ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА ПРОЛЕТАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ

May 12, 2023 23:54



Русский писатель Максим Горький в конце ХХ века был низвергнут со всех пьедесталов со страшным шумом.

Во-первых, за то, что пролетарский писатель.
Хотя про пролетариев он написал минимум (босяки не в счёт, это люмпены).

Зато про буржуазию он писал много и хорошо.
Возможно, лучше всех русских литераторов.
Нет, не возможно, а точно!
Кто лучше?

А во-вторых (и это главное), его стиль невозможно устарел.
Выглядит нарочито цветистым и манерным.
Вот как заглавная картинка.

Это вообще-то Саломея - но чем не Изергиль, пока ещё не старуха?

Красивостей у Горького с избытком.

Чехова этот стиль коробил - он не любил излишеств:



Он писал Горькому так:
"Вы как зритель в театре, который выражает свои восторги так несдержанно, что мешает слушать себе и другим".

И ведь верно, мешает.
Должно быть, так, как Горький, писал Костя Треплев.

Вот, например, что есть у Горького в "Сказках об Италии":

"Гроздья винограда играют на солнце точно жемчуг или странный мутный камень оливин, а в графине воды на столе - голубые бриллианты...»

Ага, где-то такие роскошные сказки об Италии и винограде мы уже видели:



А дальше пуще:
«Всюду сверкают крупные капли дождя - топазами на желтоватом молодом листе винограда, аметистами на гроздьях глициний, рубинами на кумаче герани, и точно изумруды всюду на траве, в густой зелени, в листве деревьев".

Ужас же.
Прямо ювелирная лавка какая-то.

Однако в своё время  такие "дорого-богато"-описания никого не смущали.
Нравились!

Серебряный век после аскезы и строгой точности критического реализма жадно бросился искать красоту.
Ту, которая загадка:



И красивость тоже искали. И вычурное, и причудливое:



Такое буйство эстетизма без драгоценностей невообразимо:



Надевали украшений сразу помногу не только дамы на картинках.
Хотя картинками вдохновлялись:



Мата Хари работала в русле подобной модной экзотики:



Английская королева Александра в отличие от Маты Хари тропических танцев не исполняла.
Но тоже надевала на себя множество ожерелий, браслетов и брошек:



Её невестка королева Мэри по этой части тоже никогда не отставала.
Ни в молодости:



Ни в зрелые годы - привычка есть привычка:



Знаменитая "Золотая Адель" (портрет Адель Блох-Бауэр) Климта.

Портрет кажется сказочным видением, но драгоценности у дамы самые настоящие и модные:



Тогда любой "сон золотой " годился и вызывал восторг.

И стиль Горького такой чрезмерный, потому что он человек Серебряного века.
Весь, с головой!
И со всей ювелирной лавкой.

Драгоценными камнями-самоцветами именно Серебряный век увлекся страстно.

Большая любительница драгоценностей великая княгиня Мария Павловна в своих дивных сапфирах:



Кстати, королева Мэри на позднем фото в тиаре Марии Павловны.
Вещь куплена у дочери великой княгини.
В эмиграции приходилось выживать, продавая всё ценное.

Эта тиара и сейчас гордость английской короны:



Тиара называется Владимирской.
Это потому, что Мария Павловна была женой великого князя Владимира Александровича.
Он-то никаких тиар не носил, но украшение названо его именем.
Потому что эта красота - его свадебный подарок жене.

Драгоценности носили, много носили - и их воспевали.

Надежда Тэффи сочиняла не только чудесные юмористические рассказы, но и стихи.

Роскошной коллекции драгоценностей у неё не было:



Но самоцветами она очень увлекалась.

Потому в сборнике стихов "Семь огней" у неё есть целые разделы, названные именем камней.
Та же ювелирная лавка!

Тут и "ясный камень Сафир-сафирот".
Это, конечно, сапфир.
Как в колечке императрицы Жозефины:



И "любимый тёмный аметист":



Ещё у Тэффи "ночью горит александрит".
Он лиловый при солнечном свете, при смешанном голубино-переливчатый, при искусственном освещении зелёный:



А тёмной ночью он… неужто горит?

И рубин есть в этих стихах, и изумруд, и алмаз, и топаз.
Ещё и "камень оникс и бдолах".

Этот бдолах, правда, непонятно что такое.
Возможно, экзотическая смола, а возможно, тоже самоцвет. Из Библии.

Но не только дамы  горячо увлекались и украшались обильно драгоценностями.

Вот каков красавец у Анны Ахматовой (стихи 1907 года):

На руке его много блестящих колец -
Покорённых им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Неужели прямо вот так?



Много перстней на мужской руке?
Да, случалось.

Перстни надевали чаще всего на мизинец и на безымянный палец.

Например, этот франт в полном комплекте модных перстней (их всего четыре):



Тоже известный франт, Феликс Юсупов со своей сладкой улыбочкой.
Кольцо одно, но крупное:



Аналогично - звезда немого кино Иван Мозжухин:



Немудрено, что Марина Цветаева, страстно влюбляясь в портреты юных генералов 1812 года, воображала красавцев с "руками, полными перстней".

Но нет, это её ошибка!

Романтичный Тучков-четвёртый, о котором и были написаны  стихи, никаких перстней не носил:



Специалистами по перстням (и браслетам) были именно современнники Цветаевой - щёголи 1912 года:



Разумеется, Горький - хотя был он человеком очень состоятельным - с "руками, полными перстней", не ходил.
Не его стиль.

А собственный стиль одежды и причёски - далёкий от модных картинок - у него очень даже имелся:



Стиль, которому многие тогда подражали (вот и поэт Скиталец точно так же одет):



Всё по-простому: косоворотка с пояском, сапоги:



Однако в драгоценных самоцветах, судя по приторному описанию итальянского дождя, писатель разбирался отлично.

Зреющий белый виноград он вполне точно сравнил с "мутным" зеленоватым оливином (он же хризолит):



А вот уже знакомый нам итальянский виноград Брюллова. Похоже?



Из такого камня - хризолита - был выточен и знаменитый монокль императора Нерона (хранится в Ватикане).

Нерон вообще-то считал, что это изумруд.
И взирал сквозь него на солнце и на кровавые гладиаторские бои.
Такой вот был оригинал:



А зелёные (и синие) очки и монокли ещё много веков считались крайне полезными для глаз.

Была такая модель зелёных очков:



И такая:



И вот такая:



Ещё для разнообразия синие очочки и рука, полная перстней - прямо два в одном:



Что там ещё есть драгоценного у Горького?
Аметист.
Пристроен писателем по делу. Он в самом деле цвета глициний:



Аметист почитался в древности чудодейственным.
Якобы спасал от пьянства.
Слово "аметист" и значит "не пьяный".

На этом аметисте античный мастер вырезал чудесную фигурку нимфы воздуха Ауры:



Но уже в древности многим было ясно, что аметист, слов нет, красив, но его лечебные свойства полная ерунда:

"Суеверие колдунов  говорит, что аметисты воздерживают от опьянения, отчего так и названы.

Сверх того, если вырезать на них название Луны или Солнца и в таком виде носить их на шее, на шнуре из волос павиана или перьев ласточки, якобы спасают от отравы.

Я думаю, они это говорят не без презрения и насмешки к роду человеческому".

Ты прав, Плиний Старший (23-79 г.г.)!

Ажиотаж современников по поводу самоцветов Плиния очень удивлял.

А коллекционеры были фанатичны уже тогда.

Например, сенатор Нониус отказался уступить Марку Антонию свой перстень с опалом.

Переливчатый опал очень хорош.
Это кольцо не древнее, принадлежало уже Людовику XVIII, но  у Нониуса было нечто подобное:



А Марк Антоний был тогда не только во власти и  крут нравом, но ещё и влюблён:



Влюблён в царицу Клеопатру.
И он так хотел подарить ей знаменитый перстень!
Ведь она просто обожала драгоценности.

Вообще-то блистательная Клеопатра писаной красавицей не была:



Но пусть уж останется для нас такой, с аметистовыми глазами:



Опал в перстне Нониуса был величиной с орех.
Стоил он 2 млн. сестерциев, т.е. примерно около 2,5 млн. сегодняшних долларов.

И вот Нониус предпочёл отказаться от родины и имущества - и отбыл по воле Марка Антония в далёкую ссылку.
Но со своим опалом не расстался!

Горький настолько бесценных вещей не собирал.

Но тоже жил не без страсти - у него имелась великолепная коллекция старинных нэцке и прочих восточных редкостей:



Тоже драгоценности своего рода:



Так что когда в 1931 году Горький вселился особняк Степана Рябушинского -  особняк причудливый до чрезмерности и роскошный до головокружения - то попал совсем не в чуждую среду:



Хотя дом этот средоточие всех капризов модерна:



Всех пристрастий и слабостей Серебряного века:



Горький не стал там совершенно инородным телом (как иногда про него пишут).

Напротив.
Он ведь из Серебряного века.
Со всеми его излишествами.

Вплоть до ювелирной лавки.

Клеопатра, стиль, Максим Горький, самоцветы, история вещей

Previous post Next post
Up