Он думал, что узнал о женщинах всё.
В том числе и это:
"Женщины, в силу какого-то особого склада своего ума, обычно видят в человеке талантливом только его недостатки, а в дураке только его достоинства".
Это мнение выстрадано.
Оноре де Бальзак был без ума от женщин.
Изучал их неустанно - и изучил.
Однако его любовные успехи слишком редко соответствовали его притязаниям.
Как же так?
Ведь он был ещё и гений.
Несомненно гений.
Человек блистательного таланта и бешеной работоспособности:
Тексты извергались из-под его пера неистощимо - он мог писать по 16 часов в сутки.
Облачившись в просторное одеяние сродни монашескому:
Сейчас его сочинения часто кажутся пусть прекрасными, но слишком многословными.
Однако страсти в них кипят такие понятные - и так убедительно кипят:
А слов много потому, что каждое своё слово ему надо было продать.
Он постоянно нуждался и был весь в долгах.
Из его слабостей одна была чересчур разорительна: он был то, что англичане уже тогда называли сноб.
Приставка де и старинная дворянская фамилия де Бальзак (de Balzac) были просто присвоены сыном крестьянина по фамилии Бальса (Balssa).
Высшее общество, аристократы, большой свет, дендизм манили Бальзака неудержимо:
И безжалостно пожирали его финансы.
Погоня за светскими красавицами увлекательна, но часто горька.
Поклонниц у него было множество.
Но любовь не задавалась.
Самые пылкие поклонницы не соответствовали его идеалу.
Либо были без приставки "де" или на 20 с лишним лет старше.
Либо были хороши всем, но только кружили голову, оставляя с носом:
Дагерротип 1842 года.
Ранняя заря фотографии (подлинник без ретуши):
Бальзак и боялся безжалостной правдивости светописи, и был поражён её силой и реалистичной точностью.
И мощь личности писателя отразилась в этом несовершенном снимке, и надвигающаяся болезнь, и смута души.
В полном отчаянии, измученный страстями, долгами и непосильным трудом, Бальзак даже решился найти богатую невесту.
И бросился на поиски таковой.
Но и тут не повезло!
Богачки не желали идти за Бальзака.
Предпочитали таланту дураков (см. цитату):
Поневоле упадёшь духом и решишь, что у женщин что-то не так с головой (ещё раз см. цитату в начале поста).
И всё-таки однажды Бальзаку очень повезло и в любви: он получил надушенное письмо из Одессы.
Некая чужестранка сама желала познакомиться с Бальзаком и в первом же письме провозглашала: "Любовь для женщины - дар небес".
Скоро выяснилось, что эта таинственная поклонница - Эвелина Ганская.
Ни приставки "де", ни даже титула у этой польки не имелось, хотя она из старой дворянской семьи.
А ещё она была в восторге от книг писателя и достаточно молода - на 6 лет моложе Бальзака.
Но утверждала, что на все 11 - такая понятная женская уловка:
При этом вполне хороша собой.
Эвелина в юности:
И за 30 - такой её впервые увидел Бальзак:
Бонусом было то, что чужестранка оказалась очень богата.
Три тысячи крепостных украинских душ не шутка!
Их униженное рабское состояние Бальзака ничуть не смущало.
Он романтизировал всё феодальное.
Имение Верховня на Волыни, где жила Эвелина.
Настоящий дворец:
Правда, Эвелина была замужем.
За вполне просвещённым владельцем состояния в 15 млн. рублей, меценатом и масоном Вацлавом Ганским:
У Эвелины и Бальзака завязалась бурная переписка, от которой оба просто теряли голову.
Эпистолярные страсти - душа романтизма:
Наконец реальная встреча влюблённых состоялась - и страсть вспыхнула.
Правда, первые впечатления Эвелины оказались не в пользу писателя.
Читая его блестящие заметки об элегантной парижской жизни, она, скорее всего, ожидала увидеть кого-то вроде вот такого щёголя - с осиной талией и в шикарном наряде:
Тем более что Бальзак в моде разбирался.
Он даже сотрудничал в журнале мод и общался со знаменитым «красавчиком Браммелом» - основателем и первой звездой движения дендизма.
Однако сам Бальзак обычно носил довольно дурно сшитое платье.
Или же скрасить покроем сюртука неказистое сложение и нездоровую полноту парижские портные были не в силах:
Приятель Бальзака, знаменитый фотограф, журналист и художник Надар, нарисовал дружеский шарж, где фигура писателя представлена так:
Причёска Бальзака обычно торчала клочковато даже на самых комплиментарных портретах:
Вдобавок и передних зубов не было.
В общем, не зря Бальзак предпочитал позировать художникам и даже фотографам в рубище, которое надевал, когда работал.
Тут он не светский человек, а экстравагантный вдохновенный художник:
И всё-таки польская красавица закрыла глаза на все наружные несовершенства избранника.
Талант, остроумие и влюблённость Бальзака искупали в её глазах всё.
Значит, Эвелина была не из тех пустых женщин, от которых с таким знанием дела писал Бальзак (см. опять же ту цитату):
Этот роман продолжался многие годы.
Только роман в письмах - целые 10 лет.
Причём Бальзак мило переписывался и с мужем Эвелины.
Писал ему, разумеется, не про любовь, а о политике и прочих серьёзных штуках.
После смерти Ганского влюблённые могли бы пожениться, но долго тянули - мешал денежный вопрос.
О романе французского гения и польской пани написано много книг, сняты фильмы и сериалы, потому углубляться в детали не стоит.
Герой Чехова вычитал в газете и провозгласил, усмехаясь:
"Бальзак венчался в Бердичеве".
Русскому уху тут слышался некий комизм.
Бердичев времён Чехова, уездный город на реке Гнилопять:
А вот польская родня Эвелины наоборот, знать не хотела её странного французского мужа.
Ведь он был беден и жил низменным нешляхетским трудом - писанием книжек.
Не протестовала, правда, единственная дочка Эвелины Анна, в замужестве Мнишек:
Ещё бы: мать передала ей все свои богатства.
Только так, без огромного состояния и поместий, Ганская законно могла связать свою жизнь с иностранцем.
Столь оригинальным способом Николай I боролся с вывозом богатств и капиталов российских подданных за границу (эта проблема уже была!):
Венчание состоялось за полгода до смерти Бальзака.
Эвелина проявила редкое благородство, не отказавшись наследовать знаменитому мужу.
Потому ей пришлось уплатить все его бесчисленные долги.
На это ушли почти все остатки её средств.
Да, эта женщина умела преданно любить.
И ценить талант.
Но вот ирония судьбы: Эвелина вовсе не стала вечной вдовой гения, как можно было ожидать.
Жить без любви она не могла и в 50 лет:
Ведь это ещё далеко не конец истории!
Сразу после смерти Бальзака Эвелина вступила в любовную связь с живописцем Жаном Жигу:
То был художник-академист, умелый, но лишённый яркой индивидуальности.
Не гений.
Так, средней руки, но мастер.
Тем не менее и этот роман продолжался многие годы.
Целых тридцать лет.
"Кто может понять сердце женщины?"