АЛЫЙ - ЦВЕТ ПРИЯТСТВА

Aug 09, 2022 23:43



Каждый век имеет свой неявный язык.

Это символы - от громоздких гербов до смайликов.
А ещё вои словечки, вкусы, моды, гримасы, повадки.

Потом всё это забывается и становится малопонятным.
Унесённым ветром.
А когда-то всё это так цвело!

Запечатлевать это мимолётное и суетное иногда приходилось людям вроде бы совсем для того не годящимся.

Вот есть такая забавная книжка галантного XVIII века - "Письмовник"  Николая Курганова.

Пушкина  эта вещь очаровала ещё в детстве.
Один из его героев даже страстно интересовался личностью автора «Письмовника»:
"Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полубога; иногда я даже сомневался в истине его существования".

Но  "обсерватор, навигатор, астроном" Николай Гаврилович Курганов (1725-1796) вовсе не миф.

Он вполне реальный воспитанник Навигацкой школы.
Где позже стал профессором и всю жизнь преподавал будущим мореходам математику (он автор первого русского учебника геометрии!) и навигацию:



А свой знаменитый "Письмовник" учёный навигатор затеял для собственных детей.

Тогда ведь многие родители сами учили своих детей чтению, письму и счёту:



Вот и Курганов «вздумал детей своих поучить правилам нашего языка по преждеизданной Русской Грамматике».

Тогдашним детям приходилось много зубрить:



Учением было делом крайне скучным и неинтересным.
Дети тосковали и утомлялись.
Финал усердных занятий:



В общем, раз грамматика «показалась для них многотрудною, то принуждён он (отец, Курганов) её преобразить».

И преобразил!
Начиная с названия.
Ведь "Письмовник" - это буквальный перевод греческого слова "грамматика".

Для занимательности к правилам грамматики Курганов приложил кучу занятных баек и исторических анекдотов (раздел "Краткие замысловатые повести").

Строгий навигатор Курганов оказался в полном смысле слова человеком своего времени.

Галантный XVIII век был жеманен и наряден, но далеко не скромен и не стыдлив.

Тогда вовсю царили игривые нравы и пикантные сюжеты вроде такого:



"Замысловатые повести" воообще-то готовились для детишек, которые учатся письму.

Но книжка кишит не только образами античных мудрецов и коронованных особ, но и неверными жёнами, похотливыми кавалерами и легкомысленными девицами:



И никто ничего не стесняется.

Вот одна историйка (каким прелестным старинным слогом она рассказана!):

"Одна юношка, покушав чрезмерно плодов, получила запор.
Лекарь хотел было поставить ей клистир, но ей казалось сие столь противно, что она хотела лучше умереть.

Мать же её сказала, что неотменно то надобно сделать.

Бедная девка не могла более отговориться, заплакав, молвила:
"Теперь-то я знаю, как безвинные страдают за виноватых":



Разумеется, детям полезны читать такие поучительные истории:



А вот образчик семейных шуток:

"Муж говорил своей жене, что он очень любит книги.
Она ему на то:
"Я бы сама желала сделаться книгою, чтоб быть предметом такой же вашей страсти".

На то он молвил:
"Так я бы хотел иметь тебя календарём, дабы можно было его ежегодно переменять на новый":



То есть учитесь, девочки, что у ваших мужей будет на уме:



Однако именно в тот вольнодумный век - когда можно было сказать всё на словах -  были в большой моде всяческие тайные знаки и шифры.

Их выдумывали специально для выражения чувств, настроений и  мимолётных капризов.

Казалось бы, зачем?
А чтоб было интересно.
Замысловато!

В ходу был особый язык цветов.

Вообще-то это очень старинная выдумка.
Язык этот такой обширный, что выучить его  нелегко.

Чаще к этому языку прибегали дамы - ведь цветы они прикалывали и к волосам, и к платью:



Вот мать собирает дочь на первое свидание и прикрепляет ей к корсажу обязательную розу:



Нежную светлую розу с румяной сердцевинкой - символ невинной любви.

Потому что каждый цветок был обязательно со значением.

Кавалеры языком цветов тоже не пренебрегали и украшали себя букетиками, которые без слов говорили об их чувствах.

Этот господин нежно влюблён:



Хотя розы были практически на всех и отовсюду твердили "люблю, люблю, люблю",  другие цветы тоже не молчали.
Потому что у любви множество слов.
Одной только розой не обойдёшься.

Анютины глазки - значило "все помыслы о вас", бальзамин - "я в нетерпении", ноготки - "объяснись, почему переменились чувства".

Тут, кажется, есть ноготки:



А о чём говорит этот букет?
Должно быть, о целом букете разнообразных чувств:



Даже  картошка умела изъясняться на этом галантном языке.

Картофель тогда ещё толком не ели, лишь любовались его модными цветами.

Цветы картошки в причёске или букете говорили - "ты затмеваешь всех!"
Вот оно как, оказывается.

А язык мушек!
Модная штучка галантного века, родинка из тафты, так пикантно смотревшаяся на белоснежной напудренной коже:



Мушка клеилась не где попало, а тоже была тайным любовным  посланием.

Над левой бровью - "я непреклонна", на шее - "люблю тебя", против левой ноздри - "невозможно!", на подбородке - "изъяснись письмом" и т.д.

Эта дама, кажется, собралась прилепить мушку над бровью и быть непреклонной:



Не зевай, кавалер, расшифровывай адресованное тебе послание!

Вот этот, кажется, в языке мушек и цветов на платье дамы профан.
Пошёл на приступ и отвергнут:



Да, кавалеру приходилось не только приглядываться в цветам, которые украшали даму сердца, и считывать послания мушками на её физиономии - «сии всем видимые знаки».

Ему ещё приходилось следить за веером в руках дамы.

Язык веера был весьма красноречив.
Не зря светский флирт в XVIII веке назывался в  России "маханьем".

Дама внезапно закрыла веер - "сомневаюсь в тебе":



Раскрытый неподвижный веер - "одобрение":



Раскрыла веер на четверть - "я не уверена...":



Медленно и широко помахивает веером по траектории в виде буквы S - "полное поощрение чувств; я ваша навеки":



Веер закрыт и прижат к губам - " молчите, будьте осторожны, за нами следят":



Серьёзный навигатор Курганов зафиксировал не только эти дамские уловки.

Он постиг ещё и тогдашний язык цвета.

Ведь даже сам цвет наряда говорил о многом.
Так дама могла выразить свои намерения и свой характер.

"Алый означает приятство":



"Брусничный - ласкательство":



«Голубой - постоянство»:



«Жёлтый - сомнение»:



«Малиновый - лицемерство»:



«Серый - непостоянство»:



«А дымчатый - услужность".

Дымчатый, но не серый - это какой? Как выглядит эта "услужность"?
Так?
Возможно:



В тот ветреный век лёгких амуров и весёлого распутства дамы, как ни странно, чаще всего наряжались в голубой:



Очень любили перваншевый - цвет барвинка.
Его носили поголовно все.

И королевы - это Мария-Антуанетта:



Императрица Екатерина II:



В голубом щеголяли интеллектуалки века Просвещения:



Совсем маленькие девочки:



И светские кокетки:



Самый-самый модный цвет!
Который  означал постоянство и чистоту.

И это в самый ветреный и легкомысленный век.
Такой вот парадокс.

язык цветов, история нравов, символика и эмблематика, Николай Курганов, история моды

Previous post Next post
Up