"Я ЛИШИЛАСЬ ЧУВСТВ..."

Jan 03, 2023 22:49



Чувства, которые люди испытывают, во все времена одни и те же: радость, скорбь, гнев, восторг, удивление и пр.

Только выражают они эти чувства несколько по-разному.
В зависимости от страны и эпохи.

В мае 1798 года британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона наголову разбил французов при Абукире.

Возлюбленная Нельсона Эмма Гамильтон откликнулась на это радостное событие во вкусе своего времени.

Упала в обморок.

Нельсону об этом она написала так:

"Неистовый восторг охватывает меня.
Боже праведный! Какая победа!..
Я лишилась чувств, когда узнала о такой славной новости.
Я упала на бок и немного поранила себя, но теперь всё зажило.

Я бы даже сочла за честь умереть при таких обстоятельствах.

Нет, нет, я не умру до тех пор, покуда не увижу и не обниму победителя битвы при Ниле!"

Конечно, битва была впечатляющей:



А сам победитель при Ниле был кумиром Британии и настоящим смельчаком:



Но можно ли представить такое письмо любимой к военачальнику Второй мировой?
Да хоть и Первой!
Вряд ли.

Однако в разгар эпохи сентиментализма такое письмо было в порядке вещей.

И вообще все более-менее значительные эмоции было принято сопровождать обмороками.

Вот Памела из знаменитого одноименного романа Ричардсона (это выдуманное женское имя писатель и ввёл в обиход).

Памела падает в обморок от добродетельной стыдливости, когда в её спальне появляется соблазнитель-эсквайр:



В обморок вообще-то падали и мужчины.
А уж дамы и девицы - регулярно.

Так что под рукой всегда надо было иметь нюхательную соль и подносить её к носу того, кто потерял сознание.

Что и происходит здесь:



Частые обмороки героинь поражают нас в старинных книжках.

Существует мнение, что склонность к беспрестанным обморокам объясняется теснотой корсетов.

Ничуть не бывало!
Чаще всего теряли сознание от "чувств-с" именно во времена сентиментализма, т.е. на рубеже XVIII - XIX веков.

А тогда корсеты были как раз сняты.
Царил культ античной свободы, естественности и простоты:



Белые муслиновые платья-шемизы (рубашки), схваченные под грудью пояском - вот и весь наряд:



Дама в обмороке, облачённая в такое платье, должно быть,  живописно смотрелась распростёртой на диване.

Зато в чуть более раннюю эпоху рококо талии затягивали неимоверно.

Лиф платья напоминал рожок для мороженого, воткнутый в пышную массу юбки:



Королева Мария-Антуанетта в парадном платье:



Свалиться без чувств в таком громоздком сооружении?
Да ещё испортить высокую, сложную, увенчанную грудой цветов, лент и кружев причёску?
Какая дама пойдёт на это?

Так что никаких обмороков, кроме натуральных. То есть редких.

Чувствительность и слезливость сентиментализма - другое дело.

Но всё это скоро сменилось романтизмом с его загадочностью и тайными страстями.
И обмороки вышли из моды.

А талии снова стали узки, так как тесные корсеты вернулись:



Но вернёмся к влюблённой леди Гамильтон, которая падала в обморок от радости.

Она, кстати, была законной супругой сэра Уильяма Гамильтона, английского посла в Неаполе:



Супруг этот на открытую связь жены с адмиралом Нельсоном взирал невозмутимо.
До поры.

А леди пылала истинной страстью к герою-мореходу.

Если бы она видела Нельсона после битвы при Абукире, одного обморока для выражения чувств было бы недостаточно.

Ведь бедняга получил очередное ранение.
Тяжёлое.
Не то что её бок, пострадавший от обморока.

С правой части головы Нельсона снесло, как лоскут, кожу; не обошлось и без серьёзного сотрясения мозга:



И это не первое его ранение.

Профессия моряка вообще была тогда очень травмоопасна.
Не зря пиратов классически изображают с повязкой на глазу, без ноги (Джон Сильвер) или без руки (капитан Крюк).

За год до битвы при Абукире адмиралу как раз ампутировали правую руку, а его правый глаз не видел ещё с 1794 года, с корсиканской кампании.

На этом портрете пустой рукав приколот к груди:



Сам он в шутку после всех этих бед называл себя "обломки Горацио Нельсона".

Правда, повязки на глазу, с которой обычно изображают Нельсона, адмирал не носил.
Она возникла на поздних портретах и в кино.

Вот и Лоренс Оливье в роли Нельсона с целой чалмой на голове:



Сам же Нельсон был выше таких обременительных декораций (как и наш Кутузов).

Глаз адмирала, хоть и был слеп, выглядел вполне прилично без всяких повязок:



Эмма Гамильтон, узнав о новой ране адмирала, оставила терпеливого мужа-дипломата и помчалась к любимому.

Она нежно ухаживала за раненым и поила его ослиным молоком.
Она подражала Клеопатре, а та именно ослиное молоко очень уважала.

На этой картине Клеопатра вылитая Эмма:



Раненого Нельсона мучили головные боли и бессонница.
Чтобы он заснул, Эмма напевала ему колыбельные под звуки арфы.

Тогда это был самый модный инструмент, и весь высший свет принялся учиться игре на арфе:



Одарённая леди Гамильтон арфу тоже легко освоила.

Трогательные картины заботы Эммы о раненом - будто сцены из сентиментального романа тех времён.

Эмма и сама была одной из тех, кто создаёт стиль времени.
Она олицетворяла беззаветную любовь, сметающую преграды условностей.

А ещё она носила самые модные легчайшие наряды в античном вкусе:



Она же ввела в моду танцы с шалью, надолго прижившиеся в быту:



Она обрезала  длинные русые волосы ради модной маленькой "греческой головки" и аккуратных "греческих" кудряшек.

Художники писали Эмму множество раз, особенно Джордж Ромни.

Писали в светских нарядах:



И в виде всевозможных богинь и нимф:



Но Нельсон больше всего любил вот этот скромный и не слишком виртуозно написанный её портрет.

Он считал, что тут она больше всего на себя похожа:



Нельсон был так очарован Эммой, что даже сообщил в Англию своей жене:

"Надеюсь, что в один прекрасный день я буду иметь удовольствие представить вам леди Гамильтон; она на самом деле одна из лучших женщин на свете".

Нетрудно догадаться, что виконтесса Фанни Нельсон в восторг не пришла:



Дружить с Эммой и восхищаться её достоинствами она не собиралась.

А вот для Эммы быть в центре светского скандала было делом привычным.
Лишь бы её адмирал её любил.

Но скоро настали трудные времена.

Сэр Уильям Гамильтон преспокойно годами терпел роман жены с адмиралом - тем более был он на 35 лет её старше:



Однако на смертном одре Гамильтон выкинул штуку: своё немалое состояние оставил не обожаемой неверной жене, а племяннику Чарлзу Гревиллу:



Тому самому Чарлзу Гревиллу, который когда-то, будучи любовником Эммы, и познакомил её с богатым дядей.

Племянник тогда хотел разжиться деньгами.
А разжилась Эмма - взяла и вышла за дядю замуж.

Теперь же богатое наследство получил племянник, а Эмме досталось лишь скромное содержание - 800 фунтов в год.

Чисто английский юмор обманутого мужа.

А в 1805 году погиб Горацио Нельсон.

В записной книжке он оставил что-то вроде письма для "товарища правительства".
Он, как водится, просил обеспечить его любимую женщину.
И, как водится, "товарищ правительство" эту просьбу проигнорировало.

Жить на 800 фунтов Эмма - особа более чем скромного происхождения, но страшная мотовка - давно разучилась.

Пришла нужда.
Долги.
Нищета.

С таких сцен и начинается знаменитый и очень трогательный фильм "Леди Гамильтон".

Фильм со знаменитой парой -  прелестной Вивьен Ли и Лоренсом Оливье:



Ходят слухи, что Уинстон Черчилль смотрел этот фильм множество раз:



Наверное, ему нравилась Вивьен Ли.
Ведь этот британец №1 вовсе не был сентиментален.

А обмороки в его ХХ веке - всего лишь "приступообразные патологические состояния, обусловленные гипоксией мозга вследствие ишемии, гипогликемии и других нарушений метаболизма".

И где тут про любовь?

обморок, времена и нравы, любовь и жизнь женщины, судьба человека, леди Гамильтон

Previous post Next post
Up