Я подумала именно о котах, прочитав этот рецепт:
"Чтобы стать счастливым, надо занимать мало места и совершать мало движений".
Тем не менее это сказано вполне серьёзно человеком, который в смысле долгой благополучной жизни перещеголял и Бернарда Шоу.
Человек этот всего лишь месяц не дожил до собственного столетнего юбилея.
И это в эпоху, когда люди мёрли, как мухи!
Это француз Бернар ле Бовье де Фонтенель (1651-1751).
Разве не удивительно!
Был это плодовитый писатель, сочинивший массу трудов, которых никто теперь без нужды - просто для души - не читает.
Да и современники не все были от него в восторге.
Однако он трудился неустанно.
Писал разное - от «Бесед о множественности миров» (понятно, это по астрономии) до рассуждения «О терпении и терпеливости» (призывал не путать эти понятия!)
Был он в своё время молод, хорош собой и полон сил.
Просто симпатяга:
И про него говорили примерно то же, что Оскар Уайлд говорил о Бернарде Шоу:
"Прекрасный человек! Он не имеет врагов и не любим никем их своих друзей".
Любезный и холодный.
Любитель клубники и светской беседы.
Скептик и рационалист.
Тем не менее у Пушкина арап Петра Великого у беседует в Париже с Фонтенелем.
А ещё Евгений Онегин, оказывается, его читал:
"Прочёл скептического Беля,
Прочёл творенья Фонтенеля,
Прочёл из наших кой-кого".
Как все тогдашние французские интеллектуалы, Фонтенель обожал сыпать афоризмами.
Но его более даровитый соперник на этой ниве - Жан де Лабрюейр - считал его совершенно несносным.
А Фонтенель и в ус не дул.
Жил себе в своё удовольствие.
Долго.
Вот он уже в старости:
Как видим, Фонтенель всегда предпочитал портретироваться в халате и тёплой лихой шапке.
Это вместо того, чтобы взгромождать на голову - как его современники - громадный парик-алонж.
Вот такого типа парик в виде шалаша был обязателен во времена его молодости:
А это более поздний фасон парика и более пожилой господин.
Даже непринуждённый домашний наряд - халат и расстёгнутая рубашка - не избавляли вполне серьёзного человека от необходимости париться в парике :
А вот Фонтенеля видим исключительно в его фирменной шапке.
Это самый поздний портрет.
Тут он совсем старикан:
И снова в халате и шапке.
Значит, в самом деле был это умеренный во всём, светский, но вполне свободный человек.
Который смог с удовольствием провести на этом свете целое столетие.
Были ли у него слабости и изъяны?
"Есть три вещи, которые я любил, но никогда не понимал.
Искусство, музыка и женщины".
Но любить и не понимать вовсе не значит страдать.
Можно этому и радоваться.