Одни женщины любят, когда 8 марта им дарят подарки и цветы. Другие женщины тоже подарки любят, но получают обычно не то, что хотели.
Третьи вообще этот праздник терпеть не могут.
Но обходиться всегда без подарков? Обидно.
А вот в Древнем Риме времён Республики мужья жёнам ничего не дарили.
Никогда.
Это было запрещено.
Вот странно!
Его называли просто Город.
Потом и Вечный Город. Aeterna urbs.
Две тысячи лет назад он, возможно, выглядел примерно так.
Или не вполне так, но похоже:
Это Рим, который существовал так долго, что успел обрасти преданиями о чистоте старых нравов и порче новых тогда, когда был ещё Республикой.
Что уж говорить об Империи!
Древние историки не уставали попрекать своих древних же современников благородной суровой стариной.
Когда трава была зеленее, а семьи крепче:
Вот типичный строгий римлянин добрых старых времён.
Его потом - полторы тысячи лет спустя - сочли самим Брутом, борцом с тиранией, до того наружность впечатляющая:
Семейные ценности старого Рима помнились очень долго.
Хотя смысл многих установлений и был давно утерян.
Например, в республиканском Риме у супругов не было принято - и даже воспрещено! - обмениваться подарками.
Жёны и мужья ничего друг другу не дарили.
Вообще.
Но почему?
Римляне и сами забыли почему - нельзя, и всё:
Плутарх - родом и духом грек, бывавший и в Риме - долго искал ответ.
И находил истоки этого странного обычая у Солона, создателя законов классических Афин.
Этот портрет Солона древний, но воображаемый, не с натуры.
Мудрецов представляли всегда благообразными:
И вот этот ахейский мудрец и политик Солон запретил подарки по завещанию, которые вынуждены необходимостью (скажем, угрозами).
Или выпрошены женой:
Первые добыты насилием, вторые обманом, считал Солон.
Однако были ведь и искренне любящие супруги.
Хотя бы эта пара молодых интеллектуалов.
Она с вощёными дощечками и стилосом - должно быть, стихи сочиняет - он со свитком:
А это римское обручальное кольцо:
Отчего же любящие супруги и в Риме не дарили ничего друг другу?
Ведь было что дарить.
Какие чудесные драгоценности были тогда в ходу!
Пара прекрасных серёг:
А на этой даме и золотой венок (его носили и мужчины, и женщины), и серьги, и ожерелья:
И на этой особе украшения очень хороши:
Но вот к подаркам римляне относились подозрительно.
По Плутарху, они считали "подарки ненадёжным знаком привязанности".
Почему?
Всё просто: "ведь дарителями могут быть и чужие, и нелюбящие".
И вот римляне "устранили из супружества возможность угодничать, чтобы муж и жена любили друг друга бескорыстно, свободно и, кроме самой любви, ничем не побуждаемые":
Был и другой резон:
"Или, зная, что женщины, испорченные подарками, охотно принимают чужих мужчин, они (римляне- С.) считают достойнейшим, чтобы жёны любили своих мужей без подарков":
Ну да, в сердца дам волокиты во все времена втирались с помощью подарков.
А уж жрицы любви - гетеры (в Риме pretiosae) - и вовсе отличались жадностью и буквально вымогали из поклонников дорогие подношения и оплату шикарных пиров:
Ага, вот и подарочек в шкатулке несут:
Алчность гетер была любимой темой сатириков.
Благородные жёны ничем на гетер походить не должны!
В обычае не дарить супругам подарки сказалось ещё и трепетное отношение римлян к собственности:
"А может, дело в том, что у мужа и жены всё должно быть общим?
Ведь кто принимает подарок, тот показывает этим, что всё остальное, недарёное - не его, так что, даря друг другу малое, супруги отнимали бы друг у друга целое?"
Дама перебирает свои личные вещички в шкатулке:
Ещё одна красавица со шкатулочкой:
Супруги в самом деле были равноправными владельцами семейной собственности.
Эта подчёркивалось тем, что невеста при первом входе в дом мужа должна была сказать: "Si tu Gaius, ego Gaia»
То есть «Где ты - Гай, там я - Гайя".
Плутарх поясняет:
"Смысл этих слов такой: "Где ты господин и хозяин, там я госпожа и хозяйка...
А имена Гай и Гайя используют как самые ходовые".
Ходовые?
Конечно, Гаев история знает много.
Самый знаменитый - Гай Юлий Цезарь:
А вот женщины по имени Гайя не так известны.
Сам Плутарх припомнил только Гайю Цецилию, жену древнего царя Тарквиния Старшего.
Она прославилась домовитостью, трудолюбием, а также талантом пророчицы:
Довольно долго семейный уклад республиканского Рима считался идеальным.
Чинные и благополучные римские семейства:
И позднее императоры - весьма далёкие от высокой морали и строгой простоты древних - старались хотя бы внешне поддерживать видимость старых порядков в семье.
При Октавиане Августе богатства империи стали несметными:
И его жена, жестокая и хитрая Ливия, во все дела государства вмешивалась беззастенчиво и была к богатствам неравнодушна:
Однако эта парочка очень любила демонстрировать домашнюю идиллию в старинном вкусе.
Так, император носил лишь ту одежду, которая была соткана дома руками его супруги.
Вот произведение Ливии - тога Августа:
Август был слаб здоровьем и склонен к простудам.
Потому зимой и в сырую погоду под тогу он поддевал до четырёх шерстяных туник.
Так что Ливии работы хватало.
Кстати, та самая легендарная Гайя Цецилия почиталась как самая первая римская пряха и изобретательница туники - нижней рубашки.
Вот и сама Ливия - в тунике с рукавами, изящно скреплёнными застёжками, в стОле (такого же кроя, как туника, но без рукавов, вроде сарафана), а поверх ещё надета палла, край которой накинут на голову:
Любопытен и обычай семейных римлян при возвращении из деревни или путешествия не делать из своего прибытия сюрприза.
Было принято обязательно послать гонца и предупредить жену о том, что муж возвращается домой:
Затем гонец должен был быстренько вернуться к мужу и сообщить, что дома всё в порядке.
Зачем это делали?
Муж не желал застать жену за неподобающим занятием?
Никаких историй с любовниками в шкафу?
Нет, нет, не надо таких вот фривольных сцен с какими-то посторонними красавцами:
Это огорчило бы мужа:
А ещё нехорошо было бы и вовсе не застать жену дома.
Если она склонна сходить куда-то поболтать с подружками:
Но Плутарх постарался объяснить разумную предосторожность римских мужей высокими идеалами старины.
И особой деликатностью:
"Может быть, это показывает, что муж не подозревает жену ни в каком легкомыслии, тогда как внезапное и неожиданное появление было бы похоже на попытку застичь её врасплох".
"Или мужья спешат обрадовать доброй вестью о себе жён, которые тоскуют о них и ждут?":
"Или, скорее, сами они жаждут узнать, живы ли их жёны и тоскуют ли они о мужьях?"
Жена в дверях дома ждёт любимого мужа:
В конце концов, надо же позаботиться, чтобы встреча прошла не впопыхах:
"Или, может быть, так как у жён в отсутствие мужей бывает много дел и забот по дому, много хлопот и беготни, оттого их и предупреждают, чтобы они, оставив всё это, приняли возвращающегося мужа ласково и без суматохи".