СЕКОНД-ХЕНД ДОСТОЕВСКОГО

Mar 23, 2022 22:46



В тени проклятых вопросов и погружения в бездны людской души остался этот занятный уголок.
Не всегда замечаемый.
Но очень любопытный.

Достоевский считал себя - и был! - исключительно современным писателем.
Жгуче современным, до страсти.
До последней мелочи.

Потому его Петербург в "Преступлении и наказании" мерцает то тут, то там крупицами тщательно рассмотренных и иллюзорно выписанных деталей.
Очень реальных.

И мы узнаем, как был устроен этот странный мир.

Например, откуда люди там брали одежду.



Потому что нового готового платья тогда ещё практически не продавали.

Однако не все имели средства заказать костюм профессиональному портному, как этот господин:



Или сшить новое платье в модной мастерской:



Не все умели шить сами, хотя 1860-е - это триумф швейной машинки Зингер:



А потому у "бедных людей" процветало то, что мы сейчас называем секонд-хенд. Много раз перекупленное и изношенное:



Вот Сонечка Мармеладова - девушка с жёлтым билетом.

Она прибежала прямо с «работы» такой:

"…забыв и о своём перекупленном из четвёртых рук, шёлковом, неприличном здесь цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной круглой соломенной шляпке с ярким огненного цвета пером".

Платье и шляпка Сони, надетые для её "ремесла", названы смешными, потому что аляповаты и неуместны в нищенской обстановке.

Между тем на Соне наряд модный и вполне приличный для 1866-67 г.г. (это время создания романа).

Вот модная картинка, где есть и омбрелька - это зонтик - и круглая шляпка с огненным пером, и необъятный кринолин:



То был пик популярности кринолинов, которые в диаметре могли достигать и трёх метров:



"Хвост"- шлейф придавал юбке модную форму "летящей назад":



Как же такое модное платье попало к Соне?

Сшитое для какой-то барыни, оно было своей первой хозяйкой надето вряд ли более нескольких раз (а то и лишь единожды).

Затем - если хозяйка была экономна - платье  переделывалось до неузнаваемости.
Как?
Сменой отделки и деталей.
Так поступала Анна Каренина, которая, «мастерица одеваться не очень дорого, отдала модистке для переделки три платья».

То есть модистки не только шили новое, но и перешивали старое:



Иногда платье отдавалось даром прислуге или бедным родственницам.

Нарядной одежды им, правда, не жаловали, в основном дарили визитные и повседневные платья скромных цветов.

Это горничная, в платье слишком светлом для её возраста и статуса :



Перед дарением с платья обязательно спарывали кружева, ценные пуговицы, всю дорогую отделку.

Поскольку мода предполагала тесное облегание лифа, новая хозяйка платья тщательно подгоняла наряд под себя.
Украшала, как могла.
И носила, сколько желала:



Стирать шёлк и шерсть тогда было нельзя - иначе вещь сразу полиняет, сядет, потеряет форму.

Потому, поносив и заносив, дарёное платье отдавали ещё кому-то ещё беднее.
Или продавали старьевщику.

Таким образом платье переходило из рук в руки несколько раз.

Значит, "перекупленное из четвёртых рук" платье добралось до Сони в изрядно поношенном и несвежем виде.
К тому же всякий, кто его носил, переделывал его по своему размеру и вкусу.

Потому Достоевский с полным основанием называет этот претенциозный наряд с кринолином позорными и грошовыми лохмотьями.

Есть в романе и описание целого гардероба - на сей раз мужского - целиком справленного в лавке старьевщика.
То есть в секонд-хенде.

Такие лавки часто располагались на толкучем рынке, где продавали всякий хлам:



В таком секонд-хенде полный узел добра приобрёл для Раскольникова (тот износился вконец) его позитивный и деловой приятель Разумихин.

Здесь любопытна каждая вещь.

Например, шляпа.

В любую погоду, даже в зной, появляться на улице без головного убора было тогда не принято.
Очень популярен цилиндр:



Мятая, скривившаяся набок шляпа Раскольникова заставляла своего обладателя страдать и стыдиться.
Но без неё выходить из дому он не решался.

Раскольников студент.
Вряд ли он носил цилиндр.
На классической картине Николая Ярошенко студент в поношенной шляпе калабрезе (широкополой с конической тульей).

Это дань свободолюбию и увлечению Гарибальди:



Разумихин тоже значение шляпы понимал:
"Головной убор, это, брат, первейшая вещь в костюме, своего рода рекомендация".

Конечно, в цилиндре молодой человек смотрелся - так тогда считали - наиболее импозантно:



Но Разумихин на цилинр не покусился, а вручил другу дешёвую поношенную фуражку.
Скорее всего, такого рода:



Затем из узла появляются штаны:
"... он расправил перед Раскольниковым серые, из лёгкой шерстяной материи панталоны".

Светлые летние штаны в 1860-е годы были в большом ходу:



Или вот Александр Герцен в модных тогда широких светлых панталоных:



Панталоны эти носили не только однотонные пастельных тонов, но и в клеточку:



Разумихин гордится покупкой:
"... ни дырочки, ни пятнышка, а между тем весьма сносные, хоть и поношенные, таковая же и жилетка, одноцвет, как мода требует».

Любопытно оправдание неважной сохранности вещей:

«А что поношенное, так это, по правде, и лучше: мягче, нежнее...

Нынче летний сезон, я и покупку летнюю сделал, потому к осени сезон и без того тёплой материи потребует... тем более что всё это тогда уж успеет само разрушиться".

То есть вещи потрёпаны основательно, долго не продержатся.

Зато в лавке старьевщика проводятся акции и существуют бонусы:
"Эти износишь, на будущий год другие даром берёшь! В лавке Федяева иначе и не торгуют".

К осени Разумихин предполагал подыскать другу пальто.
И плед, наверное.
Очень тогда модная и популярная вещь.
И практичная!
Ведь пледом можно утепляться и на улице, и дома, в промозглой квартире. Собственно, шотландский плед это и есть и одежда(килт), и одеяло.

Студент Ярошенко как раз укутан в плед.

У курсистки того же Ярошенко плед посимпатичнее, в клеточку:



Пледы носили не только бедные студенты.
Светский человек Фёдор Тютчев в поздние годы не расставался с пледом, поскольку страдал зябкостью:



В лавке старьевщика можно было купить и обувь.

Мужчины тогда носили не туфли (это для бала) и не ботинки, а сапоги.

Поэт Николай Некрасов - одевавшийся модно и тщательно - в элегантных сапогах из тонкой кожи:



Разумихин для Раскольникова и сапоги приобрёл:
"...теперь к сапогам - каковы?
Ведь уж видно, что поношенные, а ведь месяца на два удовлетворят, потому что заграничная работа и товар заграничный: секретарь английского посольства прошлую неделю на Толкучем спустил; всего шесть дней и носил, да деньги очень понадобились".

Куплены Раскольникову и "три рубашки холстинные, но с модным верхом".
Модный верх выглядел так:



Разумихин подводит итог:

"Ну-с, итак: восемь гривен картуз, два рубля двадцать пять прочее одеяние, итого три рубля пять копеек; рубль пятьдесят сапоги - потому что уж очень хорошие - итого четыре рубля пятьдесят пять копеек, да пять рублей всё бельё - оптом сторговались - итого ровно девять рублей пятьдесят копеек".

Какая точность! До копейки.
В этом весь Достоевский.

Этот  наряд из секонд-хенда дорог или дёшев?

Пуд пшеничной муки в 1860-е годы стоил 5 рублей 40 копеек.
200 рублей - средние выкупные крестьянина за свой надел и личную свободу после реформы 1862 г.; 20% он должен был выплатить помещику.

секонд-хенд, история костюма, Фёдор Достоевский, история повседневности, мелочи жизни, Петербург

Previous post Next post
Up