КОРИЧНЕВЫЙ БОЛЬНОЙ БИСМАРК

Nov 30, 2022 23:06



Бисмарк, бывало, болел - как  и все. Но не в этом дело.
Это цвет так назывался.
А название важная штука.

Запах кофе мне нравится больше, чем вкус.
А название берлинская лазурь - больше, чем сама эта краска, чем этот густой синий цвет.

Всё дело в названии!
Смешное было в детстве заблуждение: таким представлялось берлинское небо.

А на самом деле всё прозаично.

Просто берлинский красильщик Дизбах в начале XVIII века стал использовать как краску одну из солей железа (формулу уж приводить не буду).

Из Берлина эта синева быстро распространилась повсюду.

Вплоть до Японии, где эту лазурь очень полюбили:



Называлась такая краска ещё прусская синь.
Или прусский голубой.
Или гамбургская синь.

Именно этой краской напечатан Голубой Маврикий 1847 года - самая дорогая (потому что крайне редкая) марка в мире:



Когда-то эта марка стоила два пенса, а теперь не меньше миллиона долларов.

Иногда такую синь называли ещё и парижской.

Голубой период Пикассо - это та же самая берлинская/парижская лазурь:



Названия цветов и красок в старину были очень причудливы.
Для каждого оттенка находилось что-то затейливое.

Хотя бывали расцветки, "каким даже названья нельзя было прибрать, до такой степени дошла тонкость вкуса".

Как в нарядах гоголевских дам:



Но больше всего в первой половине XIX века любили называть цвета в честь знаменитых сражений.

Наполеон так повлиял, что ли?

Гоголь ведь не сочиняет и не иронизирует, описывая фрак Чичикова "наваринского дыму с пламенем".

Это реальный модный цвет 1827 года (года сражения при Наварине)!

Рекомендовался в модных журналах.
Носили его много лет.
Считается серо-дымно-коричневым:



Кроме этого наваринского дыма и был ещё и дымный цвет сражения при Маренго.
Вот тут точно без Наполеона не обошлось.

И по неизвестным мне причинам в 1969 году советская милиция облачилась именно в цвет маренго - холодный тёмно-серый:



Был ещё кроваво-алый Сольферино (и название места, где произошло это сражение, оказалось подходящим - переводится как "жестокое солнце"):



Цвет выглядел революционным, фрондёры всех сортов носили галстуки цвета сольферино:



Был и пурпурный пламень сражения у Мадженто (цвет мадженто).

Маджента до сих пор очень популярна.
Теперь это яркий  чистый пурпур - часть полиграфической триады.

Он же «шокирующий розовый», который ввела в оборот в 1930-е Эльза Скьяпарелли (до того подобный розовый считался слишком кричащим):



Свой фирменный  цвет Скьяпарелли использовала и в модных коллекциях, и в костюмах для кино:



Мелькнул в моде даже "огонь московского пожара" - эту новинку сравнивали с цветом давленой брусники.
Нечто очень русское, но ныне слабо представляемое.

Императрица Елизавета Алексеевна в  наряде такого цвета:



Наверное, последний в истории цвет огненной стихии - это "базарный огонь" 1897 года.

Этот огненный с серовато-желтоватым отливом вошёл в моду после губительного пожара на парижском благотворительном базаре, где было много жертв:



В наши дни, к счастью, такой странный крик моды - название цвета в честь катастрофы - невозможен.
По этическим соображениям.

Другое дело знаменитые личности, запечатлённые в названиях модных цветов.

Вот коричневый.
Этот скромный "цвет бабушек и сестёр милосердия" в XVIII веке именовался цветом блохи:



Для него придумывалась масса оттенков: "влюблённая блоха", "весёлая блоха" и пр.

Немаркий практичный цвет был идеален для мужского костюма:



Носить наряды блошиного цвета ничуть не казалось противным.

Одна из этих элегантных дам - в платье цвета блохи:



Да, век громоздких одежд и осыпанных рисовой мукой париков способствовал резкому увеличению поголовья блох.

Весело прыгающие насекомые  донимали представителей всех сословий, включая королей ( как в "Песне о блохе" у Гёте).
Вот и придумали такое забавное название для цвета.

Но в старину вообще шутили солоно - был даже цвет гусиного помёта (мердуа).
То есть зеленовато-коричневый:



В XIX веке кусачие козявки наконец стали считаться неприличными.

Оттенкам коричневого начали давать имена великих мужей.
В частности, почему-то Бисмарка.

Появились "больной Бисмарк", "сердитый Бисмарк", "смеющийся Бисмарк" и пр.:



Солидно же звучит - Бисмарк вместо блохи.

Тёмный рыжеватый коричневый получил - тоже непонятно, отчего -  название "лорд Байрон":



Некий мавр (уж не Отелло ли?) породил название цвета мордоре.
Мордор тут не при чём - maure dore значит "золочёный мавр".

А сам цвет тёмно-коричневый с золотым металлическим отливом:



Из дам именного цвета удостоилась мадам Помпадур:



"Помпадур" - это фарфоровый звонкий и нежный розовый (но не кислотного и не шокирующего оттенка!):



Маркиза Помпадур стала покровительницей производства севрского фарфора.
А у мастеров Севра розовый был в большом ходу:



Всевозможное розовое и розы в эпоху рококо вообще были на каждом шагу:



И если поначалу фарфор делали больше с кобальтовой синей или с разноцветной  росписью, то скоро розовое обильно разрумянило модные вещицы:



С фарфором связан и загадочный цвет селадон - светлый серо-зеленоватый.

Вот такой китайский фарфор называли селадон:



Дальневосточная керамика этого красивого цвета в сознании европейцев слилась почему-то с образом Селадона - пастушка-любовника из пасторалей.

Этот  слащавый тип вечно страдал от нежных чувств:



В цвете же селадон ничего слащавого нет.
Зато есть подлинная утончённость:



Появился и другой серо-зелёный - "нильской воды".
Он несколько мутноват и не так нежен, как селадон.

Цвет этот сделался популярным уже в XIX веке ( отголоски строительства Суэцкого канала?)

Вот такого цвета штаны и жилет на Альфреде Сислее:



В ту же эпоху набрал популярность и серебристо-серый, атласно-холодный "гейнсборо".

Подзабытый было Гейнсборо как раз тогда снова вошёл в большую моду.
Красавицы на портретах английского мастера часто одеты в сияющие серебристые шелка:



А вот "французский серый ", напротив, тёпловатый и насыщенный. Это самый распространённый цвет обоев во Франции XIX века.

Он и сегодня придаёт интерьерам элегантность:



Нет, не зря людям нравится придумывать занятные названия для оттенков цветов.

Ведь носить платья или иметь дома стены просто синие или просто серые скучно.
А когда это цвет ночного блюза или морского тумана - совсем другое дело!

Некоторые именные названия цветов не такие уж старинные - во всяком случае, не из времён широкого распространения блох.

Вот голубой "алиса".

Он назван вовсе не в честь Алисы из книжки Льюиса Кэрролла.

Хотя в мультике Диснея эта Алиса отправляется в Страну чудес именно в голубом платьице с белым фартучком:



Голубое платье тут не случайно.
Для американца Диснея Алиса и голубое платье - всегда рядом.

Ведь голубые платья носила Алиса Рузвельт.

Вот её портрет (разумеется, в голубом):



Эта Алиса была старшей дочкой популярного американского президента Теодора Рузвельта (избирался в 1901-9 г.г.).

Она из милой девочки выросла в очаровательную и несколько взбалмошную  светскую львицу:



Вокруг неё возникла сентиментальная аура обожания.
Алиса Рузвельт, в замужестве Лонгворт, стала, как теперь бы сказали, культовой персоной.
Даже песенку сочинили про "голубое платье милой Алисы".

Эта семья вообще умела мастерски пиариться.

Если про Алису пели песни и носили, как и она, голубые платья, то папа-президент  стал героем умилительной истории.
Она про медвежонка, которого Рузвельт пощадил на охоте:



Этот похвальный поступок совпал с массовым производством плюшевых мишек.

Которых стали звать, как и президента Теодора Рузвельта  -  Тедди.

Знаменитый Винни Пух - тоже один из миллионов мишек Тедди:



Тедди Рузвельт сделал эту игрушку своим талисманом, возил на предвыборные мероприятия - и выборы выиграл.
Вот такое ловкое мимими.

А цвет "алиса" всё-таки - какой он?
Очень-очень светлый голубой (из каталога Pantone):



И ещё один светло-голубой.
Кажется, самый последний из именных.

В 2016 году Институт цвета Pantone создал и утвердил новый оттенок голубого.
Он назван Nicoll blue ("голубой николл")  в честь известного дизайнера, "короля блузок" Ричарда Николла, который скончался от сердечного приступа в 2016 году в возрасте 39 лет.

Николл много работал с голубым и синим:



И вот достаточно дерзкого постмодерниста Николла почтили светлым и сдержанным голубым - таким, какой он любил:



Это ослабленный и чуть придымлённый  перванш - цвет барвинка:



Красивый получился памятник Николлу.
Не каждому герою моды такой достаётся.

Алиса Рузвельт, знаменитости, берлинская лазурь, мода, цвет блохи, мелочи жизни, имя цвета

Previous post Next post
Up