".
Ты прав, Плиний Старший (23-79 г.г.)!
Ажиотаж современников по поводу самоцветов Плиния очень удивлял.
А коллекционеры были фанатичны уже тогда.
Например, сенатор Нониус отказался уступить Марку Антонию свой перстень с опалом.
Переливчатый опал очень хорош.
Это кольцо не древнее, принадлежало уже Людовику XVIII, но у Нониуса было нечто подобное:
А Марк Антоний был тогда не только во власти и крут нравом, но ещё и влюблён:
Влюблён в царицу Клеопатру.
И он так хотел подарить ей знаменитый перстень!
Ведь она просто обожала драгоценности.
Вообще-то блистательная Клеопатра писаной красавицей не была:
Но пусть уж останется для нас такой, с аметистовыми глазами:
Опал в перстне Нониуса был величиной с орех.
Стоил он 2 млн. сестерциев, т.е. примерно около 2,5 млн. сегодняшних долларов.
И вот Нониус предпочёл отказаться от родины и имущества - и отбыл по воле Марка Антония в далёкую ссылку.
Но со своим опалом не расстался!
Горький настолько бесценных вещей не собирал.
Но тоже жил не без страсти - у него имелась великолепная коллекция старинных нэцке и прочих восточных редкостей:
Тоже драгоценности своего рода:
Так что когда в 1931 году Горький вселился особняк Степана Рябушинского - особняк причудливый до чрезмерности и роскошный до головокружения - то попал совсем не в чуждую среду:
Хотя дом этот средоточие всех капризов модерна:
Всех пристрастий и слабостей Серебряного века:
Горький не стал там совершенно инородным телом (как иногда про него пишут).
Напротив.
Он ведь из Серебряного века.
Со всеми его излишествами.
Вплоть до ювелирной лавки.