Эта штука то и дело входит в моду.
В очередной раз.
Удивительно, но у знакомой детали костюма оказалось очень забавное название.
Воротник Питера Пэна.
В России этот воротничок многим напоминает старинную школьную или гимназическую форму - он отложной, с закруглёнными или острыми краями.
Тогда причём тут знаменитый летающий мальчик с молочными зубами, который не хотел взрослеть?
И потому потерялся в Кенсингтонских садах?
Агата Кристи в своей «Автобиографии» (1965) вспоминает такой воротник как смелую модную новинку:
"- Это что, одна из тех, кто носит теперь новомодные воротники на манер Питера Пэна?
Довольно неохотно Арчи (Арчи Кристи, жених Агаты, которая тогда была мисс Агата Миллер - С.) вынужден был признать, что я действительно ношу воротнички, как у Питера Пэна.
Они как раз вошли в моду.
Наконец-то мы, девушки, расстались со своими высокими воротниками, подпиравшими шею, застёгнутыми на ряды маленьких пуговичек, зигзагообразно извивавшихся и оставлявших на коже красные отметины».
Да, с 1880-х глухие воротники «под шейку» были на пике моды и исправно душили дам:
Повседневная одежда обязательно предполагала строгий высокий воротник.
Деловая блузка с юбкой, самый распространённый женский костюм той эпохи :
Но часто воротники даже нарядных вечерних платьев были, что называется, до ушей:
Могли и затылок подпирать:
Появляться в обществе можно было только в таком вот высоком воротнике.
На красивой женщине всё смотрится красиво (это Лина Кавальери, певица и прославленная прелестница).
Но было ли это всё удобно:
Днём тугой воротник-стойка, а вечером на балу - по контрасту - уж совсем декольте-декольте:
Разумеется, мода рано или поздно делает поворот на 180 градусов.
И вот вместо жёсткой стойки появился воротник Питера Пэна.
Молодая Агата Кристи как раз застала этот момент:
"Настала пора рискнуть ради удобства и элегантности.
Воротники "а-ля Питер Пэн", должно быть, срисовали с отложного воротника, в котором Питер Пэн действовал в пьесе Барри, - большого, свободного, из мягкой ткани, начинавшегося у основания шеи, без всяких косточек, - какое счастье!
Решительно не вижу в этом ничего предосудительного.
Когда я вспоминаю, что девушка могла прослыть легкомысленной, показав всего лишь два сантиметра шеи под подбородком, это кажется мне невероятным.
Стоит только оглядеться и посмотреть на девушек в бикини, как сразу же понимаешь, как далеко можно уйти за пятьдесят лет.
Я действительно принадлежала к так называемым модницам, которые в 1912 году осмеливались носить воротники, как у Питера Пэна".
Происхождение модного воротника своей молодости Агата Кристи угадала довольно точно.
Хотя отложные воротники не новость и, разумеется, не изобретение Питера Пэна.
Они появились ещё в середине XVI века.
В XVII веке их особенно любили, и были они очень разными.
От роскошных мушкетёрских:
До аскетичных полотняных воротников пуритан:
В конце XVIII века отложные воротники снова вошли в моду благодаря романтикам.
Чтобы олицетворять порыв к свободе, бурю и натиск.
Поэтическая непринуждённость костюма Шиллера:
Бунтарский наряд Бетховена:
В XIX веке отложные воротнички носили уже и мужчины, и женщины.
Вспомним хотя бы «воротнички и рукавчики», шитьём которых пыталась заработать Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» (1865-6).
Вот такие они были:
Пришивные воротнички и рукавчики не только украшали наряд, но и служили гигиене - они были съёмными и располагались на тех местах платья, которые больше всего засаливаются.
Их часто меняли, тогда как сами платья - шёлковые или шерстяные - стирать было нельзя:
Только поздняя викторианская эпоха заставила дам облачиться в глухие платья с воротниками-стойками "под горлышко":
Это продолжалось лет тридцать подряд.
Потому-то поколение Агаты Кристи, родившейся в 1890 году, не мыслило повседневной одежды с открытой шеей.
Правда, отложной воротничок всегда носили дети - стискивать детские шейки трубообразной тугой стойкой даже викторианцы не решались.
Эту девочку, думаю, все помнят:
А это юная Агата Кристи собственной персоной и со своими куклами:
Отложной воротничок в конце концов победил надоевшую стойку.
И пришёл он именно из детской одежды.
Мужчины ведь тоже страдали от высоких жёстких воротников.
Николай Гумилёв как светский щёголь:
Но скоро мальчики - а за ними и мужчины - стали носить спортивные рубашки с мягким отложным воротником а ля Шиллер.
Таковы рубашки бойскаутской формы:
Скауты в деле:
А что оставалось делать девушкам, которым надоели тесные и душные воротники?
Вот тут-то и подвернулся Питер Пэн со своими полётами и детством, которому нет конца.
У людей викторианской эпохи был настоящий культ детства - достаточно вспомнить романы Диккенса или Алису Льюиса Кэрролла.
Вечный мальчик Питер Пэн из книжки Джеймса Барри покорил публику в 1902 году.
Он не хотел взрослеть и вечно оставался в своей волшебной стране Neverland (в русском переводе Нетляндия, Небыляндия, Нигдея, Нетинебудет, Гдетотам и т.д.)
И книжка, и особенно пьеса об этом необычном герое имели громадный успех.
Иллюстрация Артура Рэкхема к первому изданию книги (обратим внимание на воротник мальчика, хотя это и не Питер Пэн):
В Кенсингтонских садах в 1912 году (как раз когда Агата Кристи щеголяла в модном воротнике) даже появился памятник Питеру Пэну.
Герой тут, конечно же, в курточке с тем же ребяческим воротничком:
Этот образ сформировался под влиянием невероятного успеха знаменитой Мод Адамс в роли мальчика, который не хотел взрослеть:
Сейчас актрисы-травести, изображающие мальчишек, не в чести.
Но в начале ХХ века это было откровение.
Мод Адамс в те времена была «самым популярным человеком в США».
Открытки с её портретом разлетались громадными тиражами:
Эта очаровательная и дерзкая особа предпочитала сложную сценографию и необычные роли.
Играла она не только мальчика Питера, но даже петуха Шантеклера из пьесы Ростана:
Бродвейские шоу Мод Адамс всегда производили фурор.
Особенно «Питер Пэн и Венди» по Джеймсу Барри.
Это был настоящий хит эпохи.
Мод Адамс всегда активно участвовала в разработке своих сценических костюмов.
Костюм Питера Пэна во многом продукт её творческих усилий.
На этом снимке этот костюм можно рассмотреть.
И знаменитый воротничок тоже:
Мод в роли Питера Пэра стала мировой знаменитостью.
Её живописный портрет в этой роли:
Юные леди тут же с энтузиазмом подхватили новую моду.
Они забросили чопорные платья с глухими стойками и облачились в наряды с отложными воротничками:
Такой воротник хорош на строгом визитном платье.
И он для девушки куда комфортнее, чем удушающая стойка:
На лёгком и воздушном летнем наряде воротник Питера Пэна тоже выглядел уместно:
Мода быстро стала всеобщей.
Отложной воротник стали носить по всему свету.
Франция. Картина Амедео Модильяни:
Россия. Портрет работы Зинаиды Серебряковой:
А это Борис Кустодиев, портрет жены:
Носила такие воротнички и Коко Шанель.
Она всегда стояла за удобный для женщины костюм:
Марлен Дитрих в отложном воротничке?
Вот уж кто совсем не похож на Питера Пэна.
Тем не менее:
Да, всё новое - хорошо забытое старое.
Вот и основательно подзабытый отложной воротник снова стали носить.
Он получил в начале ХХ века новое имя.
А Питер Пэн не очень-то заслуженно прославился в моде.
Надо сказать, это название больше бытовало в Англии и Америке.
Только влияние английской моды в 1960-е придало ему международное звучание.
Зато теперь "так говорят все".
Воротник Питера Пэна давно стал всеобщим любимцем.
Пусть он скромен, но любому наряду придаёт очарование молодости и свежести.
Прелестная Одри Хэпберн (ей очень такое к лицу!):
Она была верна этому воротничку и в поздние годы:
Катрин Денёв такой воротничок тоже часто носила.
Стильные "Шербурские зонтики":
Здесь Катрин Денёв и создатель её наряда (как и многих других её костюмов) Ив Сен Лоран:
Воротник Питера Пэна был неотъемлемой частью стиля принцессы Дианы:
Сегодня его носит Кейт Миддлтон:
Беспроигрышная деталь.
Никакого вызова.
Непринуждённая элегантность.
Привет из Neverland!