Нет, кресла, что на этой картине, точно не раскладываются - это классический английский поезд.
А мне бы нужно про российские поезда.
Вот удивительно: старинные локомотивы - паровозы - сохранились, и довольно много.
Они очень красивы.
Совершенством сродни поздним парусным судам - всё очень сложно, но ничего лишнего.
Зато старинных пассажирских вагонов видеть не приходилось.
Какие они внутри?
Как устроены?
Каково было в них путешествовать?
Удивительно, но даже художники- передвижники, которые так любили всяческий быт, не слишком жаловали поезда.
Есть лишь несколько картин, герои которых путешествуют.
В третьем классе.
Вот такая есть.
Куда-то едет скромная интеллигентная семья:
А здесь агитатор просвещает крестьян:
В третьем классе всё похоже на старые электрички с дощатыми сидениями.
Для сравнения английский третий класс, где в купе располагались минимум 10 человек.
Конечно, это сатира, но злободневная, то есть злая:
Но был, оказывается, ещё и четвёртый класс!
Для особых случаев.
Это знаменитые «теплушки» - или столыпинские переселенческие вагоны - куда крестьянские семьи грузились со всем скарбом и живностью:
Вот тут и надпись «4 класс» видна:
Ну, а как выглядел второй класс?
Гораздо презентабельнее:
А как же первый класс?
Туда передвижники даже заглянуть не захотели.
Это англичане очень любили изображать железнодорожный комфорт:
А это французский первый класс:
Всё кругом обито ватой и очень мягко.
На окнах петли, чтобы держаться - пассажиров покачивало и слегка мотало из стороны в сторону, чего не все нежные натуры могли перенести:
Железной дорогой Россия обязана императору Николаю I.
Царь страстно мечтал о прогрессивной «чугунке»:
Однако все сановники его наперебой отговаривали: мол, в России грузовые перевозки невелики, с ними и лошадёнки справляются.
Да и публика привыкла тащиться по старинке на перекладных:
Но Николай настоял на своём, и тут его упрямство пошло стране на пользу.
Николаевская железная дорога (Петебург-Москва) начала строиться в 1843 году, а пущена в 1851-м:
К пароходам к тому времени едва привыкли, а тут ещё и паровоз, настоящее чудище:
Многим даже смотреть на поезд было страшновато.
Среди крестьян ходили слухи, что в паровозной топке сидит нечистая сила, пышет жаром и сыплет искры:
Искры в самом деле летели - прямо в физиономии пассажиров третьего класса, поскольку эти вагоны поначалу были открытые с боков.
Вот такого типа (это вагон американский, но и у нас были такие вагоны-беседки):
Чтоб ездить было не так боязно (да и для рекламы), в первые месяцы работы дороги впереди локомотива был установлен заводной органчик.
Он весело играл популярные мелодии.
Кстати, знаменитую "Попутную песню" Глинка написал ещё в 1840 году по случаю открытия самой первой - пробной - русской железной дороги.
Она была ссовсем недлинной: Петербург - Царское Село.
Поначалу вагоны там были в самом деле открытые, а один даже двухэтажный:
Хотя мелодия Глинки, что называется, "бодра и весела", но в тексте, который сочинил Нестор Кукольник, подспудный страх начинающего пассажира всё-таки звучит.
И картинка рисуется несколько инфернальная: "Дым столбом - кипит, дымится пароход":
Слово паровоз тогда ещё не привилось.
Но всё-таки как же вагоны были устроены внутри?
Знаменитый русский юрист А.Ф Кони много ездил по железной дороге с самого её открытия, поскольку вёл процессы по всей стране:
Кони скупо сообщает:
"Вагоны не имели отдельных купе и женских отделений».
Это когда вагоны стали уже закрытыми, и искры ни на кого не летели.
Позднее - по европейской моде - и в России женские купе появились.
А вот это мужское купе (Франция):
Кони продолжает:
"Места первого класса состояли из длинных кресел, раскидывавшихся на ночь для сна пассажиров".
Любопытно, как же эти кресла выглядели и как раскладывались?
Откидывались назад, как в самолёте, или как-то иначе?
Владимир Набоков, комментируя "Анну Каренину", тоже очень заинтересовался устройством старинных т.н. "спальных" вагонов.
И не нашёл там ничего "спального".
Итоги его расследования таковы: всё было примерно, как в Англии.
То есть мягкие диваны, на спинку которых можно было откинуться, и только:
Или развалиться, негигиенично пристроив ноги на противоположное кресло.
Но никак не лечь:
Купе представляло собой два дивана лицом друг к другу, обычно на шесть персон - по трое на каждом диване:
В фильмах так всё и показывают.
Анна Каренина и графиня Вронская в купе:
Оставалось только для уюта укутать ноги пледом и взять английский роман, как и описал Толстой.
То есть если вместо этой бороды вообразить прелестную женщину, получим представление о железнодорожном комфорте ХIX века, которым пользовалась Анна Каренина:
Но ведь Кони писал о раскладных креслах.
Он их видел.
Они были!
Если и Набоков был согласен, что в России использовали пульмановские вагоны, то раскладные кресла должны были бы выглядеть примерно так (и горшки прилагались?):
Ещё картинка с разложенными креслами:
Тот же А. Ф Кони рассказал и о специальном поезде, который запустило Управление Николаевской дороги в 1880 году ради пушкинских торжеств.
Поезд для тех, кто спешил из Петербурга на открытие памятника поэту в Москве.
Событие было национального масштаба!
Вот и железная дорога не осталась в стороне.
Пульмановкий спальный вагон в разрезе (явно не первый класс):
Билеты на "экстренный" пушкинский поезд продавались льготные, удешевлённые.
Надо ли говорить, что их расхватали все, кому не лень.
В том числе и те, кто никаким Пушкиным не интересовался, а просто хотел по дешёвке съездить из Петербурга в Москву.
Но случилось непредвиденное.
Открытие памятника, намеченное на 26 мая (день рождения поэта по ст. стилю), сорвалось - скончалась императрица Мария Александровна:
Был объявлен всеобщий траур.
Пушкинские торжества перенесли сначала на 2-е, а потом на 6-е июня.
Те, кто рвался в Москву по всяким личным делам именно 26 мая, отказались от забронированных "пушкинских" билетов.
Так что в поезде 6 июня остались исключительно поклонники поэта.
В поезде ехал чтец-декламатор Мюнстер.
Он и предложил почитать вслух Пушкина.
"Весть об этом облетела поезд, и вскоре в длинном вагоне первого класса на откинутых креслах и на полу разместились чуть ли не все ехавшие".
Ещё один пульмановский вагон с разложенными креслами:
Сколько народу тут может поместиться?
Всю ночь напролёт, сменяя друг друга, люди читали стихи - Пушкина и свои, посвящённые "нашему всему" (Достоевский скажет эти знаменитые слова три дня спустя).
Много ли времени занимал путь из Москвы в Петербург?
"Почтовый поезд шёл 30 часов", - свидетельствует Кони.
Какая скорость в сравнении с 4-5 сутками в дилижансе:
И билеты на поезд - из Москвы в Петербург или наоборот - были много дешевле.
Против 90 рублей за дилижанс билет в вагон 1 класса стоил 19 рублей, 2 класса - 13, а 3 класса - 7.
Старинный билет:
"Билеты представляли длинный лоскут бумаги с наименованием станций.
Кондуктора (так называли тогда проводников - С.) носили военную форму и особые каски":
"Перед отправлением поезда звонили три раза (как в театре! - С).
Затем наступало томительное молчание, раздавался зычный голос обер-кондуктора "готово!"
За ним следовал свисток, поезд дёргался для испытания трудоспособности локомотива и двигался наконец в путь":
Путь из Петербурга в Москву лежал строго по прямой.
Минуя Новгород и знаменитую старую дорогу, описанную Радищевым, на которой "была станция, прославившаяся в нашем кулинарном деле пожарскими котлетами" (Торжок).
Прямо посередине железнодорожного пути из Петербурга в Москву - станция Бологое:
То самое место, где, по легенде, на прямом, как стрела, пути имелась загогулина, воспроизводившая палец Николая I, который прижимал линейку.
Якобы император лично карандашом прочертил маршрут будущей дороги на карте и случайно обвёл собственный палец.
Это забавная байка, потому что сделать загогулину вынудил сложный рельеф местности.
Именно здесь, в Бологом, "всех интересовал и тревожил переезд по Веребьинскому мосту, перекинутому через Волхов на очень большой высоте и покоившемуся на сложных деревянных устоях":
В самом деле впечатляет!
Стоянка в Бологом была продолжительной.
"Здесь сходились поезда, идущие с противоположных концов, и она (стация - С.) давала, благодаря загадочным надписям "Петербургский поезд" и "Московский поезд", повод к разным недоразумениям комического характера":
Однако Бологое больше прославилось вовсе не смешными путаницами и анекдотами.
Именно на этой станции на заснеженном перроне встретились знаменитые герои русской литературы - Анна Каренина и Вронский.
Кстати, Лев Толстой был хорошо знаком с А.Ф. Кони, описавшим загадочные раскладные кресла первого класса.
Вот они тут оба:
Анна Каренина, как мы помним, тоже ехала в первом классе, в спальном вагоне.
Надо думать, в женском отделении (а Вронский в мужском, так что просто в поезде встретиться они не могли).
В Бологом Анна выходит на перрон из душного вагона:
Обернувшись, видит Вронского в колеблющемся свете фонаря:
Так решилась их судьба:
"И впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза".