КАК РАСКЛАДЫВАЛИСЬ КРЕСЛА?

Feb 25, 2023 23:11



Нет, кресла, что на этой картине, точно не раскладываются - это классический английский поезд.

А мне бы нужно про российские поезда.

Вот удивительно: старинные локомотивы - паровозы - сохранились, и довольно много.

Они очень красивы.
Совершенством сродни поздним парусным судам - всё очень сложно, но ничего лишнего.

Зато старинных пассажирских вагонов  видеть не приходилось.

Какие они внутри?

Как устроены?

Каково было в них путешествовать?


Удивительно, но даже художники- передвижники, которые так любили всяческий быт, не слишком жаловали поезда.

Есть лишь несколько картин, герои которых путешествуют.
В третьем классе.

Вот такая есть.
Куда-то едет скромная интеллигентная семья:



А здесь агитатор просвещает крестьян:



В третьем классе всё похоже на старые электрички с дощатыми сидениями.

Для сравнения английский третий класс, где в купе располагались минимум 10 человек.
Конечно, это сатира, но злободневная, то есть злая:



Но был, оказывается, ещё  и четвёртый класс!
Для особых случаев.

Это знаменитые «теплушки» - или столыпинские переселенческие вагоны - куда крестьянские семьи грузились со всем скарбом и живностью:



Вот тут и надпись «4 класс» видна:



Ну, а как выглядел второй класс?
Гораздо презентабельнее:



А как же первый класс?
Туда передвижники даже заглянуть не захотели.

Это англичане очень любили изображать железнодорожный комфорт:



А это французский первый класс:



Всё кругом обито ватой и очень мягко.
На окнах петли, чтобы держаться - пассажиров покачивало и слегка мотало из стороны в сторону, чего не все нежные натуры могли перенести:



Железной дорогой Россия обязана императору Николаю I.

Царь страстно мечтал о прогрессивной «чугунке»:



Однако все сановники его наперебой отговаривали: мол, в России грузовые перевозки невелики, с ними и лошадёнки справляются.

Да и публика привыкла тащиться по старинке на перекладных:



Но Николай настоял на своём, и тут его упрямство пошло стране на пользу.

Николаевская железная дорога (Петебург-Москва) начала строиться в 1843 году, а пущена в 1851-м:



К пароходам к тому времени едва привыкли, а тут ещё и паровоз, настоящее чудище:



Многим даже смотреть на поезд было страшновато.

Среди крестьян ходили слухи, что в паровозной топке сидит нечистая сила, пышет жаром и сыплет искры:



Искры в самом деле летели - прямо в физиономии пассажиров третьего класса, поскольку эти вагоны поначалу были открытые с боков.

Вот такого типа (это вагон американский, но и у нас были такие вагоны-беседки):



Чтоб ездить было не так боязно (да и для рекламы), в первые месяцы работы дороги впереди локомотива был установлен заводной органчик.
Он весело играл популярные мелодии.

Кстати, знаменитую "Попутную песню" Глинка написал ещё в 1840 году по случаю открытия самой первой - пробной - русской железной дороги.

Она была ссовсем недлинной: Петербург - Царское Село.

Поначалу вагоны там были в самом деле открытые, а один даже двухэтажный:



Хотя мелодия Глинки, что называется, "бодра и весела", но в тексте, который сочинил Нестор Кукольник, подспудный страх начинающего пассажира всё-таки звучит.

И картинка рисуется несколько инфернальная: "Дым столбом - кипит, дымится пароход":



Слово паровоз тогда ещё не привилось.

Но всё-таки как же вагоны были устроены внутри?

Знаменитый русский юрист А.Ф Кони много ездил по железной дороге с самого её открытия, поскольку вёл процессы по всей стране:



Кони скупо сообщает:
"Вагоны не имели отдельных купе и женских отделений».

Это когда вагоны стали уже закрытыми, и искры ни на кого не летели.

Позднее - по европейской моде - и в России женские купе появились.

А вот это мужское купе (Франция):



Кони продолжает:
"Места первого класса состояли из длинных кресел, раскидывавшихся на ночь для сна пассажиров".

Любопытно, как же эти кресла выглядели и как раскладывались?

Откидывались назад, как в самолёте, или как-то иначе?

Владимир Набоков, комментируя "Анну Каренину", тоже очень заинтересовался устройством старинных т.н. "спальных" вагонов.
И не нашёл там ничего "спального".

Итоги его расследования таковы: всё было примерно, как в Англии.

То есть мягкие диваны, на спинку которых можно было откинуться, и только:



Или развалиться, негигиенично пристроив ноги на противоположное кресло.
Но никак не лечь:



Купе представляло собой два дивана лицом друг к другу, обычно на шесть персон - по трое на каждом диване:



В фильмах так всё и показывают.

Анна Каренина и графиня Вронская в купе:



Оставалось только для уюта укутать ноги пледом и взять английский роман, как и описал Толстой.

То есть если вместо этой бороды вообразить прелестную женщину, получим представление о железнодорожном комфорте ХIX века, которым пользовалась Анна Каренина:



Но ведь Кони писал о раскладных креслах.
Он их видел.
Они были!

Если и Набоков был согласен, что в России использовали пульмановские вагоны, то раскладные кресла должны были бы выглядеть примерно так (и горшки прилагались?):



Ещё картинка с разложенными креслами:



Тот же А. Ф Кони рассказал и о специальном поезде, который запустило Управление Николаевской дороги в 1880 году ради пушкинских торжеств.

Поезд для тех, кто спешил из Петербурга на открытие памятника поэту в  Москве.

Событие было национального масштаба!
Вот и железная дорога не осталась в стороне.

Пульмановкий спальный вагон в разрезе (явно не первый класс):



Билеты на "экстренный" пушкинский поезд продавались льготные, удешевлённые.

Надо ли говорить, что их расхватали все, кому не лень.
В том числе и те, кто никаким Пушкиным не интересовался, а просто хотел по дешёвке съездить из Петербурга в Москву.

Но случилось непредвиденное.

Открытие памятника, намеченное на 26 мая (день рождения поэта по ст. стилю), сорвалось - скончалась императрица Мария Александровна:



Был объявлен всеобщий траур.

Пушкинские торжества перенесли сначала на 2-е, а потом на 6-е июня.

Те, кто рвался в Москву по всяким личным делам именно 26 мая, отказались от забронированных "пушкинских" билетов.

Так что в поезде 6 июня остались исключительно поклонники поэта.

В поезде ехал чтец-декламатор Мюнстер.
Он и предложил почитать вслух Пушкина.

"Весть об этом облетела поезд, и вскоре в длинном вагоне первого класса  на откинутых креслах и на полу разместились чуть ли не все ехавшие".

Ещё один пульмановский вагон с разложенными креслами:



Сколько народу тут может поместиться?

Всю ночь напролёт, сменяя друг друга, люди читали стихи - Пушкина и свои, посвящённые "нашему всему" (Достоевский скажет эти знаменитые слова три дня спустя).

Много ли времени занимал путь из Москвы в Петербург?

"Почтовый поезд шёл 30 часов", - свидетельствует Кони.

Какая скорость в сравнении с 4-5 сутками в дилижансе:



И билеты на поезд - из Москвы в Петербург или наоборот - были много дешевле.
Против 90 рублей за дилижанс билет в вагон 1 класса стоил 19 рублей, 2 класса - 13, а 3 класса - 7.

Старинный билет:



"Билеты представляли длинный лоскут бумаги с наименованием станций.
Кондуктора (так называли тогда проводников - С.) носили военную форму и особые каски":



"Перед отправлением поезда  звонили три раза (как в театре! - С).

Затем наступало томительное молчание, раздавался зычный голос  обер-кондуктора "готово!"

За ним следовал свисток, поезд дёргался  для испытания трудоспособности локомотива и двигался наконец в путь":

Путь из Петербурга в Москву лежал строго по прямой.

Минуя Новгород и знаменитую старую дорогу, описанную Радищевым, на которой "была станция, прославившаяся  в нашем кулинарном деле пожарскими котлетами" (Торжок).

Прямо посередине железнодорожного пути из Петербурга в Москву - станция Бологое:



То самое место, где, по легенде, на прямом, как стрела, пути имелась загогулина, воспроизводившая палец  Николая I, который прижимал линейку.

Якобы император лично карандашом прочертил маршрут будущей дороги на карте и случайно обвёл собственный палец.

Это забавная байка, потому что сделать загогулину вынудил сложный рельеф местности.

Именно здесь, в Бологом, "всех интересовал и тревожил переезд по Веребьинскому мосту, перекинутому через Волхов на очень большой высоте  и покоившемуся  на сложных деревянных устоях":



В самом деле впечатляет!

Стоянка в Бологом была продолжительной.

"Здесь сходились поезда, идущие с противоположных концов, и она (стация - С.) давала, благодаря загадочным надписям "Петербургский поезд" и "Московский поезд", повод к разным недоразумениям комического характера":

Однако Бологое больше прославилось вовсе не смешными путаницами и анекдотами.

Именно на этой станции на заснеженном перроне встретились знаменитые герои русской литературы - Анна Каренина и Вронский.

Кстати, Лев Толстой  был хорошо знаком с А.Ф. Кони, описавшим загадочные раскладные кресла первого класса.

Вот они тут оба:



Анна Каренина, как мы помним, тоже ехала в первом классе, в спальном вагоне.
Надо думать, в женском отделении (а Вронский в мужском, так что просто в поезде встретиться они не могли).

В Бологом Анна выходит на перрон из душного вагона:



Обернувшись, видит Вронского в колеблющемся свете фонаря:



Так решилась их судьба:



"И впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза".

А. Кони, Лев Толстой, комфорт, история повседневности, история транспорта, железная дорога

Previous post Next post
Up